Demid Semyonov
Demid Semyonov
5 мин. читать
1449 показов
444 открытия

Синдром самозванца, эффект Даннинга-Крюгера и фидбек. Сборник #1

Введение

В телеграм канале в коротких постах разбираю ситуации, с которыми сталкивается дизайнер, передвигаясь по карьерной лестнице. Даю советы, как избежать или принять проблемы.

«Я бездарь!.. или так кажется» — мысль, посещающая сотни дизайнеров и творческих людей каждый день.

Для становления востребованным и скилловым дизом предстоит пройти огонь и воду. Тернистый путь закаляет и заставляет учиться на ошибках, тем самым усиляя скиллсет. Но загвоздка торчит: ошибки не воспринимаются как урок, необходимый принять и стать мудрее.

Вторая причина появления сомнений в навыках — конкуренция в жизни. Видя успех других людей подсознательно завидуем, не задумываясь о падениях и взлетах «успешного». Это наблюдаем и на рынке труда: трудоустроили другого специалиста, заказчик выбрал другого фрилансера, на работе похвалили коллегу больше.

Вот три способа, чтобы побороть синдром самозванца:

1. Обратная связь.
Необходимая вещь для развития. Фидбек старшего покажет, что получается, а на что обратить внимание. Но ограничиваться коллегами и знакомыми по работе не советую. Слова поддержки и даже хейт близких мотивируют сильнее.

2. Нетворкинг.
Человек — социальное существо, коммуникабельность — необходимый софтскилл. В чатах находят заказчиков, друзей, будущих партнеров или тот же фидбек. Иногда захожу в такие группы и зависаю часами: общаюсь с ребятами, слушаю мнения и позиции, прошу или даю советы.

3. Действия — путь.
Хоть синдром самозванца и часть нашей личности, но опровергнуть сомнения действиями он не препятствует. Пробуй новое, наслаждайся процессом и день за днем делай то, что нравится. Когда начнешь слышать о собственных успехах от третьих лиц — знай, делаешь и двигаешься правильно.

Недооценка и переоценивание.

Эффект Даннинга-Крюгера — распространенное когнитивное искажение, которое затуманивает трезвый взгляд человека на оценивание работы и навыков. Начинающий или незнающий уверен и настаивает на глубоких знаниях и умениях, а на деле цена мнения и навыков — грош. Диванный эксперт, не иначе.

Страшнее, когда это явление настигает скилловых ребят: начинают сомневаться в навыках (и еще страшнее, когда вместе с психологическим и когнитивным, которое сложно избежать, приходит диванный эксперт). Сюда привяжу и синдром самозванца, ведь это схожее когнитивное искажение.

Вот три пункта, которыми я пользуюсь, чтобы подавить ложную недооценку.

1. Окружение
Играет огромную роль в становлении личности, и соответственно дизайнера. Окружи себя 3 видами людей: учителем, который делится опытом; коллегой, с которым беседуешь и обмениваешься опытом; учеником, которому опыт отдаешь.

2. Слова
Недавно ввел привычку: перечитываю диалоги и обращаю внимание на слова собеседника, делаю заметки. В активной беседе пропускаешь мимо ушей интересные идеи, а взглянуть и проанализировать диалог с «трезвой» головой, сделав заметки — круто. Так в словах друзей и коллег осознаешь свою ценность.

3. Популистское мнение
Забей на мнение стада, неспособное четко и конструктивно дать фидбек. До дизайна сам этим баловался: вместе с обществом, словно кретин засирал проекты Лебедева, ведь не имел четкого понятия о сложности работ. Он забил на ничего не стоящий хейт, так и забей ты.

Критика и критиканство — слушать или не слушать

В развитии дизайнера фидбек — значимая штука. Стороннее мнение по проекту, личному бренду и другим моментам расширяет виденье и дает идеи. В конце концов: чем чаще применяем попытки и мысли, тем значительнее ощущаем результат после проб. С обратной связью приходит мотивация и уверенность в скиллах, о чем писал в синдроме самозванца.

Критика — не мнение, а полноценная и структурированная рецензия. Толкового совета сантехник по дизайну не даст — также, как и дизайнер не отремонтирует санузел. В жизни многие энтузиасты бросают любимое дело из-за хейта.

Не впадайте в тильт и различайте диванных экспертов по следующим признакам:

1. Избыток личного мнения
В дизайне, программировании и русском языке используют понятие стандартов и фреймворков. Код с ошибками не работает; русский язык без орфографии и синтаксиса безграмотен; дизайн без эвристик, композиции и прочего погружается в хаос. Если человек рассуждает не такими категориями, то преследует цель оскорбить и принизить чужой труд.

2. Непрошенные советы
Затычка в каждой бочке хочет лишний раз поверхностно доказать экспертность в вопросе, даже не вникая в смысл происходящего. Раз советы посылает не чистое сердце, то и помощь аутентично бесполезна.

3. Только одобрение или только осуждение
МЛ-инженер обучает нейросеть подкормкой: действие A получается без упреков, в действие B допущена ошибка x — иначе говоря, фидбек делят на удачу и провал. В оценке работы человека тоже работает кнут и пряник. Дизайнер после четкой обратной связи исправит ошибки и осознает успехи. Поэтому в агентствах успешно работает система баллов, мотивирующая сотрудников даже на внештатную деятельность.

Не только повар оценивает блюдо. Не только дизайнер оценивает дизайн.

Дизайн создают для аудитории, которая закрывает проблемы и потребности продуктом. Принято, что вылизанный до идеала, дизайн приносит бизнесу бесконечные деньги — удовлетворенность пользователей стремится к 100%, а те не уходят к конкурентам. Так кто оценивает дизайн: мастер, покупатель или владелец мастерской?

1. С подачи мастера
Я выделяю три кита: эстетичность, удобство и продуктовость. В первого входит теория цвета, композиция, типографика и все то, чему дизайнер обучается каждый день. Удобство оценивают объективнее — паттерны пользования интерфейсом сложились за десятки лет, дизайн напрямую тестируют пользователями, команды собирают воркшопы и бенчмаркинг. С продуктовостью сложнее, разберем позже.

2. С точки зрения пользователя
Человек дизайн не рассматривает, а сканирует. Мозг анализирует и отыскивает необходимое меньше, чем за секунду. Поэтому пользователь не размышляет категориями, которые использует дизайнер. Об этом рассказал в предыдущих постах. Но так или иначе, истина за аудиторией продукта, которая закрывает потребности. Если проблема юзера не решена, то это становится проблемой дизайнера.

3. Владелец мастерской
Бизнес упирается в числа, также как и продукт. Если продукт приносит меньше дохода, то поднимаем метрики. CEO\фаундер и пользователь поймут, что CTA кнопка смещена на пиксель слева, а не вправо. Но дизайнер увидит непонятную логику флоу, из-за которой юзер не доходит до CTA, вследствие чего падает конверсия.

1449

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие