UX Lead
UX Lead
8 мин. читать
1709 показов
484 открытия

Как отличить хороший кейс от плохого и кто такая эта ваша «насмотренность»?

Многие дизайнеры, особенно в начале своей карьеры, постоянно встречаются с термином «Насмотренность» и советами о том, что её надо поскорее прокачивать. Чаще всего, под этим подразумевается абстрактное количество часов или количество чужих работ, которые просмотрел дизайнер за всю жизнь. Якобы, это поможет стать скиловее. Я и сам попадал в эту ловушку в начале своего профессионального пути, специально выделяя минут по 30 в конце каждого рабочего дня на «листание» Behance.

Сейчас же, с высоты моего опыта, мне это кажется хоть и увлекательной, но практически бессмысленной профанацией. Однако не спешите гневаться от моего посягательства на такое святое для каждого дизайнера слово «Насмотренность». Сейчас я попробую объяснить, что имею в виду.

Представьте, что вы автомеханик

Я обожаю язык метафор и не могу удержаться от возможности сравнить дизайнера с автомехаником (это сравнение гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, но это тема для отдельной статьи). Представьте, что механик вместо последовательного изучения автомобиля просто начинает открывать капоты разных машин и изучать их устройство визуально. С каким бы усердием он это не делал — стать хорошим автомехаником это ему вряд ли поможет. Безусловно от этого будет какой-то толк: он поймёт, где располагаются различные элементы в автомобиле и как они выглядят. Если механик талантлив, то он, вероятно, в какой-то момент даже начнёт подмечать особенности каждой марки или страны производства машин, но количество потраченного им времени будет несоизмеримо с пользой, которую он для себя выносит. В дизайне это работает примерно также — изучая что-то только глазами ты получаешь гораздо меньше пользы, чем мог бы получить за это же время. А иногда работает даже хуже. В случае с автомехаником в 99.9% случаев он хотя бы будет смотреть на что-то сконструированное и созданное профессионалами. А дизайнер (особенно дизайнер новичок) часто попадает на работы таких же дизайнеров новичков и может неосознанно запоминать и воспроизводить ошибки подобные тем, что увидел.

Так что же делать? В топку эту насмотренность?

Ну, конечно, нет. Изучение чужого опыта, наряду с практикой — это один из самых эффективных способов чему-то научиться. Но в случае с дизайном (особенно для дизайнера новичка) важно изучать полезные и информативные кейсы, не тратя своё время на посредственные работы.

Исходя из всего вышесказанного, сам по себе формулируется вопрос:

Чем же отличается полезный для изучения кейс от посредственного?

Сначала поговорим про прямые признаки, которые работают в 100% случаев:

1. У кейса есть понятная задача

Причём, она может быть абсолютно любого уровня. Нарисовать иконки в таббар фитнес приложения — понятная дизайнерская задача. Точно такая же, как и создать дизайн-систему для крупнейшего банка в стране. Тут важен не масштаб, а сам факт её наличия. Также ок, если задачу формирует сама команда или дизайнер, а к ним пришли с проблемой или несформулированным требованием. Это часто происходит в нашей работе, особенно в специфике заказной разработки.

2. Предложено решение задачи

Тут всё логично — если есть задача или проблема, то её надо выполнять или решать. В этом и кроется такой философский, хоть и простой смысл всей нашей работы.

3. Описан процесс

Раз есть проблема и предложено решение, значит и работы по этому решению будут проводиться. В хорошем кейсе они описаны последовательно. Причём, часто в процессе работы мы узнаём что-то новое и сталкиваемся с «подводными камнями», которые сложно или невозможно было заметить при оценке проблемы и выработки проектного решения. В хорошем кейсе о таком честно напишут.

4. Есть результат

Хотя бы в формате «Мы сделали, что хотели, клиент доволен, солнце светит». Идеально — с цифрами, графиками и оценкой влияния принятых решений и проведенных работ на понятные метрики: конверсию, вовлеченность или другой важный для бизнеса показатель. Для личных кейсов негативный результат и разбор ошибок — тоже результат.

В широком смысле уже эти 4 пункта делают кейс интересным, а самое важное — полезным для изучения другими дизайнерами. Но есть и ряд косвенных (второстепенных и опциональных) признаков, которые тоже часто присутствуют в классных кейсах:

1. Целевая аудитория 

Хороший кейс может иметь ясно определенную целевую аудиторию, для которой был разработан дизайн. Круто если эта аудитория описана, и нам становится понятно, какие потребности и проблемы решает предложенное решение.

2. Контекст использования 

Важно показать, как дизайн будет использоваться в реальной жизни. Например, делать приложение для таксистов нужно понимая, что они будут пользоваться им в движении и стрессовых ситуациях. Интерфейс в таком случае должен быть адаптирован под контекст: огромные кнопки, однозначность формулировок и минималистичный интерфейс. Контексты помогают раскрыть нам смысл некоторых принятых решений и без его указания у нас иногда возникают вопросы, на которые мы не находим ответов.

3. Визуальное оформление кейса

Вот так внезапно визуал ушёл в косвенные признаки. Здесь важно понять, что я говорю именно о визуале самого кейса. Интерфейсы или иная демонстрируемая работа обязана быть крутой — нам про неё и рассказывают. Но вот простое оформление кейса (часто замечаю, что опытные дизайнеры или команды нарочито делают свои кейсы минималистичными, смещая акцент на смысл написанного) — не всегда плохо. Летающие и заблюренные объекты вокруг макетов, сложные мокапы и обилие ненужных украшательств — очень часто просто мишура, за которой неопытный дизайнер скрывает проблемы своего кейса.

4. Уникальность и инновационность решений

Не всегда это возможно, но если команда сделала что-то отличающееся от того, что есть на рынке или общепринято — это всегда интересно изучить. Вдруг это станет новым мейнстримом?

5. Качество детализации макетов

Тоже не всегда возможный пункт, но иногда так и хочется посмотреть на критические состояния тех или иных макетов. Особенно, когда с опытом начинаешь замечать, что в кейсе с демо контентом всё всегда гладко и сладко, но на реальных данных он может «рассыпаться».

6. Доступность интерфейса

Про людей с ограниченным возможностями у нас принято забывать. Что почти всегда неэтично и очень недальновидно, ведь по результатам недавнего исследования VK таких людей в России — около 8% от общего числа населения, а 30% из них имеют постоянную работу.

7. Обратная связь

Круто, если в кейсе честно показана обратная связь от пользователей или клиента.

8. Роль в проекте

Если вы изучаете личный кейс, то полезно понимать, какую именно роль выполнял в нём специалист и за какую часть работ он был ответственен.

9. Инструменты и методологии

Здорово, когда в кейсе описывают, что именно используют в работе. Это может быть полезно в том случае, если мы столкнёмся с подобной задачей и запомним сервис или методологию по которой решили эту задачу другие. Но настолько подробное описание — скорее мечты, чем реальность. Люди неохотно делятся своими инструментами, ведь это часть их экспертизы, которую можно монетизировать.

Примеры полезных кейсов

В России, как и в мире, много классных студий, которые интересно и подробно рассказывают про свою работу. Перечислю лишь некоторых из них:

У ребят подробнейшее описание всех кейсов и процессов. Самый мой любимый кейс — про систему мониторинга пациентов в реанимации. Там всё, как в хорошем кино: клиент пришел за UI, вместе с дизайнерами нашёл косяки в UX и, в итоге, сделал мир для врачей и пациентов чуточку лучше.

При всём обилии нарочито провокационного дизайна здесь нередко можно найти что-то интересное. Уникальность и ценность кейсов для изучающих их дизайнеров в том, что к каждому их них обычно выкладываются наброски и серия вариантов и наработок в хронологическом порядке. Можно понять, как именно дизайнер пришёл к финальному решению и посмотреть альтернативные версии и ход его мыслей.

Не нуждающаяся в представлении студия давно выкладывает подробное описание задачи и решений внутри каждого кейса.

Не менее известные команды, кейсы которых полезно изучать:

Заключение

Конечно, всё вышеперечисленное лишь мой субъективный опыт. Это то, что с радостью я бы сообщил себе лет 5 назад, когда только начинал вкатываться в серьёзную работу UX/UI дизайнера. Возможно, эти пункты не подходят для других областей дизайна: графического, моушена, 3D. Я допускаю, что они не универсальные и не утверждаю, что изучать визуальные решения без описательной части — плохо. В конце концов IT — это рок-н-ролл, где у каждого специалиста свой бекграунд и история. Только вам решать, как и куда вам расти, но надеюсь, кому-то эта статья поможет эффективнее прокачивать свою насмотренность и дизайнерский кругозор.

А если вам понравилась эта статья, то буду рад видеть вас на своём телеграм канале UX Lead, где я пишу о дизайне, интерфейсах, продуктах и вдохновении.

1709
0

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие