Маргарита Веревкина
Маргарита Веревкина
8 мин. читать
909 показов
225 открытий

User Story начинающего автодиагноста: интерфейсы, которые помогают (нет). Часть 1.

Данная статья не претендует на звание истины последней инстанции и создана в ознакомительно-развлекательных целях. Автор не несет ответственности за время, потраченное на ее чтение, и за вскрытие давно наболевшего у автолюбителей со стажем. Все совпадения случайны, за вами никто не следил (почти).
Автор

Что бы ни создавалось гением и руками человечества, однажды, к великому сожалению, прекращает работать и нести пользу. Износ, моральное устаревание, смена потребностей людей, производственный брак, инновации, поломки и еще ряд причин вынуждают людей искать новые способы решения возникающих проблем и закрытия клиентских "болей". В таких ситуациях в игру любят вступать бравые продуктовые команды или даже UX/UI-дизайнеры с веб-дизайнерами, стремясь облегчить жизнь пользователям продуктов (будь то предмет обихода или интерфейс приложения) - подстелить соломку в спорных местах, провести за ручку по user flow, скрасить ожидание и даровать позитивный опыт взаимодействия. Но так ли это, если главный герой - недавний выпускник автошколы? Справится ли герой с вызовами судьбы: первый в его жизни автомобиль внезапно заговорил с ним неведомыми знаками, друзья по телефону рекомендуют самостоятельно продиагностировать машину с помощью специального сканера и попытаться ликвидировать недуг, а дотянуть автомобиль до ближайшего СТО может и не получиться?

Знакомьтесь: Дмитрий, 19 лет, студент 2-го курса экономического вуза, обладатель Mercedes E-Class W213, использует автомобиль для поездок на учебу, встреч с друзьями-автолюбителями и атмосферного ночного вождения по пустынным трассам. Автомеханики и диагносты в окружении отсутствуют, теоретические и практические знания в области диагностики равны нулю.

Ситуация: периодически загорается и тухнет ABS на приборной панели, аварийный режим работы МКПП после 20 км пройденного пути, причина и характер неисправности - неизвестны.

Чего хочет: узнать причину неисправности, чтобы попытаться ликвидировать ее собственными силами.

Что такое автосканер?

Первое, о чем подумает непосвященный в диагностические дела юный падаван и о чем в тайне мечтают автоджедаи, - некий сканер в буквальном смысле в режиме дополненной реальности за секунды проверяет подкапотное богатство и доступным языком рассказывает о причине скверного настроения любимого автомобиля. Даже если тот собран с друзьями в гаражах из нескольких пожилых "тазов" и энтузиазма.

Инновации рулят миром. Современные автомобили, часы и телефоны уже умеют "понимать" людей и отвечать на голосовые команды, а поиском покемонов в ближайшем парке мало кого удивишь - AR нашла место в сердцах поклонников игры и мультсериала. Но по сей день никто так и не подарил миру подобную технологию диагностического сканирования. Автовладельцам суждено использовать специальный прибор и вручную подключать его к автомобилям, чтобы тот прочитал показания внутренних датчиков, нашел технические ошибки и показал их пользователю.

Что предлагает рынок специализированного оборудования:

  • Дилерские диагностические комплексы. По ним диагностам доступна просветленная техническая поддержка и локализация интерфейса, но устройства поддерживают работу только с конкретной маркой или группой марок автомобилей.
  • Сканеры станций техобслуживания. Профессиональные и полупрофессиональные интерфейсы, с меньшим количеством функционала, но "понимающие" все марки и модели авто.
  • Персональные "гаражные" мультисканеры. Для защиты автомобилей от #нетудапотыкали урона создатели научили их только транслировать ошибки и показатели датчиков (так называемые live data). Интерфейсы имеют слабую локализацию и предлагают свободу действий уровня "сам себе техподдержка".

Ок, на этом этапе наш герой осознает, что ему нужен персональный сканер. Снова связывается с друзьями и, спустя N-ное количество времени, получает заветный… Кхм, большая флешка?

Лол, и куда ее девать? На ум приходит выхлопная труба, но разъем явно не тот. Друзья деликатно намекают, что в салоне автомобиля точно есть заветная дырочка, для которой устройство будет в самый раз. Но ребята не в курсе, где конкретно в его машине она находится, - они на других авто катают. Следом на всякий случай выдают второй экземпляр - не помнят, который не работает и почему.

Где подключается сканер?

Путем многочисленных поисков в интернете, выясняется, что "заветная дырочка" на деле называется разъемом OBD-2, полученные флешки - диагностическими автосканерами ELM327, а принцип подключения одного к другому все-таки совпадает с флешками.

Не сильно вдаваясь в терминологию и принцип работы подобных сканеров, парень продолжает искать месторасположение разъема на разных сайтах, читает статьи и форумы, пока не натыкается на приложение в App Store под названием "Где мой OBD2 разъем? Find it!". Аналогов не имеет, обещает помочь с поиском и показать на реальных фото расположение разъема.

Правда, есть одно "но". Проект держится на добровольном пожертвовании автолюбителями фотографий, о чем честно и дважды пишут в описании и тексте обновления.

Это означает, как гласят азы экономики, что предложение будет значительно меньше спроса. Что и видно по описанию - пока удалось собрать базу только из 500+ авто, тогда как оценок приложения набралось свыше тысячи (в то же время в Google Play их почти 10 тысяч).

Риск не найти свою модель автомобиля в нужной сборке, да еще и нужного года производства, крайне велик. Но есть и все шансы найти в списках марок и моделей искомое, увидев в итоге на фото салон от другой модели авто.

Тут удача была на стороне героя - благодаря приложению он таки смог наощупь найти разъем в Mercedes E-Class рядом с рычагом открытия капота.

Сканер подсоединен, стыковка прошла успешно. Вопрос: а куда смотреть, если у сканера нет экрана, на дисплее ничего не отображается, никакие голосовые команды не выводят данные?

Как работает автосканер?

На этом этапе начинается самое интересное: Дмитрию срочно нужен его IPhone для установки очередного приложения из App Store - смартфон будет принимать сигналы от сканера и отображать передаваемые им данные. Уже 2 приложения будут занимать память на телефоне, хотя не факт что они пригодятся герою и в дальнейшем.

Великое множество прекрасных и не очень вариантов узнать судьбу своего авто предлагают App Store и Google Play - и бесплатных, и платных. Какое из них лучше?

Сравнительному анализу интерфейсов приложений для OBD2 ELM327 сканеров можно посвятить отдельную эпопею. Спойлер: user friendly многих обошло стороной, а уровень доступности стабильно залегает в районе "не в первом поколении снимаем статы с автомобилей, еще деды воевали".
Автор

Дмитрий пошел разумным путем - не стал пробовать все, что может скачаться и запуститься, а почитал автофорумы с бывалыми вояками диагностики всея машины, выбрал визуально приглянувшийся из рекомендованных и уже открыл инструкцию по работе со сканером: нужно включить зажигание или запустить двигатель и подключиться с телефона к устройству с помощью Wi-Fi или Bluetooth. Выбирая второй вариант для IPhone, следует также проверить, какая версия Bluetooth у сканера - к устройству с версией ниже 4.0 смартфон подключиться не сможет, не найдет его и никак не почует его существование.

Наконец-то всё готово, приложение запущено, Bluetooth-соединение установлено, зажигание включено. Дмитрий пытается законнектиться с ЭБУ автомобиля через приложение и … ничего не происходит. Нет связи, адаптер (он же - сканер) якобы не отвечает. Хехехе…

Саммари

Цель: пока не достигнута

Потраченное героем время: 2.5 часа

Проблемы, с которыми столкнулся:

  1. Не существует единого ресурса, посвященного автомобильной диагностике, правилам и методикам ее осуществления - информация в интернете крайне разрознена.
  2. Нет руководства для начинающих пользователей, повествующего о типах сканеров, их функционале и отличиях друг от друга, а также рекомендациях по подбору и эксплуатации - информация вручную ищется в интернете и черпается от друзей и знакомых.
  3. Нет ресурсов, где в легкой и доступной форме излагается информация о стандартах OBD и OBD-II, микроконтроллерах ELM327, внешнем виде и распиновке разъема, истории формирования единого вида разъемов и примерах аналогичных разъемов в автомобилях прошлого - вся имеющаяся в интернете информация написана техническим языком и трудно усваивается широким кругом лиц.
  4. Не существует полного руководства о местоположении OBD2-разъема в салоне конкретного автомобиля - либо в интернете и рандомных приложениях об этом будет все-таки найдена информация, либо человек ищет разъем в салоне своего авто самостоятельно.
  5. Нет полноценных руководств по выбору подходящего для транслирования данных со сканера приложения - на помощь пользователям приходят советы на форумах от рандомных людей с неизвестным опытом эксплуатации сканеров и автомобилей.
  6. Сканер отказывается работать, не соединяется с ЭБУ автомобиля - приложение конечно же напишет, что адаптер не может ответить или не установил соединение с автомобилем, но никогда не скажет, почему же это произошло.

Что же пошло в итоге не так и в чем причина отсутствия связи с автомобилем? Об этом узнаем в следующей части похождений Дмитрия "Мой мерс не алё". А пока в комментариях к статье можно оставить свое мнение по этому вопросу и устроить дискуссионную баталию ;)

909

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие