Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в ВТБ. Сегодня я хочу поговорить о проблемах, которые возникают у дизайнеров, долго работающих на одном проекте.
Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале: https://t.me/na_produkte
Сразу хочу пояснить: я вовсе не считаю долгосрочные проекты абсолютным злом. Но надо признать: риск «пустить корни», прирасти задницей к рабочему креслу и перестать развиваться тем выше, чем дольше длится ваше прибывание на одном месте.
Дизайнеров, ценящих стабильность превыше развития, такая ситуация вполне устраивает — и к таким ребятам у меня никаких вопросов. А для всех остальных понимание рисков застоя будет полезно и с карьерной, и с психологической точки зрения.
Отсутствие мотивации
Главная проблема «засидевшихся» — это потеря интереса к работе, и, как следствие, мотивации. Индексация зарплаты, конечно, бодрит, но обычно эффект этот длится недолго, потому что к хорошему быстро привыкаешь.
Единственный способ получить удовольствие в сложившейся ситуации — искать новые вызовы. Вызовы могут заключаться в развитии новых навыков и компетенций: аналитика, исследования, дизайн-менеджмент, погружение в бизнес. А могут быть чисто продуктовыми: улучшение метрик, выполнение KPI, запуск прорывных фич или проработка сложных дизайн-решений. Если ничего из перечисленного не получается — ищите новую работу.
Авторитет против профессионализма
Дизайнеры-старожилы частенько обладают определённым авторитетом среди коллег. Им хорошо знакомы все процедурные вопросы и фишки проекта, новые задачи не вызывают у них страха, а их решения консистентны существующим гайдам. Короче говоря, таким людям можно доверять.
Проблема только в том, что уже не особо важно, насколько они хороши как дизайнеры или как управленцы (если речь идёт о дизайн-лидах).
Чтобы не закостенеть, дизайнерам важно оставаться критичными к себе и объективными в оценке своей работы. Сделать это бывает непросто, но жизненно необходимо.
«Замыленность» взгляда
Когда долго работаешь над одним цифровым продуктом, неизбежно привыкаешь к его типичным паттернам. Одна и та же дизайн-система, консистентный UI, типичные сценарии, неизменная целевая аудитория — всё стабильно.
В этой ситуации легко потерять свежесть в восприятии дизайна как такового. Избежать этого можно, если отвлекаться на сторонние проекты, отличные от основного. Ну или, на худой конец, рисовать концепты. А совсем в крайнем случае — просто просматривать трендовые продукты.
Индустрия не стоит на месте, и не нужно зацикливаться на привычных паттернах — развивайтесь.
Хитрости и уловки
Дизайнеры, которые знают проект от и до, знакомы с самыми разными лайфхаками, облегчающими работу над ним. Они знают, как безболезненно пройти дизайн-ревью, как договориться с разработчиками, как прикрыть свои косяки. Такие ребята умеют произвести впечатление на заказчиков и начальство. Пускать пыль в глаза, чтобы получать премиальные, для них не проблема.
Определённая гибкость и налаженные связи — это прекрасно, но не стоит забывать о главном: Дизайн должен решать задачи бизнеса и проблемы пользователей. Всё остальное — вторично.
А есть ли плюсы?
Безусловно. Долгое пребывание на проекте позволяет получить и позитивный опыт.
- Глубокое погружение
Чтобы как следует погрузиться в проект и стать максимально продуктивным на нём, нужно время. Глубокое понимание всех процессов — несомненный плюс в карму дизайнера. - Возможность следить за развитием продукта
Цифровой продукт — не статичная картинка, а живой организм, проходящий разные жизненные циклы. Получить опыт управления им крайне полезно. - Карьерный и профессиональный рост
Если ваша роль на проекте меняется в сторону наращивания компетенций — речь о стагнации, вероятнее всего, не идёт.
Необходимые пояснения
Критический срок, после которого развитие дизайнера прекращается, для разных проектов может быть разным. При динамичном развитии продукта он может оттягиваться до бесконечности, а в условиях однообразной рутины уже через год работы можно потерять мотивацию.
Чтобы понять, пора ли менять работу, стоит в первую очередь прислушаться к своим чувствам, а не считать месяцы и годы стажа.
Вместе с тем, нужно понимать, что если постоянно менять работу раз в 3-6 месяцев, можно сформировать не слишком привлекательное резюме. Впрочем, если такое происходит регулярно, вероятно, дело всё-таки не в работодателях, не так ли?
Спасибо за внимание.
Другие посты тут: https://t.me/na_produkte