Андрей Богданов
Андрей Богданов
5 мин. читать
2757 показов
1067 открытий

Четыре слоя продуктового дизайна

Само название профессии — UX/UI-дизайнер — как бы намекает нам, какие компетенции должен иметь её обладатель. Рисуйте UI, создавайте хороший пользовательский опыт — и будет вам счастье. Вот только на практике этого недостаточно.

На самом деле в продуктовом дизайне 4 слоя:
1. Непосредственно UI-ный,
2. UX-овый,
3. Технический,
4. Бизнесовый.

Правда, возможно, термин «слои» не совсем корректен, т.к. предполагает наличие некоторой иерархии. Здесь же мы скорее говорим о разных вариантах оптики, через которую мы должны смотреть на наш дизайн. 

Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в ВТБ. Сегодня я хотел бы рразобрать каждый из указанных слоев, или, если угодно, каждую из сторон продуктового дизайна.

Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале: https://t.me/na_produkte 

1. User interface

Дизайнер делает дизайн. Причём как в широком смысле (проектирование взаимодействия), так и в самом примитивном («сделать красиво»). В этой части работа продуктового дизайнера сродни професии веб-дизайнера. Он тоже должен уметь работать с сетками и типографикой, понимать основы композиции.

Помимо этого, большой плюс для продуктового дизайнера — опыт работы с UI-китами и дизайн-системами. Важно уметь не просто сделать хорошо здесь и сейчас, но и обеспечивать масштабируемость решений.

2. User experience

Следующий слой продуктового дизайна — это взгляд со стороны пользовательского опыта. 

В этом плане для дизайнера важны следующие навыки:
– Эмпатия (умение ощутить себя на месте юзера и проникнуться его болями),
– Критическое отношение к своим гипотезам и стремление подтверждать их исследованиями,
– Умение правильно выбрать инструмент для проверки гипотезы,
– Организация и проведение UX-тестов и исследований.

Конечно, во многих digital-продуктах есть отдельные подразделения или специалисты, которые занимаются пользовательским опытом и UX research. Но даже их наличие не снимает с дизайнера обязанности разбираться в UX. Как минимум, чтобы заказать исследования у профильного подразделения, нужно как следует забрифовать его, то есть чётко обозначить проверяемые гипотезы.

3. Технический слой

Кажется, про UI и UX я ничего особенно нового не сообщил — эти компетенции очевидны. А вот теперь будет нечто более специфичное. Следующий слой предполагает рассмотрение вашего дизайна через призму технической реализации.

Даже работая на серьёзных проектах, я не раз обращал внимание на то, что у многих коллег с этим большие проблемы. Дизайнеры упорно продолжают рисовать UI без учёта особенностей фреймворка разработки, системных ограничений и объема необходимых интеграций.

Отчасти это объяснимо — в командах ведь есть системные аналитики, разработчики и техлиды — пусть они и ломают голову над реализацией, а мы будем картинки рисовать. Однако такая позиция ущербна — делая нереализуемый дизайн, вы стреляете в ногу и себе, и проекту.

В чём конкретно это может выражаться?
– На стадии подготовки концепта не всегда есть возможность провести «техническое» ревью макетов, а вот риск сформировать ложные ожидания у заказчика уже есть.
– Дизайн, не соотнесённый с возможностями разработки, придётся переделывать. Это трата времени, и, как следствие, денег.
– Неудачные (с точки зрения сложности реализации) решения могут затянуть процесс разработки.
– Вас возненавидят разрабы. Или, как минимум, не будут уважать.

Кстати, ошибкой будет считать, что наличие технического слоя предполагает необходимость кодить. Лишь на отдельных проектах к дизайнерам выдвигаются требования по навыкам вёрстки. Тем более, что фронтэнд не упирается в одну лишь вёрстку. А ведь есть ещё бэкэнд и архитектура проекта.

4. Бизнес

Вот мы и дошли до последнего слоя.

Частенько дизайнера называют «адвокатом клиента в продуктовой команде», подразумевая что мы защищаем бедных юзеров от произвола бизнеса. Доля истины в такой формулировке есть, но надо признать, что верно и обратное: проектируя пользовательский опыт, мы не можем забывать о задачах бизнеса.

Нужно отдавать себе отчёт в том, что как бы ни был хорош цифровой продукт для клиента, если он не не работает на бизнес — грош ему цена. А чтобы понимать, насколько успешно решаются бизнесовые задачи, нужно, по крайней мере, понимать их суть. Осознавать, какие выгоды для бизнеса несёт разрабатываемая функцинальность, жизненно необходимо.

Кроме того, нужно быть в курсе глобальных задач вашего бизнеса, чтобы не воспринимать каждую фичу как отдельный проект, а сложить единую картинку из разрозненных элементов паззла.

Дизайнер — одна из наиболее бизнес-ориентированных ролей в продуктовой команде. Если разработчики могут себе позволить не вникать в бизнес, дизайнер такой роскоши лишён. Да и как иначе, ведь мы отвечаем за визуальную коммуникацию с клиентом. Соответственно, придётся разделять ответственность за выстраивание бизнес-процессов с владельцем продукта.

В заключение

Не нужно думать, что желающим войти в профессию UX/UI-дизайнера нужно бежать изучать продуктовые метрики и проводить исследования. Для новичков в диджитале будет вполне достаточно хороших навыков UI-дизайна.

В сегодняшнем же посте я размышлял о том, как, на мой взгляд, должен смотреть на цифровой продукт более-менее опытный специалист. Надеюсь, что это поможет новичкам понять направления развития и обозначить точки роста. Ну или, по крайне мере, сформировать некоторое представление о глубине профессии.

Спасибо за внимание.  
Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.

2757
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие