Ух, самая отличная тема и максимально обсуждаемая. Давайте разберемся с ней, чтобы профессионально получать информацию от клиента в полном объеме и делать только на её основе отличные сайты.
Зачем нужен бриф для дизайнера
Бриф – документ, краткая письменно-договорная форма между сторонами сотрудничества. Получается дорожная карта будущего проекта.
Бриф способствует дизайнеру узнать, какие конкретные цели нужно достичь через дизайн, что упрощает работу по созданию наиболее соответствующих клиенту решений.
На берегу узнаем весь спектр требований заказчика к дизайну, включая цветовую гамму, стиль, целевую аудиторию и прочие особенности, что минимизирует риск повторных исправлений.
Дополнительно именно этап брифования выявляет и устанавливает бюджетные, временные рамки. Затем выставляется релевантное коммерческое предложение, которое определяет технические требования к проекту.
Перейдем к делу и раскроем каждый пункт, который нужен при брифовании.
Целевая аудитория и ее особенности
Работа дизайнера направлена на конечного пользователя, а значит требует глубинного понимания.
Достичь этого возможно несколькими вариантами:
- самостоятельно изучать аудиторию клиента
- проводить анализ конкурентов
- проводить опросы
ЗАЧЕМ Делать всю эту работу самому? Если в диалоге есть профессионал, который работает со своими клиентами. Так что очевидное решение – расспросить клиента о его клиентах.
Здесь уже вступает наше с вами умение выявлять информацию. Приведем ключевые характеристики, которые больше взяты из продаж.
1. Демографические:
Возраст, пол, образование, доходы, место жительства – ключевые демографические данные целевой аудитории.
2. Поведенческие:
Потребительские привычки, предпочтения, увлечения, стиль жизни.
3. Технологические:
Уровень технологической осведомленности, типы используемых устройств и платформ.
4. Эмоциональные:
Заложенные чувства в дизайн (например, уверенность, радость, спокойствие).
5. Коммуникационные:
Как целевая аудитория предпочитает получать информацию и взаимодействовать с брендом (например, через социальные сети, электронную почту, мобильные приложения).
Согласитесь, что вы уже понимаете для кого будете делать работу. Так и нужно. Задача прототипа воспроизвести нашу задумку в жизнь так, чтобы клиент начал понимать итог совместной работы.
Предпочтения заказчика в стиле и цветовой гамме
Отлично, мы узнали что делает клиент и кто его аудитория. И что теперь нам с этой информацией делать, как подойти к дизайну?
Бинго, пора переходить к предпочтениям заказчика. Как это ни странно, мы всё же исполнители и делаем работу для конкретных людей. Выше мы выявили вектор , внутри себя мы обладаем знаниями про тренды и свои идеи, но мы в пропасти про вкус человека напротив.
Так что включаемся и начинаем быть следопытами. Поняв предпочтения заказчика в цветовой гамме, мы понимаем какие искать примеры сайтов, делать мудборд, отражающий представление заказчика о конечном продукте.
«Мудборд – (англ. moodboard - «палитра настроения») — визуальное представление дизайн-проекта, которое состоит из изображений, цветовой палитры и пр. И это отличный инструмент подачи вашей идеи!»
Зная предпочтения заказчика, мы избегаем создания ложного дизайна, который не соответствует заданию. Такая информация вызывать желаемые эмоциональные реакции у целевой аудитории. Да, именно так, ибо твой клиент всегда глубже в своем продукте и аудитории, а значит заведомо умнее.
И выделим важный момент (особенно при работе с крупными заказчиками) – помните, что стилистика и цвета являются важными элементами бренд-идентичности. Учитывая предпочтения, дизайнер обеспечивает согласованность и соответствие дизайна с бренд-стратегией своего клиента.
Примеры понравившихся работ заказчика
ХА, упустить этот шаг мы не могли. И он должен быть у вас всегда и именно третьим на брифе.
Сейчас всё объясним. Если вам не удалось расположить клиента, то не наседайте на него. Идите дальше по шагам, не заостряя внимание на предпочтениях. Вы потом ещё выясните это в других вопросах.
Именно в формате диалога вы начинаете выяснять и расспрашивать про сайты или другие работы, чтобы использовать их потом вот в каком ключе:
1. Понять вкус:
Примеры работ, которые заказчику понравились, дизайнеру лучше понять его предпочтения в стиле, композиции, цветах и других аспектах дизайна.
создать адаптированный дизайн: Зная примеры, которые заказчику нравятся, дизайнер может создать дизайн, который соответствует этим предпочтениям и при этом уникален и оригинален.
2. Отследить ход мыслей:
Использование примеров, понравившихся заказчику, как отправной точки, избежать большей части возможных несоответствий ожиданиям заказчика и, как следствие, уменьшить количество доработок. Потому что кгда вы слушаете, то замечаете на чем акцент делает клиент, что подмечает и на чем останавливается. Значит, учтете в своей работе.
3. Установить взаимопонимание:
Демонстрация примеров, которые заказчику понравились, заказчику и дизайнеру наладить общее понимание о том, что они имеют в виду, обсуждая конкретные аспекты дизайна.
Знание примеров понравившихся работ нам упростить процесс дальнейшего общения.
Ограничения и технические требования
На удивление хотим разделить данный пункт на два шага:
- сначала узнаете всё про бизнес клиента.
- после спрашиваете про истинные ограничения.
Поясняем, из-за чего наш опыт говорит именно о таком взаимодействии. Ваш клиент сильно напрягся на предыдущем шаге и нужно дать ему время. Даете время на рассказ о том, что он знает прекрасно сам, что не составляет для него труда, что он понимает отлично и чем может похвастаться.
Всё это время вы сами осмысляете информацию и готовитесь понимать рамки. вам нужно будет выявить для себя ограничения, чтобы сразу понимать все сложности, даже гипотетические.
Указание ограничений правила использования материалов и технологий, дизайнеру понять границы проекта, а ещё сложности и пункты для повышения цены. Именно тут может всплыть информация, что клиент хочет работать с разработчиками, потому что его идеи платформы не могут реализовать. Или наоборот его проект прост и вы можете сделать его своими усилиями.
Здесь узнаете технические требования – формат файлов, разрешение, типы материалов, чтобы легко интегрировать финальный результат в бизнес клиента.
А также этот этап готовит вас к самому интересному шагу.
Бюджет и временные рамки проекта
Отличный и самый главный этап брифа. Вы уже расположили к себе клиента, успели на предыдущих пунктах показать свою экспертность. Так что смело спрашивайте про ожидания клиента в финансах и сроках.
Указание бюджета дизайнеру понять, насколько широкими или ограниченными являются возможности для реализации проекта. Это позволяет избежать создания дизайн-решений, которые могут оказаться финансово недоступными. И какие объемы работы возможно осуществить в пределах выявленных ограничений, подобрать соответствующие решения, а какие нет.
Конечно, задание временных рамок упрощает дизайнеру планирование своей работы. Так точно будет повышен шанс уложиться в установленные сроки, и избегать задержек.
А главное, вы сможете подготовить релевантное коммерческое предложение. Также сами сможете принять решение о готовности работать.
Ожидаемые форматы и способы использования дизайна
Здесь повторимся, что уточнение ожидаемых форматов файлов, способов использования выручает дизайнера. Он легко создает работу, которая интегрируется с требованиями клиентского бизнеса.
Тут повторяются и уточняется информация 2 шага. Порой именно на данном этапе коммуникации всплывают факты про слабовидящих или требований к сайту - работе.
Здесь у вас есть возможность оптимизировать процесс, предъявляя к дизайну требования на ранних этапах проектирования.
Примеры ожидаемых форматов и способов использования включать в себя печатные материалы, цифровые файлы для веб-сайтов или социальных сетей, а также адаптацию для мобильных устройств или других форматов. Что влечет за собой понимания и своих умений.
Ключевые сообщения и элементы бренда для включения в дизайн
Ну это мы уже добавляем и выделяем специально, потому что работаем с крупными заказчиками. С такой когортой клиентов важно формировать узнаваемые образы. Эти элементы помогают улучшить узнаваемость и связь с брендом.
При подготовке брифа для дизайнера важно учитывать следующие элементы и сообщения:
1. Логотип и брендированные элементы:
Приложите все файлы логотипов и других брендированных элементов, которые включены в дизайн. Это цветовую схему, шрифты, логотипы, слоганы и другие элементы идентификации бренда.
2. Уникальное сообщение бренда:
Ключевые сообщения и ценности, которые хочет коммуницировать бренд, должны быть ясно представлены. Это определенный лозунг, основные характеристики продукта или услуги, или любая другая информация, которую хотим выделить в дизайне.
3. Брендовая атмосфера:
Элементы, которые создают уникальную атмосферу бренда, такие как образы, текстуры, типичные изображения или другие ключевые аспекты визуальной идентичности бренда.
Гайдлайн вопросов подготовили, которые полезно задавать заказчику в самом начале работы над проектом
- Опишите ваш проект своими словами – 2-3 предложения.
- Что побудило вас создать бизнес? Как вы пришли к такому решению? Что вам нравится в вашей работе?
- Кто ваша целевая аудитория? Кто покупает ваши товары / услуги чаще всего? Опишите по схеме: ДПТЭК (1-5 в целевой аудитории)
- Какой товар / категория товаров пользуются наибольшим спросом? Проводили ли вы аналитику – почему?
- Какая основная задача сайта? Продать товар / Рассказать о компании / Показать портфолио / Записаться на курс и пр.Что вы хотите в виде конечного действия от своей аудитории? Какие эмоции должен вызывать ваш сайт у посетителей?
- Какие вам нравятся цвета и стили? Есть ли у вас строгие правила использования лого, цветов?
- Вышлите ссылки на сайты, которые вам нравятся и не нравятся. Опишите, что и почему вам нравится и не нравится на них. Или давайте обсудим сейчас в моменте, на примерах.
- Что вам не нравится в текстах? Есть ли у вас готовый материал?
- Вышлите ссылки на ваши соцсети. Какие посты считаете самыми удачными?
- Вышлите ссылки на сайты конкурентов. Опишите, что нравится и не нравится на них и почему?
- Сколько лет ваш бренд присутствует на рынке? Чем вы отличаете от конкурентов? Почему пользователь должен выбрать ваш продукт/услугу, а не какой-то друг? Что отличает ваш сервис?
- Какие ограничения существуют в предоставлении услуг или продаже товаров? Ограниченная доставка, оплата только наличными и тд. Как именно будет использоваться конечный сайт или результат совместной работы?
- Есть ли лимиты в бюджете? На какой временной интервал рассчитываете? Сколько бы вам хотелось, чтобы делался сайт?
- Опишите самое идеальный для вас результат? Что для вас существенно, а что может быть обсуждено или не использовано?
- Как бы вы хотели коммуницировать? Как часто готовы получать от меня понимание ситуации по проекту?
- Есть ли ко мне вопросы?
Помните, что список вопросов определяет проект — тематика, ниша, стадия развития бизнеса.
Методы обратной связи и этапы утверждения дизайна
По факту мы пояснили все шаги. Выстроили вам структуру диалога по вопросам и пояснениям. Но максимально хотим уделить внимание ещё тому, как действовать после брифа.
Здесь у вас начнутся:
1. Предварительные консультации:
На начальных этапах работы важно провести консультации с клиентом для полного понимания его потребностей, целей и ожиданий от дизайна. Методы обратной связи включают личные встречи, телефонные звонки, видеоконференции или анкетирование.
2. Промежуточные презентации:
Дизайн-процесс может включать несколько этапов промежуточных презентаций, на которых дизайнер демонстрирует промежуточные версии дизайна для получения обратной связи от клиента. Это корректировать дизайн на ранних этапах и избегать кардинальных изменений в дальнейшем.
3. Визуальное сообщение:
Использование визуальных средств связи – макеты, эскизы, прототипы, помогает клиенту лучше воспринять и оценить дизайн-решения.
4. Обратная связь:
Использование не только мессенджеры для коммуникации. Почему-то стали забывать про электронную почту, а переписка в ней юридически значима. Дополнительно используйте онлайн-инструменты для связи, например, функцию комментариев между клиентом и дизайнером.
5. Утверждение и завершение проекта:
После всех этапов разработки дизайна клиент может утвердить окончательную версию, после чего проект считается завершенным.
Всё это помогает вам взаимодействовать и получать необходимую информацию для создания успешного проекта. Желаем успехов на вашем дизайнерском поприще!