Британская высшая школа дизайна
Британская высшая школа дизайна
8 мин. читать
1798 показов
447 открытий

Как устроена программа «Графический дизайн» в Британке: опыт выпускников

Графический дизайн похож на криптологию — это визуальный язык для шифрования смыслов и эмоций, которые бренды транслируют своим потребителям. Дизайнеры помогают компаниям выделяться на рынке и быть узнаваемыми через уникальную идентификацию — логотип, цветовую палитру и типографику, рекламные материалы вроде брошюр и баннеров, с помощью упаковки или привлекательного дизайна сайта, основанных на знаниях о пользовательском опыте.

Создавать графические продукты можно как в составе креативных агентств, так и в роли независимых специалистов. Но для того, чтобы устроиться в именитую студию или сотрудничать с крупными заказчиками, нужно релевантное рынку портфолио, отражающее индивидуальный стиль работы и разносторонность проектов. Студенты годовой программы «Графический дизайн» Британки формируют такое портфолио в процессе обучения. Поговорили с куратором Димой Красновым и выпускницами этого года Полиной Назаровой и Таисией Осиповой о том, как строится курс и и почему неудачи — тоже путь к росту.

Дизайнер должен быть готов к реальным условиям рынка

Продолжительность курса — год. Общие предметы идут на протяжении всего обучения: студенты получают набор теоретических и практических навыков, которые составляют фундамент профессии. Например, независимо от сферы, в которую углубится выпускник после учебу, ему все равно нужно будет знать типографику и программное обеспечение, уметь защищать авторские права и составлять смету на работу.

Второй тип предметов — это специализированные модули: фирменный стиль, дизайн упаковок, дизайн книг, дизайн диджитал-коммуникаций и моушн-дизайн. На каждом модуле к кураторам программы Дмитрию Краснову и Михаилу Шеттлеру присоединяются эксперты рынка. Они сами строят программу обучения, приглашают специалистов из индустрии на лекции и определяют соотношение теории и практики. Так, каждый модуль не похож на предыдущие.


«Все преподаватели курса работают в этой сфере и постоянно общаются с коллегами из разных студий и стран, и знают, что требует рынок, — рассказывает Дмитрий Краснов. — Поэтому мы вводим в программу работу с новыми технологиями, например, искусственным интеллектом, и выводим из нее неактуальные».


Программа адаптируется под влиянием внешних факторов: от прогресса в технике и софте до социально-экономических изменений. После выпуска студенты готовы к реальному рынку здесь и сейчас, им не нужно срочно добирать знания или навыки, чтобы поспеть за изменениями.

Паника, страх и гордость

На каждом специализированном модуле студенты работают над практическим проектом. Для большинства студентов это возможность открыть для себя новые сферы. Например, выпускница этого года Полина Назарова попробовала себя в книгоиздании. В рамках курса нужно было разработать книгу-азбуку: придумать тему и название, найти наполнение и иллюстративную составляющую, подобрать типографику, отразить идею и характер издания за счет системы верстки. В конце модуля студенты печатали свои книги, самостоятельно подбирая материалы и типографии.


«Для своей книги я выбрала тему повседневных вещей. Нас окружает огромное количество вещей, которыми мы пользуемся каждый день, но не задумываемся о том, как они появились и вошли в наш быт. Но истории есть у всего. В книге-азбуке описаны самые интересные истории создания некоторых бытовых вещей, без которых нельзя представить нашу жизнь».


В своем издании Полина использовала розовый, голубой и красный цвета в качестве акцента, чтобы подчеркнуть игривый характер издания и использовала необычную верстку, где текст обтекал фотографии.

Полина работала над проектом в новой для нее программе InDesign, первые дни ей приходилось преодолевать страх и панику: что сделать в первую очередь, как найти идею и метафору, как собрать концепт воедино. В результате же Полина получила новый инструментарий, который помог ей и в будущих проектах.


«И хотя на защите портфолио перед приглашенной комиссией и зрителями в зале, голос дрожал, а руки тряслись, в тот день я гордилась собой как никогда в жизни».


Критерии отбора брифов

Конечно, проекты в модулях бывают и концептуальными, но чаще это все же реальные брифы от представителей индустрии — брендов одежды, обуви, книгоиздатели и другие.

Далеко не все брифы попадают в работу: они должны соответствовать задачам обучения и помогать развить студенту все навыки, которые потребуются в реальной работе.

Так, во время модуля «Фирменный стиль» Полина Назарова разработала айдентику для целого театра. Аппарат.театр — это авторский иммерсивный театр, который отличается дерзким и смелым характером и не боится вступать в диалог со зрителем. Прежде чем приступить к заданию, Полина побывала на одном из спектаклей — ее сильно впечатлили игра актеров и глубина диалогов. Эти переживания она захотела сохранить в фирменном стиле и положила в основу концепции метафору о передаче эмоций за счет движений актеров. Идея прослеживается в графике, которая служит акцентным пятном в композиции. В качестве фирменных цветов Полина выбрала флуоресцентные фиолетовый и зеленый, чтобы подчеркнуть смелый характер театра и сделать отсылку к световым инсталляциям в постановках.

Софт-скиллы графдизайнера

Курс проходит в очном формате, так как специальность включает в себя много практических дисциплин — от инженерных до коммуникативных. На занятиях студенты делают коллажи, проектируют разные конструкции, оформляют выставки, готовят экспликации для музеев, ходят на экскурсии в компании, для которых будут разрабатывать дизайн.

Проект визуального редизайна для бренда Twenty Nine выпускницы Таисии Осиповой

«Есть те, кому достаточно онлайн-образования. Они очень самоорганизованные, — говорит куратор Дмитрий Краснов. — Но для большинства онлайн-обучение все же подходит, когда нужно взять всего несколько лекций или отдельный предмет, который бы восполнил пробел в знаниях. В графическом дизайне очная форма сильно влияет на дисциплину и восприятие материала».


При поступлении студенты уже должны владеть основами коммуникационного дизайна и иметь портфолио работ: программа не дает знания с нуля, она расширяет и углубляет экспертизу. Помимо практических навыков, у абитуриентов программы графдизайна должны быть развиты четыре важных софт-скилла:

 Мотивация. Нужно быть уверенными, что графический дизайн для вас — это не просто «попробовать, послушать, понять, познакомиться», а а дело, в котором вы хотите развиваться как профессионал. Без этого работать над учебными проектами целый год в режиме 24/7 практически невозможно.

 Ответственность. Не только за свой выбор, но и за коллективные групповые проекты. Если каждый участник не сделает свою часть работы, общий проект не выйдет.

 Коммуникабельность и дружелюбность. Хороший дизайнер — это такой «траблшутер»: он должен находить выход из любой сложной ситуации, где не совпадают мнения разных людей — одногруппников, коллег, заказчиков.

 Стрессоустойчивость. Надо уметь переделывать результаты недельных трудов, видеть грань между критикой и осуждением и воспринимать эту критику как направляющий вектор и фильтр, а не попытку обидеть. Не все это выдерживают.


«Курс был очень интенсивный, — рассказывает Таисия Осипова. — И, наверное, сейчас больше всего вспоминается ощущение, когда ты что-то в ужасе на высокой скорости сделал, и вдруг уже на занятии понимаешь, что, может быть, это получилось неплохо — несмотря на творческие терзания, отсутствие времени и идей, и общее замешательство. И в этом, на мой взгляд, проявляется талант преподавателей».


Одним из ключевых проектов на курсе для Таисии стал дизайн упаковки шоколада. Такого опыта у нее еще не было, поэтому поначалу она действовала на ощупь и пробовала разные подходы, но ничего не складывалось. Ключом для решения задачи неожиданно стала акварель, которую Таисия написала несколько лет назад во время месяца медитации в Таиланде. Картина источала спокойствие, легкость и красоту — это идеально подошло для иллюстрации идеи здорового питания.


«Естественным образом от акварели выстроился „музейный“ дизайн — со штампами, выключкой по центру и лаконичной гаммой. Яркий синий цвет оказался выгодным решением — полезного шоколада много, и новому продукту важно отличаться от конкурентов. Моя упаковка победила на внутреннем конкурсе Royal Forest и поехала на выставку как новый продукт компании», — говорит Таисия.


Конкурентоспособное портфолио

Еще десять лет назад у большинства школ дизайна был только дипломный проект, по которому будущему работодателю было сложно оценить навыки и знания кандидата. На финальный результат могли влиять жизненные обстоятельства или проект не позволял задействовать все сильные стороны и знания автора.

Современные студенты представляют на защите три проекта. Их они создают в течение года, используя знания, полученные на разных модулях. Защита происходит перед реальным заказчиками, после нее — работы экспонируются в отдельной выставке.

Несколько сильных проектов — это уже профессиональное дизайнерское портфолио. Его достаточно, чтобы на собеседовании потенциальный заказчик мог сделать вывод об опыте и знаниях дизайнера.

Съемка упаковки перед защитой. На фотографии Даша Нестерова, фотограф Британки

«Сейчас я работаю графическим дизайнером в SETTERS EDUCATION. Оказалась тут именно благодаря Британке и новому приобретенному опыту, — говорит Полина Назарова. — Школа внесла огромный вклад в мою карьеру. Сейчас я чувствую себя уверенным специалистом, но не останавливаюсь в своем развитии и строю планы на будущее. Хотела бы больше развиваться в айдентике, углубиться в леттеринг, освоить 3D».


Научиться мыслить вне стереотипов, овладеть крафтовыми и диджитал-инструментами современного графдизайна и узнать, как выстраивать отношения с заказчиками, можно на годовой программе дополнительного профессионального образования «Графический дизайн». Обучение проходит на реальных брифах под руководством опытных профессионалов индустрии.

Нравится 1
1798

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие