Привет, коллеги! Несколько я лет переписываюсь с молодыми дизайнерами. Цель этой переписки - чуть глубже понять их проблемы, чтобы правильно заточить свою учебную программу. На сегодняшний день мне пришло более двух сотен писем. Проблемы дизайнеров-самоучек можно описать в виде трёх ментальных препятствий, с которыми в процессе работы они сталкиваются.
НЕ МОГУ ПРИДУМАТЬ
Откуда брать качественные идеи, как заставить свой мозг их генерировать? Чаще всего они делают ставку на вдохновение. Более опытные дизайнеры создают какие-то собственные ритуалы, которые помогают обеспечить приток этих самых идей. Молодёжь, к сожалению, чаще просто делает кальки с работ своих более креативных коллег. Больше информации по теме развития креативности вы можете почерпнуть на моём образовательном канале в Youtube . Но, двигаемся дальше…
Предположим, вам удалось преодолеть это препятствие и бомбическая идея у вас в кармане, ну, то есть в голове, но как перенести её из головы в компьютер? Тут вы сталкиваетесь со вторым препятствием.
НЕ МОГУ ИЗОБРАЗИТЬ
Дело в том, что проект в вашем воображении, довольно мутный, лишённый конкретики, и когда вы начинаете его отрисовывать в графической программе, дистанция между воображаемой моделью и тем, что у вас на экране, всё увеличивается и в результате, результат всё меньше похож на то, что вы себе представляли. Знакомая ситуация? Окей, предположим, что вы справились и с этим. Что дальше? А дальше вы упираетесь в третье препятствие.
НЕ МОГУ СКОМПОНОВАТЬ
Парадокс заключается в том, что пространство нашего воображения не имеет чётко очерченных границ. Придуманный нами дизайн в нашей голове находится как бы в пустоте, в отличие от реального дизайна, который имеет строго очерченный формат, преимущественно прямоугольный. Это - визитка, буклет, плакат, упаковка, сайт. Как впихнуть наш дизайн в формат, чтобы он занял единственно правильное положение? Если вы не смогли придумать, либо не смогли изобразить, либо не справились с композицией, то, скорее всего, вы – в пролёте. Любой, даже самый дикий, не знающий всех тонкостей и нюансов заказчик, всё равно увидит, что что-то не то, и начнёт мучить вас бесконечными правками, что часто заканчивается затягиванием проекта, а иногда и отказом заказчика его продолжать. Всё это сильно отравляет жизнь и способно даже разочаровать в выборе профессии…
Я много раз беседовал с молодыми дизайнерами, у которых по отношению к заказчику сформировалась устойчивая фобия. У них был ко мне один вопрос: «занимаясь графическим дизайном, можно ли в принципе, получать удовольствие или это постоянное вымораживание и нервяк?». От графического дизайна можно и нужно получать удовольствие! Занимаясь им, можно получать не только удовольствие, но и достойные деньги. Ну, разумеется, если вы работаете в профессиональной лиге, а не в качестве чернорабочего.
Пускай простят меня чернорабочие от дизайна и не заподозрят в снобизме. Я отдаю отчёт в том, что кто-то должен приходить в офис на рассвете, уходить из него в полночь и не поднимая головы фигачить быстрый и дешёвый дизайн по брифу заказчика. Я для себя давно выбрал принципиально другую модель профессии. Как сформулировал её Артемий Лебедев: «Долго, дорого, офигенно»… (последнее слово я изменил из цензурных соображений).
Уместен вопрос, как попасть в профессиональную лигу? Ответ до банального прост – надо учиться и надо меняться. Необходимо поглощать гигабайты информации, и торопиться всё это делать вовремя, помня о том, что с годами наш интеллектуальный метаболизм снижается, и после определённого возраста учиться будет поздно.
Я с пониманием отношусь к молодым людям, которые предпочитают бесплатное образование платному, читают какие-то материалы на профильных сайтах, скачивают какие-то уроки с Ютуба. Молодцы! Самообразование – это лучше, чем праздность и прозябание, однако, должен сказать, что, к сожалению, стать профессионалом в графическом дизайне по видео лекциям и pdf книжкам – невозможно. Почему? Всё дело в том, что в видео-уроках отсутствует самое важное - обратная связь с учителем. Только во время обсуждения и устранения косяков педагогом происходит настоящая учёба.
Мало кто в мире знает, как нужно учить дизайну, единого образовательного стандарта до сих пор нет. Поэтому учить, в идеале, должны мастера-практики, включенные в проектный процесс, а не просто левые люди, пересказывающие содержание книжек. Выбирая школу или курс, обязательно поинтересуйтесь, кто будет вас учить. У педагога должна быть профессиональная история и портфолио. Если педагогу нечем похвастаться - ищите другую школу. А на сегодня у меня всё. Всех благ и делайте дизайн!
Алексей Ромашин. Эксперт блог-платформы Medium, руководитель онлайн школы Айдентика