Композиция в дизайне, будь то графический дизайн, веб-дизайн или дизайн продукта, определяет, как элементы располагаются и взаимодействуют друг с другом на странице или в пространстве. Улучшает восприятие и понимание дизайна, делает его визуально привлекательным.
Основные принципы — баланс, контраст и акцентирование — универсальные инструменты в руках дизайнера для сообщения визуальных идей.
Правило третей: основы и использование
Закон третей используется в изобразительном искусстве и дизайне для создания композиции. Делите ваше изображение или макет на девять равных частей двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. Точки интереса или объекты размещаются вдоль или вблизи этих линий, что делает композицию привлекательной для зрителя...
Баланс достигается распределением визуальной «тяжести» элементов так, чтобы дизайн не казался перегруженным в одной части. Учитывайте это при заполнении получившихся сегментов.
Правило третей убрает избыточное пространство для фокусирования на элементах изображения. Используется для балансировки светотени в фотографии или создания направления взгляда зрителя.
Золотое сечение и его применение
Это пропорция широко используется в искусстве и дизайне и считается эстетически приятной для глаза. Соотношение золотого сечения составляет примерно 1:1,618. Применяется для гармоничного распределения контента в пространстве.
Подробно про золотое сечение — в нашей статье, целиком посвященной данной теме
Центральная точка и акцентирование внимания
Используйте размер, цвет, контраст и размещение, чтобы управлять взглядом зрителя и создать четкую иерархию информации. Важно, чтобы пользователь понимал, куда смотреть первым делом и куда двигаться дальше.
Выделите главные элементы, поместив их в центр, тем самым сделав явными. Так вы создаете якорь композиции, вокруг которого строится весь дизайн.
Линии ведения взгляда и направление движения
Инструменты для управления вниманием зрителя и создания визуальных путей, которыми зритель следует. Линии могут быть прямыми, изогнутыми, вертикальными, горизонтальными или диагональными и служат путеводителями для глаз, создавая направленность движения.
Линии присутствуют в виде физических объектов, таких как дорога или река на фотографии, но они также созданы из взгляда персонажей, направления света или последовательности объектов. Дизайнеры усиливают эти линии с помощью контраста, цвета или использования пространства, чтобы привести внимание к главному сюжету или ключевой точке интереса.
В графическом и веб-дизайне, линии ведения взгляда используются для управления посетителем через интерфейс, от логотипа к меню, от меню к основному контенту и к кнопкам призыва к действию. В рекламной фотографии линии управляют взглядом от вводного текста к изображению продукта и далее к слогану или информации о ценах.
Линии ведения взгляда становятся лучше, когда они взаимодействуют с другими визуальными элементами — формой, текстурой, шаблоном и цветом. Кроме того, они усиливают взаимоотношения между элементами в композиции.
Визуальное движение — это не о физическом перемещении, а о направлении внимания зрителя. Например, падающие листья создают поток, который ведет глаз к персонажу в изображении. Также, продуманное распределение света и тени подразумевает направление движения, создавая путь для зрительского взгляда.
Виды линий ведения взгляда
-
Горизонтальные линии предлагают чувство спокойствия и стабильности,
-
Вертикальные добавляют высоту и силу дизайну.
-
Диагональные линии вносят динамизм и направленное движение, указывая зрителю куда двигаться дальше.
-
Изогнутые линии или спиральные пути добавляют органическое ощущение и проводят глаз через композицию естественным и менее формальным способом.
Симметрия и асимметрия в композиции
Симметрия приносит порядок и баланс, тогда как асимметрия добавит интерес и напряжение. Оба эти подхода используются для достижения визуальных эффектов в зависимости от целей дизайна.
Симметрия:
1. McDonald's: Логотип McDonald's, с "М" в круге — хороший пример симметрии. Он четко подчеркнут симметричным расположением элементов вокруг центральной оси.
2. Coca-Cola: Шрифтовая эмблема компании Coca-Cola — симметричное изображение, где каждая буква отражена относительно вертикальной оси.
Асимметрия:
1. Nike: Логотип Nike — Swoosh (изогнутая линия) — асимметричная форма создает динамичный образ.
2. Apple: У логотипа Apple — откушенного яблока — также есть асимметричный дизайн, что придает ему непринужденный и современный вид.
Контрастность как элемент композиции
Контраст бывает цветовым, размерным, стилистическим или используется для выделения определенных областей, привлечения внимания и повышения читаемости.
Вот несколько примеров использования контрастности как элемента композиции:
1. Черно-белая фотография с ярким цветным объектом: На черно-белом фоне цветной объект (например, красное яблоко) будет сразу привлекать внимание, создавая сильный контраст.
2. Использование текстур: На одной поверхности можно сочетать гладкие и шероховатые текстуры, таким образом создавая контраст и привлекая внимание к деталям.
3. Сочетание ярких и темных цветов: При использовании контрастных цветов (например, желтый на фиолетовом) можно создать сильное визуальное воздействие и усилить эмоциональную силу изображения.
4. Контраст в освещении: Игра света и тени использована для создания контраста и направления взгляда зрителя, выделяя элементы композиции.
Ритм и повторение в элементах дизайна
Повторение укрепляет стиль и создает ритм в дизайне. Это повторение цветов, форм, текстур, которое придает продукту или бренду узнаваемость.
Ритм и повторение вносят в дизайн ощущение движения и активности. Чередование элементов направляет глаза зрителя по композиции и создавать ощущение динамичности.
Баланс визуальных весов в композиции
Дизайнеры стремятся к балансу между элементами композиции, распределяя их по визуальному «весу» — яркие цвета и крупные объекты балансируются с меньшими и нейтральными элементами.
Визуальный вес относится к способности элементов дизайна привлекать к себе внимание в соответствии с их размером, цветом, текстурой или другими аспектами. Дизайн, в котором достигнут баланс, кажется стабильным и законченным, в то время как дисбаланс вызывает ощущение напряжения или неустойчивости.
Баланс в дизайне — это сложный процесс, который требует чувства меры и оценки того, как элементы будут взаимодействовать в восприятии зрителя.
Выделяют:
Симметричный баланс
В симметричной композиции элементы располагаются одинаково относительно центральной оси. Это создает зеркальное отражение, придающее дизайну формальность, организованность и уравновешенность. Симметричный баланс часто используется в традиционных и консервативных дизайнерских проектах.
Асимметричный баланс
Асимметричный баланс достигается когда элементы с визуальным весом расположены так, что они компенсируют друг друга без использования зеркальных отображений. Этот тип баланса придает дизайну ощущение динамичности и современности. Пример большая темная фигура с одной стороны композиции, уравновешенная несколькими мелкими светлыми элементами с другой.
Радиальный баланс
Радиальный баланс организует элементы вокруг центральной точки, подобно спицам в колесе. Этот подход не так часто используется, но дает возможность создавать драматические и привлекательные композиции.
Мозаичный баланс (Кристаллический)
Мозаичный баланс достигается путем равномерного распределения множества различных элементов по всему пространству композиции, создавая состояние визуального равновесия, где ни один элемент не доминирует над другими.
Баланс цвета и значения
Темные или насыщенные цвета, как правило, воспринимаются как «тяжелые», и уравновешены светлыми или менее насыщенными элементами. Теплые цвета представляются ближе к зрителю и кажутся тяжелее, чем холодные, которые воспринимаются как удаленные и легкие.
Контраст и текстура
Контрастные элементы привлекают внимание и добавляют "веса" в композицию, тогда как однородные поверхности воспринимаются как легкие. Текстуры применяют для визуального «веса», даже если цвета остаются однородными.
Размер и расположение
Большие объекты воспринимаются тяжелее, чем мелкие. Расположение объектов также играет роль: элементы в верхней части композиции кажутся легче, чем аналогичные в нижней части.
Баланс формы и линий
Открытые, элегантные формы уравновешивают тяжелыми, массивными формами. Прямые линии сбалансируются изогнутыми формами.
Достигнуть баланса можно также за счет использования сочетания элементов, таких как текст, изображения и пространство. Объединение этих элементов требует тонкого чувства пропорций и знания их визуального взаимодействия.
Пространственные отношения и использование отрицательного пространства
Освобождение пространства (Negative space) не стесняйтесь использовать. Это избегает загруженности и делает дизайн легким и воздушным. Пустое пространство используется для формирования интересных форм и направление взгляда пользователя.
Отрицательное пространство, или «незанятая» область дизайна, имеет столько же значения, сколько и заполненные элементами зоны. Оно определяет структуру композиции и способствует созданию оптических иллюзий.
Масштаб и пропорции объектов
Использование масштаба добавит акценты и создать глубину в вашем дизайне. Большие элементы привлекают внимание и усиливают важные сообщения.
Соблюдение пропорций между элементами дизайна создает гармонию и улучшает восприятие продукта в целом.
Масштаб и пропорции устанавливают визуальную иерархию и значимость элементов. Они изменяют восприятие пространства и даже время повествования в дизайне.
Группировка и объединение элементов
Группировка похожих элементов в композиции способствует созданию организованности. Это достигнуто с помощью близости, похожести в цвете или форме.
Группировка элементов интерфейса пользователя, таких как кнопки, поля для ввода и их соответствующих меток, позволяет сделать интерфейс понятным и удобным для использования.
Пример: Веб-страница онлайн-магазина группирует все связанные с продуктом элементы — изображения, цену, описание, кнопку «Добавить в корзину» — вокруг основной фокусной области продукта для удобства пользователей.
Объединение элементов веб-дизайна нужно для создания цельных и сбалансированных композиций. Например, объединение текста и изображений в рамках одного блока позволяет создать компактное и информативное представление.
Пример: Сайт блога объединяет заголовок статьи, изображение и краткое описание воедино, чтобы предоставить пользователям быстрый обзор каждого поста.
Цвет в композиции: гармония и контраст
Цвет создает эмоциональный отклик и устанавливать связь. Гармония цветов приносит визуальное удовольствие, тогда как контрастные сочетания служат акцентами.
Гармония:
1. Аналогичная гармония: Использование цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге, например, оттенки синего, создает спокойное и уравновешенное визуальное впечатление.
2. Монохромная гармония: Использование оттенков одного цвета (например, оттенков голубого) создает уединенный, но гармоничный вид.
Контраст:
1. Комплементарный контраст: Использование противоположных цветов на цветовом круге (например, синий и оранжевый) позволяет создать сильный и динамичный контраст.
2. Триадный контраст: Сочетание трех цветов, равномерно распределенных на цветовом круге (например, желтый, синий и красный), создает яркий и живой образ.
Лучше всего мы раскрыли эту тему в статье
Текстура и узор как композиционные инструменты
Текстура — это визуальное и тактильное ощущение поверхности предмета, передаваемое с помощью изображения, фотографии или реального материала. В дизайне текстуры использованы для создания тактильного восприятия визуальных элементов. Бывает: грубой, гладкой, шероховатой, мягкой, шершавой. Этот элемент добавляет наслоенности к работе.
В графическом дизайне текстуры нужны для имитации поверхностей, таких как металл, ткань, кожа.
Узор — повторяющиеся мотивы или элементы, образующие структуру или декоративный элемент композиции. Узоры бывают абстрактными, геометрическими, органическими или имитировать естественные формы. Они создают визуальное воздействие и ритм в дизайне.
Текстура в дизайне добавляет глубину и интерес к поверхностям. Узоры усиливают ощущение структуры и ритма, добавляя слой сложности к композиции.
Объединение текстильного узора с имитацией текстильной текстуры создает сложный и многоуровневый дизайн, который вызывает чувственный отклик у зрителя. Здесь узор дополняет текстуру, добавляя визуальную детализацию.
Динамика и статика в композиционном решении
Управление движением по дизайну достигнуто с помощью линий, форм, цветов и других визуальных элементов, которые ведут взгляд зрителя через дизайн в определенной последовательности.
Сочетание динамичных и статичных элементов создаст баланс между движением и покоем, подчеркивая изменения и ускорения в дизайне. Этот контраст между активностью и спокойствием может приковывать внимание и создавать точки фокусировки.
Рассмотренные принципы служат основой для создания продуманных, эстетически значимых и функционально композиционных решений в любой сфере дизайна.