Ivan Ilinov
Ivan Ilinov
12 мин. читать
4723 показа
1672 открытия

Портфолио не для всех, а резюме не для каждого

Отправляя резюме или идя на собеседование, мы не всегда знаем с кем нам предстоит общаться и кто будет смотреть наше портфолио. Тем более, что вас могут пригласить на собеседование и без вашего отклика. Бывает, что на собеседовании присутствует не только HR. А ещё бывает, что собеседований может быть три, пять, десять в одной компании. Чем крупнее и западнее от вас компания, тем больше и дольше. Не стоит думать, что все собеседования будут одинаковые и можно будет показывать и рассказывать одно и то же.

Многие начинающие дизайнеры спрашивают, обязательно ли портфолио на бэхансе, нужно ли иметь дрибл, личный сайт? Писать ли cv в свободной форме или сделать на шаблоне условного HH. Портфолио в notions это нормально? Показывать ли рабочие файлы фигмы, давать ли ссылку на такие макеты или только шарить на созвоне?

Это сумбурное эссе на тему кому и что именно стоит показывать, и какой арсенал стоит заготовить заранее. 

Предлагается взглянуть на людей, которые принимают решения о найме или влияют на таковой, прямо или косвенно.

HRы первой линии обороны. Обрабатывают сотни откликов, при этом не только дизайнеров, а потом носят пачки распечатанных пдф начальнику на ознакомление. Они делают пометки на полях, перекладывают резюме из пачки в пачку. Забывают о вас и вспоминают через полгода.

Им будет проще и удобнее получить от вас стандартное резюме с HH. Они знают, куда смотреть в резюме, и на что обращать внимание, так как все резюме с одинаковой структурой, что ваще, что электрика.

Написав и отправив "дизайнерское" резюме такому человеку, вы вызовете короткое замыкание в его процессах. 

Довольно часто, они не совсем компетентны в дизайнерских вопросах. Они не видят те вещи, которые видят дизайнеры. Они не будут впечатлены вашими компонентами в фигме, запутаются в пэйджах и не поймут, как перейти с пэйджа обложки на пэйдж с дизайном. Вряд ли разберутся, как пользоваться прототипом и будут двигаться стрелочками в произвольном порядке. 

Возможно, для упрощения их жизни, можно засунуть в тело резюме ссылку на портфолио в формате пдф, вместе/вместо ссылки на бэханс, чтоб они могли его так же скачать и распечатать.

При этом Бэханс уже стал своеобразным понятным эталоном. Тут нужно понимать, что проекты на бэхансе, HR смотрят по диагонали, оценивая красивость и трендовость (в их понимании), горы текста и исследования будут проскролены, картинки оценены "компетентным" взглядом на наличие красоты. Конечно, сыграет свою роль, проект из сферы компании. Строительная компания, заинтересуется вашим проектом в портфолио для строительной компании, при этом не нажмет в проект "приложения для салона-красоты".

В общении с вами их интересуют больше софт-скилы и процессы. Что вы хотите? Кто вы? Зачем вы? Сколько хотите и чем можете быть полезны? Вопросы обычно, про то какие сложности были в предыдущем проекте и как вы их решали. Всё про общение и рабочие нюансы, косвенно про сам дизайн. 

Однажды после 10 минутной впечатляющей речи о моем прошлом проекте, HR сказала "Спасибо, правда я поняла только половину из того что вы говорили и чем именно занимались". Проект был про saas админку по управлению вендинговыми тач-экранами в сети Дублинских аптек. 

HRы направления IT или рекрутеры кадровых агентств. Как правило, знают о специфике IT достаточно много, и часто встречают дизайнеров самых разных узких специализаций. Когда вам 20 раз дизайнеры расскажут, как они работают и что делают, вы уже начнёте понимать, как с ними общаться. 

Эти ребята точно знают кого они ищут.

Если у них стоит задача найти дизайнера мобильных приложений, их будет интересовать ваш опыт только в мобильных приложениях. Открывая ваше портфолио в котором, три лендинга, три интернет магазина и три мобильных приложения, оно автоматически проигрывает другому претенденту где меньше работ, но все они – мобильные приложения. Единственное, что вас в таком случае может спасти, это нужный компании стиль ваших работ, он должен быть одинаковый на всех ваших работ и четко прослеживаться. 

Представьте, что вы ищите иллюстратора для плаката в стиле анимэ для вечеринки. Вот вам прислали портфолио, где куча красивых работ, одна в стиле русского плаката, другая в стиле японской живописи, третья в стиле рэйв-вечеринок. И вроде качество окей, но нет нужного вам стиля. А вот портфолио всего из 2х работ но в нужном вам стиле. Выбор очевиден. Можно мне так же, сколько стоит? Мэйк сэнс? 

Имеет смысл заготовить несколько портфолио на дрибле или бэхансе, и показывать нужное в нужной ситуации. Отделить лендинги от интернет-магазинов, а сервисы и админки от мобильных приложений.

Можно собрать и общую кучу, для внеплановых ситуации о которых далее. 

Менеджеры, стэйкхоледы, проджекты. Интересуются скоростью и качеством работы, как вы впишитесь в команду, знаете ли как передавать макеты в разработку, знаете чего про канбан, водопад задач, скрам, аджайл и окр?

Любите ли ежедневные созвоны два раза в день в самом неудобном месенджере и не устали ли дизайнить и решать задачи?

Их, как раз интересуют дизайн-процессы, больше чем красота и стиль. В портфолио они будут отмечать исследования, флоу, сложные решения. То как вы объясняете и защищаете свои решения. Уже не так важны сферы выполненных в портфолио работ и их стиль. Могут поинтересоваться, что вы будете делать в непонятной ситуации, если нужно будет нарисовать иллюстрацию или сделать видео для сплэш-экрана мобильного приложения. Вот когда спросят, а что вы ещё умеете? Вот тогда и достаем из под прилавка, все плакаты, моушн-дизайн и японские порно сайты, которые тщательно убирали из портфолио до этого.

Линейные дизайнеры. Так бывает, что на собеседовании могут присутствовать дизайнеры с которыми вам предстоит работать бок о бок, или просто дизайнеры из других отделов, они будут на встрече, в роли тех-поддержки для HR, чтоб задавать вопросы, которые HR никогда бы не задал. 

Естественно, ни одного нормального дизайнера не интересует кто вы и откуда, ваш пол, рост, вес и ваше резюме с высшим образованием. С большей долей вероятности он посмотрим ваше портфолио на бэхансе по диагонали, оценив его как приемлемо/неприемлемо. 

Дизайнерам интересно, как именно вы работаете. Ваши навыки владения инструментом, как вы собираете макеты, как вы именуете слои, ваш UI-кит, стили, компоненты, состояния элементов, прототипирование, токены для палитр. Справитесь ли вы с макетами которые вам передадут, и на сколько просто будет работать с вами над одним проектом в одном файле. Они очень хотят спросить, пьёте ли вы и ругаетесь ли матом, есть ли пак-мемов, чтоб общаться ими в секретном дизайн чате с дурацким названием "прогресс бар" или "тефтели и прорубь", но, к сожалению, этого всего они не спросят. им важно на сколько вы адекватны, не токсичны и прокачаны.

Так же их интересует базовые знания. Чем ргб отличается от смик, почему измерения в ios это pt, в андроид sp, а вебе px? Что такое rem и модульная величина. 13 колонок это нормально? 

Имеет смысл подготовить и вычистить проекты прямо в фигме, чтоб было не стыдно их открыть прямо на собеседовании. Назвать по человечески файл проекта, добавить обложку, завести стили для текста и палитр, проименовать все фрэймы и слои до второго уровня. 

Им уже можно показывать свой персональный сайт, где всё крутится, вертится, пердит и сверкает. Они оценят. 

Рассказ о себе в произвольной форме. 

Лид-дизайнеры, арт-директора. Это те люди которые ищут дизайнера на конкретные задачи. Они ищут дизайнера под проект, но могут передумать прямо в процессе общения, поняв что ты больше подойдёшь в другом проекте, нежели в этом. Они вправе решать справишься ты или нет. Они сразу видят все косяки в твоём портфолио и сразу понимают, где у тебя пробелы в знаниях. (ну конечно если это хорошие лид-дизайнры, а не сваты директора).

Их не очень интересуют стандартные резюме, они не любят профессионалов по трудоустройству на работу. Персональный рассказ о себе в произвольной форме – ровно то, что надо. 

Одного очень большого и подробного проекта, часто достаточно, чтоб всё про тебя понять. Их больше интересует, как ты впишешься в команду дизайнеров и команду проекта.

Хороший арт-директор – это человек который следит за общим уровнем дизайна, он регулирует дизайн курс компании, крутит крутилкой громкости на панели. Не даёт делать слишком хорошо или слишком плохо. Он фильтр, через который ничего лишнего не должно просочиться. Не даёт сделать ламборджини, когда нужен трактор. Помогает полететь, тому что летать не может.

Общаясь с таким человеком нужно знать ответ на вопрос, чем именно ты хочешь заниматься ближайшие цать лет. Я сделал 20 приложений, и понял что это моё, я хочу сделать ещё 20, я дизайнер 10 лет, и я не только не услал, я вообще только только разогрелся. Хорошие ответы. Главное чтоб вы в них сами верили.

Лучше иметь идеально оформленный кейс в фигме. Или несколько самых лучших работ в портфолио. Всё что у вас есть никто никогда смотреть не будет, поэтому не давайте даже шанса кликнуть не в ту работу, которую вы бы хотели показать.

Если вы только выбираете вакансию

Обратите внимание, что за компания размещает вакансию. Часто бывает так, что компания называется ООО "Редиска" но делает продукт который мы все знаем и пользуемся каждый день. Обязательно посетите сайт и социальные сети. 

Обратить внимание на уровень дизайна, оформления постов, количество сотрудников. Попробуйте зарегистрироваться и посмотреть на email рассылки, например письма с подтверждением регистрации. Оформлено ли письмо в корпоративном стиле или пришла пустая болванка? 

Так можно понять, а есть ли вообще в компании отдел дизайна, уровень дизайнеров, и наличие чего то похожего на арт-директора, которые могут оказаться на собеседовании и будут оценивать вас, когда вы отправите отклик. Какой у них уровень и что может повлиять на их решения. 

Вакансия написанная арт-директором
Вакансия написанная HR

Обратите внимание, на текст и тон вакансии. По стилю, иногда, можно понять, что писавший не совсем понимает кого именно он ищет, и в вакансии написано вообще всё, что связано с дизайном сразу в одном абзаце. Знание всех программ. Знание всех трендов. Коммуникабельность.

Посмотрите другие вакансии этой компании и обратите внимание отличаются ли имена HR менеджеров в этих вакансиях или телефоны? Один он там или их несколько. Нанимает он и дизайнеров и электриков или этим занимаются разные люди? На сколько этот человек компетентен в вопросах дизайна? На сколько он "дизайнер" в душе и осведомлен о том, что у дизайнеров происходит в процессах. Например упоминание вариантов-компонентов, автолэйаутов, токенов – хороший знак. Требование к навыкам в типографике – совсем отлично. Упоминание трендов - наоборот, тревожный звоночек. Ну появился там год-два назад брутализм, потом исчез. Появлился гласморфизм и так же внезапно исчез. Что теперь, всё бросать и бегать за трендами? Любой нормальной компании с отделом дизайна, абсолютно, наплевать на тренды.

Так вы сможете прикинуть, у кого окажется ваш отклик в самом начале. 

Вакансии написанные стэйк-холдерами

Обычно про это не пишут в вакансии. Но неплохо было бы это узнать. На какой именно проект ищут дизайнера. Сколько там дизайнеров уже, и какая роль будет у тебя.

Хороший пример, вакансии Яндекса и других крупных it-компаний. Они точно знают, кого они ищут и под какие задачи. Вакансии у них максимально подробные, без воды. Ищем дизайнера в Я.Карты. Ищем дизайнера в ВК.музыку, вам предстоит... и т.д. 

Общаясь с кем угодно по такой вакансии, нужно прямо говорить, что это именно то, что вы всегда хотели. И реально этого хотеть. "Я много чего попробовал, у меня есть несколько лендингов, я делал даже интернет-магазин, но я кайфанул от личного кабинета на последнем месте работе, я обожаю делать все эти полосочки, кнопочки, модалки и таблицы данных. Это то чем бы я хотел заниматься, а тут увидел ваш проект по crm для бизнеса просто идеальная работа для меня. Вот моё тестовое, буду рад любой обратной связи" Вот такой настрой.

Что уместно спросить на собеседовании?

Спросите:

  • Можно ли узнать подробнее про проект и задачи которые мне предстоит решать?
  • сколько человек в команде?
  • проект новый или мне придется продолжить кем-то начатое?
  • сколько на проекте дизайнеров сейчас?
  • сколько вообще дизайнеров в компании?
  • куда делся предыдущий дизайнер с этого проекта?
  • есть ли дизайн лид?
  • есть ли дизайн система или ui-кит в котором выполнен проект?
  • по какой системе разрабатывается проект, скрам, канбан?
  • в какой экосистеме работает компания если не секрет? 
  • разрешены ли мессенджеры для общения команды, дискорд, телеграмм?
  • когда у проекта финальный релиз или есть ли вообще конец у этого проекта?

Выясните больше про проект и работу. Это располагает.

Где пруфы Билли?! Нам нужны пруфы!

Статья написана на базе собственных кожно-попных ощущений, на опыте от 11 лет работы дизайнером. Я был на собеседованиях много раз. Сам собеседовал дизайнеров. И помог устроиться ещё вчерашним студентам онлайн-курсов на реальную работу аж целых пять раз.

Я дизайнер интерфейсов в Align Tech (Сан-Хосе, США) и наставник годовой программы "Продуктовый дизайн" в дизайн-школе BBE

Буду рад любому дополнению статьи в каментах.

Лайк, репост, приветствуются и радуют сердечко.

4723
5

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

  • Новые
  • Старые
  • Популярные

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие