Данная статья не претендует на звание истины последней инстанции и создана в ознакомительно-развлекательных целях. Автор не несет ответственности за время, потраченное на ее чтение, и за вскрытие давно наболевшего у автолюбителей со стажем. Все совпадения случайны, за вами никто не следил (почти).
Что бы ни создавалось гением и руками человечества, однажды, к великому сожалению, прекращает работать и нести пользу. Износ, моральное устаревание, смена потребностей людей, производственный брак, инновации, поломки и еще ряд причин вынуждают людей искать новые способы решения возникающих проблем и закрытия клиентских "болей". В таких ситуациях в игру любят вступать бравые продуктовые команды или даже UX/UI-дизайнеры с веб-дизайнерами, стремясь облегчить жизнь пользователям продуктов (будь то предмет обихода или интерфейс приложения) - подстелить соломку в спорных местах, провести за ручку по user flow, скрасить ожидание и даровать позитивный опыт взаимодействия. Но так ли это, если главный герой - недавний выпускник автошколы? Справится ли герой с вызовами судьбы: первый в его жизни автомобиль внезапно заговорил с ним неведомыми знаками, друзья по телефону рекомендуют самостоятельно продиагностировать машину с помощью специального сканера и попытаться ликвидировать недуг, а дотянуть автомобиль до ближайшего СТО может и не получиться?
Знакомьтесь: Дмитрий, 19 лет, студент 2-го курса экономического вуза, обладатель Mercedes E-Class W213, использует автомобиль для поездок на учебу, встреч с друзьями-автолюбителями и атмосферного ночного вождения по пустынным трассам. Автомеханики и диагносты в окружении отсутствуют, теоретические и практические знания в области диагностики равны нулю.
Ситуация: периодически загорается и тухнет ABS на приборной панели, аварийный режим работы МКПП после 20 км пройденного пути, причина и характер неисправности - неизвестны.
Чего хочет: узнать причину неисправности, чтобы попытаться ликвидировать ее собственными силами.
Что такое автосканер?
Первое, о чем подумает непосвященный в диагностические дела юный падаван и о чем в тайне мечтают автоджедаи, - некий сканер в буквальном смысле в режиме дополненной реальности за секунды проверяет подкапотное богатство и доступным языком рассказывает о причине скверного настроения любимого автомобиля. Даже если тот собран с друзьями в гаражах из нескольких пожилых "тазов" и энтузиазма.
Инновации рулят миром. Современные автомобили, часы и телефоны уже умеют "понимать" людей и отвечать на голосовые команды, а поиском покемонов в ближайшем парке мало кого удивишь - AR нашла место в сердцах поклонников игры и мультсериала. Но по сей день никто так и не подарил миру подобную технологию диагностического сканирования. Автовладельцам суждено использовать специальный прибор и вручную подключать его к автомобилям, чтобы тот прочитал показания внутренних датчиков, нашел технические ошибки и показал их пользователю.
Что предлагает рынок специализированного оборудования:
- Дилерские диагностические комплексы. По ним диагностам доступна просветленная техническая поддержка и локализация интерфейса, но устройства поддерживают работу только с конкретной маркой или группой марок автомобилей.
- Сканеры станций техобслуживания. Профессиональные и полупрофессиональные интерфейсы, с меньшим количеством функционала, но "понимающие" все марки и модели авто.
- Персональные "гаражные" мультисканеры. Для защиты автомобилей от #нетудапотыкали урона создатели научили их только транслировать ошибки и показатели датчиков (так называемые live data). Интерфейсы имеют слабую локализацию и предлагают свободу действий уровня "сам себе техподдержка".
Ок, на этом этапе наш герой осознает, что ему нужен персональный сканер. Снова связывается с друзьями и, спустя N-ное количество времени, получает заветный… Кхм, большая флешка?
Лол, и куда ее девать? На ум приходит выхлопная труба, но разъем явно не тот. Друзья деликатно намекают, что в салоне автомобиля точно есть заветная дырочка, для которой устройство будет в самый раз. Но ребята не в курсе, где конкретно в его машине она находится, - они на других авто катают. Следом на всякий случай выдают второй экземпляр - не помнят, который не работает и почему.
Где подключается сканер?
Путем многочисленных поисков в интернете, выясняется, что "заветная дырочка" на деле называется разъемом OBD-2, полученные флешки - диагностическими автосканерами ELM327, а принцип подключения одного к другому все-таки совпадает с флешками.
Не сильно вдаваясь в терминологию и принцип работы подобных сканеров, парень продолжает искать месторасположение разъема на разных сайтах, читает статьи и форумы, пока не натыкается на приложение в App Store под названием "Где мой OBD2 разъем? Find it!". Аналогов не имеет, обещает помочь с поиском и показать на реальных фото расположение разъема.
Правда, есть одно "но". Проект держится на добровольном пожертвовании автолюбителями фотографий, о чем честно и дважды пишут в описании и тексте обновления.
Это означает, как гласят азы экономики, что предложение будет значительно меньше спроса. Что и видно по описанию - пока удалось собрать базу только из 500+ авто, тогда как оценок приложения набралось свыше тысячи (в то же время в Google Play их почти 10 тысяч).
Риск не найти свою модель автомобиля в нужной сборке, да еще и нужного года производства, крайне велик. Но есть и все шансы найти в списках марок и моделей искомое, увидев в итоге на фото салон от другой модели авто.
Тут удача была на стороне героя - благодаря приложению он таки смог наощупь найти разъем в Mercedes E-Class рядом с рычагом открытия капота.
Сканер подсоединен, стыковка прошла успешно. Вопрос: а куда смотреть, если у сканера нет экрана, на дисплее ничего не отображается, никакие голосовые команды не выводят данные?
Как работает автосканер?
На этом этапе начинается самое интересное: Дмитрию срочно нужен его IPhone для установки очередного приложения из App Store - смартфон будет принимать сигналы от сканера и отображать передаваемые им данные. Уже 2 приложения будут занимать память на телефоне, хотя не факт что они пригодятся герою и в дальнейшем.
Великое множество прекрасных и не очень вариантов узнать судьбу своего авто предлагают App Store и Google Play - и бесплатных, и платных. Какое из них лучше?
Сравнительному анализу интерфейсов приложений для OBD2 ELM327 сканеров можно посвятить отдельную эпопею. Спойлер: user friendly многих обошло стороной, а уровень доступности стабильно залегает в районе "не в первом поколении снимаем статы с автомобилей, еще деды воевали".
Дмитрий пошел разумным путем - не стал пробовать все, что может скачаться и запуститься, а почитал автофорумы с бывалыми вояками диагностики всея машины, выбрал визуально приглянувшийся из рекомендованных и уже открыл инструкцию по работе со сканером: нужно включить зажигание или запустить двигатель и подключиться с телефона к устройству с помощью Wi-Fi или Bluetooth. Выбирая второй вариант для IPhone, следует также проверить, какая версия Bluetooth у сканера - к устройству с версией ниже 4.0 смартфон подключиться не сможет, не найдет его и никак не почует его существование.
Наконец-то всё готово, приложение запущено, Bluetooth-соединение установлено, зажигание включено. Дмитрий пытается законнектиться с ЭБУ автомобиля через приложение и … ничего не происходит. Нет связи, адаптер (он же - сканер) якобы не отвечает. Хехехе…
Саммари
Цель: пока не достигнута
Потраченное героем время: 2.5 часа
Проблемы, с которыми столкнулся:
- Не существует единого ресурса, посвященного автомобильной диагностике, правилам и методикам ее осуществления - информация в интернете крайне разрознена.
- Нет руководства для начинающих пользователей, повествующего о типах сканеров, их функционале и отличиях друг от друга, а также рекомендациях по подбору и эксплуатации - информация вручную ищется в интернете и черпается от друзей и знакомых.
- Нет ресурсов, где в легкой и доступной форме излагается информация о стандартах OBD и OBD-II, микроконтроллерах ELM327, внешнем виде и распиновке разъема, истории формирования единого вида разъемов и примерах аналогичных разъемов в автомобилях прошлого - вся имеющаяся в интернете информация написана техническим языком и трудно усваивается широким кругом лиц.
- Не существует полного руководства о местоположении OBD2-разъема в салоне конкретного автомобиля - либо в интернете и рандомных приложениях об этом будет все-таки найдена информация, либо человек ищет разъем в салоне своего авто самостоятельно.
- Нет полноценных руководств по выбору подходящего для транслирования данных со сканера приложения - на помощь пользователям приходят советы на форумах от рандомных людей с неизвестным опытом эксплуатации сканеров и автомобилей.
- Сканер отказывается работать, не соединяется с ЭБУ автомобиля - приложение конечно же напишет, что адаптер не может ответить или не установил соединение с автомобилем, но никогда не скажет, почему же это произошло.
Что же пошло в итоге не так и в чем причина отсутствия связи с автомобилем? Об этом узнаем в следующей части похождений Дмитрия "Мой мерс не алё". А пока в комментариях к статье можно оставить свое мнение по этому вопросу и устроить дискуссионную баталию ;)