Всем привет, камрады! Ранее я писал о том, как затесался в круги моушен-дизайнеров и почему так важно объяснить себе, зачем ты занимаешься тем, чем занимаешься. А теперь напишу, как находил своих первых клиентов.
На самом деле всё довольно прозаично. Смотрите, ведь какой порочный круг получается: чтобы попасть в руки хорошему клиенту, нужно обрасти соответствующим портфолио. А портфолио набирается из роликов, сделанных под запрос клиентов. То есть без портфолио нет клиентов, а без клиентов нет портфолио. Уроборос!
Единственный выход тут — повторять за умными дядями по туториалам, и, поднабрав скиллов, попробовать сварганить что-то из головы. Я так делал, когда понял, что мне не хватает динамичных кадров для шоурила, но это было уже сильно позже. В целом, рабочий подход, но когда ты новичок в профессии и не обладаешь большой насмотренностью, то скорее всего подобная история не увенчается успехом.
Есть ещё один лайфхак — просто попробуйте скопировать уже существующий дизайн, который вам сильно нравится. Дизайн для крупных брендов делают не дураки и, очевидно, что разобрав по косточкам их работы вы чему-то да научитесь.
Начало начал
Но лично я в свои 20 был достаточно глуп и не допёр до этой мысли. Так что мои навыки ограничивались базой из универа и несколькими подсмотренными уроками с ютуба. Как вы думаете, куда с такими вводными пойдёт начинающий дизайнер?
Правильно, на биржи фриланса. В далёком 2010-ом году для полуголодного студента подобные ресурсы выглядели как хороший старт в карьере. Сейчас-то, конечно, страшно помыслить о том, что за условную тысячу рублей и совершенно несоразмерный фронт работ под каждым объявлением собирались и грызли глотки друг другу десятки не самых последних дизайнеров. Я помню, что там даже были аккаунты с многолетним стажем и работами, уровень которых мне тогда казался недостижимым!
Итак, я мониторил фрилансерские сайты днями и ночами в попытке обзавестись адекватным уловом. И периодически мне сыпались задачки в духе "смонтировать свадьбу" или "сделать рекламу автошколы за 1000 рублей". Кстати, часть работ с тех незапамятных времён до сих пор жива. И, положа руку на сердце, сейчас я совершенно не понимаю, как люди могли давать мне деньги за такой продукт. Но давали.
Работа мечты
Свой главный урок жизни я вывел чуть позже. Ко мне обратился клиент с просьбой сделать небольшой рекламный ролик для трансляции на стендах в торговом центре. Как сейчас помню, платил пять тысяч. По тем меркам, для двадцатилетнего меня, невероятные деньжищи. ТЗ звучало в духе "сделай мне чёрные буквы на белом фоне и без анимации". Я тогда очень удивился: "Это же делается за две секунды? В чём подвох?". Но раз сказано, нужно делать.
Конечно, я не стал дословно следовать его указаниям и сделал не просто чёрные буквы, а заморочился с красивым серо-чёрным градиентом. Фон тоже, не просто скучный девственно белый лист А4, а с переливами, с какими-то ненавязчивыми эффектами. Ну, и анимацию плавную всё же добавил, чтобы почти незаметно, но в то же время была динамика.
Отправляю клиенту на согласование. Мне: "Да вы что, не поняли меня? Я же написал чёрным по-белому, что мне нужно чёрным по-белому".
Я разозлился. Думаю: "я старался красиво обернуть его идею, а он не оценил". Психанул и сделал, как он просит, один-в-один. Через три минуты скидываю ему. Клиент в восторге — "вот так бы сразу! Куда платить?"
Понимаете? Запомните раз и навсегда: коммерческие заказы не всегда становятся полем для вашего самовыражения. Делайте ровно столько, сколько от вас просят! Вся дополнительная работа, попытка показать себя лучшим из лучших не оплачивается дополнительно. Вряд ли вам докинут бонус за то, что вы синий сделали зелёным, потому что вам показалось, что так будет лучше. Все хотелки обсуждаются на берегу, и если ваше предложение по чудо-дизайнерскому видению не одобрили, то либо откажитесь от задачи, либо сделайте так, как просит клиент.
Да, есть полно ситуаций, когда клиент сам не знает, чего он хочет и здесь вполне уместно его направить. Таких клиентов можно условно разделить на несколько типов. Самый распространённый — "сделай нам несколько вариантов, а мы выберем". Честно, от подобного подхода меня бомбит больше всего!
Дело в том, что создание видеоролика — это не эскиз логотипа и не набросок персонажа.
Если последние можно накидать на коленке за двадцать минут, то закомпозить и санимировать несколько вариаций ролика, дело довольно объёмное. Более того, ты будешь делать эти ролики с мыслью, что большую часть из сделанного априори не примут и это окажется тупо работой в стол.
К этому типу относятся заказчики, имеющие высокие позиции и большое влияние: общающиеся на короткой ноге с мэрией или занимающие хорошие места в центре Москвы. На мой взгляд такой подход обесценивает работу моушен-дизайнера. Ведь тебя выбирают и работают с тобой в качестве эксперта, но в то же время совершенно не прислушиваются к твоему экспертному мнению. Здесь опять же, либо соглашаться на выдвинутые условия, либо отказываться.
Лично я для себя нашёл довольно простой выход: я просто прошу оплатить каждую версию ролика, как отдельный ролик.
Ну, потому что оплачивается не готовый продукт, а время, на него затраченное. Всё справедливо.
Но не будем проявлять токсичность и сгущать краски. Есть и другая крайность, достаточно прекрасная — заказчики, которые настолько доверяют твоему вкусу и профессионализму, что готовы внести полную предоплату и дать любые требующиеся сроки, лишь бы ты сделал действительно качественный и крутой продукт. Может, кого-то такой подход уведёт в прокрастинацию и наше любимое студенческое "отложу до последнего" или "и так сойдёт", но лично я заряжаюсь этой энергией доверия и делаю на ней отличные ролики, которые хочется показывать самому. Правда, таких клиентов я встречаю довольно редко.
Вообще, я подумал, что как-то далеко мы ушли от изначальной мысли про то, что не нужно делать слишком крутой продукт. О бестиарии закзачиков я могу поведать отдельно в будущем, потому что ограничиться парой абзацев тут не выйдет. И заодно расскажу о том, почему начинающему дизайнеру противопоказано работать удалённо!