Андрей Богданов
Андрей Богданов
5 мин. читать
1566 показов
450 открытий

Четыре слоя продуктового дизайна

Само название профессии — UX/UI-дизайнер — как бы намекает нам, какие компетенции должен иметь её обладатель. Рисуйте UI, создавайте хороший пользовательский опыт — и будет вам счастье. Вот только на практике этого недостаточно.

На самом деле в продуктовом дизайне 4 слоя:
1. Непосредственно UI-ный,
2. UX-овый,
3. Технический,
4. Бизнесовый.

Правда, возможно, термин «слои» не совсем корректен, т.к. предполагает наличие некоторой иерархии. Здесь же мы скорее говорим о разных вариантах оптики, через которую мы должны смотреть на наш дизайн. 

Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в ВТБ. Сегодня я хотел бы рразобрать каждый из указанных слоев, или, если угодно, каждую из сторон продуктового дизайна.

Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале: https://t.me/na_produkte 

1. User interface

Дизайнер делает дизайн. Причём как в широком смысле (проектирование взаимодействия), так и в самом примитивном («сделать красиво»). В этой части работа продуктового дизайнера сродни професии веб-дизайнера. Он тоже должен уметь работать с сетками и типографикой, понимать основы композиции.

Помимо этого, большой плюс для продуктового дизайнера — опыт работы с UI-китами и дизайн-системами. Важно уметь не просто сделать хорошо здесь и сейчас, но и обеспечивать масштабируемость решений.

2. User experience

Следующий слой продуктового дизайна — это взгляд со стороны пользовательского опыта. 

В этом плане для дизайнера важны следующие навыки:
– Эмпатия (умение ощутить себя на месте юзера и проникнуться его болями),
– Критическое отношение к своим гипотезам и стремление подтверждать их исследованиями,
– Умение правильно выбрать инструмент для проверки гипотезы,
– Организация и проведение UX-тестов и исследований.

Конечно, во многих digital-продуктах есть отдельные подразделения или специалисты, которые занимаются пользовательским опытом и UX research. Но даже их наличие не снимает с дизайнера обязанности разбираться в UX. Как минимум, чтобы заказать исследования у профильного подразделения, нужно как следует забрифовать его, то есть чётко обозначить проверяемые гипотезы.

3. Технический слой

Кажется, про UI и UX я ничего особенно нового не сообщил — эти компетенции очевидны. А вот теперь будет нечто более специфичное. Следующий слой предполагает рассмотрение вашего дизайна через призму технической реализации.

Даже работая на серьёзных проектах, я не раз обращал внимание на то, что у многих коллег с этим большие проблемы. Дизайнеры упорно продолжают рисовать UI без учёта особенностей фреймворка разработки, системных ограничений и объема необходимых интеграций.

Отчасти это объяснимо — в командах ведь есть системные аналитики, разработчики и техлиды — пусть они и ломают голову над реализацией, а мы будем картинки рисовать. Однако такая позиция ущербна — делая нереализуемый дизайн, вы стреляете в ногу и себе, и проекту.

В чём конкретно это может выражаться?
– На стадии подготовки концепта не всегда есть возможность провести «техническое» ревью макетов, а вот риск сформировать ложные ожидания у заказчика уже есть.
– Дизайн, не соотнесённый с возможностями разработки, придётся переделывать. Это трата времени, и, как следствие, денег.
– Неудачные (с точки зрения сложности реализации) решения могут затянуть процесс разработки.
– Вас возненавидят разрабы. Или, как минимум, не будут уважать.

Кстати, ошибкой будет считать, что наличие технического слоя предполагает необходимость кодить. Лишь на отдельных проектах к дизайнерам выдвигаются требования по навыкам вёрстки. Тем более, что фронтэнд не упирается в одну лишь вёрстку. А ведь есть ещё бэкэнд и архитектура проекта.

4. Бизнес

Вот мы и дошли до последнего слоя.

Частенько дизайнера называют «адвокатом клиента в продуктовой команде», подразумевая что мы защищаем бедных юзеров от произвола бизнеса. Доля истины в такой формулировке есть, но надо признать, что верно и обратное: проектируя пользовательский опыт, мы не можем забывать о задачах бизнеса.

Нужно отдавать себе отчёт в том, что как бы ни был хорош цифровой продукт для клиента, если он не не работает на бизнес — грош ему цена. А чтобы понимать, насколько успешно решаются бизнесовые задачи, нужно, по крайней мере, понимать их суть. Осознавать, какие выгоды для бизнеса несёт разрабатываемая функцинальность, жизненно необходимо.

Кроме того, нужно быть в курсе глобальных задач вашего бизнеса, чтобы не воспринимать каждую фичу как отдельный проект, а сложить единую картинку из разрозненных элементов паззла.

Дизайнер — одна из наиболее бизнес-ориентированных ролей в продуктовой команде. Если разработчики могут себе позволить не вникать в бизнес, дизайнер такой роскоши лишён. Да и как иначе, ведь мы отвечаем за визуальную коммуникацию с клиентом. Соответственно, придётся разделять ответственность за выстраивание бизнес-процессов с владельцем продукта.

В заключение

Не нужно думать, что желающим войти в профессию UX/UI-дизайнера нужно бежать изучать продуктовые метрики и проводить исследования. Для новичков в диджитале будет вполне достаточно хороших навыков UI-дизайна.

В сегодняшнем же посте я размышлял о том, как, на мой взгляд, должен смотреть на цифровой продукт более-менее опытный специалист. Надеюсь, что это поможет новичкам понять направления развития и обозначить точки роста. Ну или, по крайне мере, сформировать некоторое представление о глубине профессии.

Спасибо за внимание.  
Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.

Нравится 2
1566

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие