Введение
В телеграм канале в коротких постах разбираю ситуации, с которыми сталкивается дизайнер, передвигаясь по карьерной лестнице. Даю советы, как избежать или принять проблемы.
«Я бездарь!.. или так кажется» — мысль, посещающая сотни дизайнеров и творческих людей каждый день.
Для становления востребованным и скилловым дизом предстоит пройти огонь и воду. Тернистый путь закаляет и заставляет учиться на ошибках, тем самым усиляя скиллсет. Но загвоздка торчит: ошибки не воспринимаются как урок, необходимый принять и стать мудрее.
Вторая причина появления сомнений в навыках — конкуренция в жизни. Видя успех других людей подсознательно завидуем, не задумываясь о падениях и взлетах «успешного». Это наблюдаем и на рынке труда: трудоустроили другого специалиста, заказчик выбрал другого фрилансера, на работе похвалили коллегу больше.
—
Вот три способа, чтобы побороть синдром самозванца:
1. Обратная связь.
Необходимая вещь для развития. Фидбек старшего покажет, что получается, а на что обратить внимание. Но ограничиваться коллегами и знакомыми по работе не советую. Слова поддержки и даже хейт близких мотивируют сильнее.
2. Нетворкинг.
Человек — социальное существо, коммуникабельность — необходимый софтскилл. В чатах находят заказчиков, друзей, будущих партнеров или тот же фидбек. Иногда захожу в такие группы и зависаю часами: общаюсь с ребятами, слушаю мнения и позиции, прошу или даю советы.
3. Действия — путь.
Хоть синдром самозванца и часть нашей личности, но опровергнуть сомнения действиями он не препятствует. Пробуй новое, наслаждайся процессом и день за днем делай то, что нравится. Когда начнешь слышать о собственных успехах от третьих лиц — знай, делаешь и двигаешься правильно.
Недооценка и переоценивание.
Эффект Даннинга-Крюгера — распространенное когнитивное искажение, которое затуманивает трезвый взгляд человека на оценивание работы и навыков. Начинающий или незнающий уверен и настаивает на глубоких знаниях и умениях, а на деле цена мнения и навыков — грош. Диванный эксперт, не иначе.
Страшнее, когда это явление настигает скилловых ребят: начинают сомневаться в навыках (и еще страшнее, когда вместе с психологическим и когнитивным, которое сложно избежать, приходит диванный эксперт). Сюда привяжу и синдром самозванца, ведь это схожее когнитивное искажение.
Вот три пункта, которыми я пользуюсь, чтобы подавить ложную недооценку.
—
1. Окружение
Играет огромную роль в становлении личности, и соответственно дизайнера. Окружи себя 3 видами людей: учителем, который делится опытом; коллегой, с которым беседуешь и обмениваешься опытом; учеником, которому опыт отдаешь.
2. Слова
Недавно ввел привычку: перечитываю диалоги и обращаю внимание на слова собеседника, делаю заметки. В активной беседе пропускаешь мимо ушей интересные идеи, а взглянуть и проанализировать диалог с «трезвой» головой, сделав заметки — круто. Так в словах друзей и коллег осознаешь свою ценность.
3. Популистское мнение
Забей на мнение стада, неспособное четко и конструктивно дать фидбек. До дизайна сам этим баловался: вместе с обществом, словно кретин засирал проекты Лебедева, ведь не имел четкого понятия о сложности работ. Он забил на ничего не стоящий хейт, так и забей ты.
Критика и критиканство — слушать или не слушать
В развитии дизайнера фидбек — значимая штука. Стороннее мнение по проекту, личному бренду и другим моментам расширяет виденье и дает идеи. В конце концов: чем чаще применяем попытки и мысли, тем значительнее ощущаем результат после проб. С обратной связью приходит мотивация и уверенность в скиллах, о чем писал в синдроме самозванца.
Критика — не мнение, а полноценная и структурированная рецензия. Толкового совета сантехник по дизайну не даст — также, как и дизайнер не отремонтирует санузел. В жизни многие энтузиасты бросают любимое дело из-за хейта.
—
Не впадайте в тильт и различайте диванных экспертов по следующим признакам:
1. Избыток личного мнения
В дизайне, программировании и русском языке используют понятие стандартов и фреймворков. Код с ошибками не работает; русский язык без орфографии и синтаксиса безграмотен; дизайн без эвристик, композиции и прочего погружается в хаос. Если человек рассуждает не такими категориями, то преследует цель оскорбить и принизить чужой труд.
2. Непрошенные советы
Затычка в каждой бочке хочет лишний раз поверхностно доказать экспертность в вопросе, даже не вникая в смысл происходящего. Раз советы посылает не чистое сердце, то и помощь аутентично бесполезна.
3. Только одобрение или только осуждение
МЛ-инженер обучает нейросеть подкормкой: действие A получается без упреков, в действие B допущена ошибка x — иначе говоря, фидбек делят на удачу и провал. В оценке работы человека тоже работает кнут и пряник. Дизайнер после четкой обратной связи исправит ошибки и осознает успехи. Поэтому в агентствах успешно работает система баллов, мотивирующая сотрудников даже на внештатную деятельность.
Не только повар оценивает блюдо. Не только дизайнер оценивает дизайн.
Дизайн создают для аудитории, которая закрывает проблемы и потребности продуктом. Принято, что вылизанный до идеала, дизайн приносит бизнесу бесконечные деньги — удовлетворенность пользователей стремится к 100%, а те не уходят к конкурентам. Так кто оценивает дизайн: мастер, покупатель или владелец мастерской?
1. С подачи мастера
Я выделяю три кита: эстетичность, удобство и продуктовость. В первого входит теория цвета, композиция, типографика и все то, чему дизайнер обучается каждый день. Удобство оценивают объективнее — паттерны пользования интерфейсом сложились за десятки лет, дизайн напрямую тестируют пользователями, команды собирают воркшопы и бенчмаркинг. С продуктовостью сложнее, разберем позже.
2. С точки зрения пользователя
Человек дизайн не рассматривает, а сканирует. Мозг анализирует и отыскивает необходимое меньше, чем за секунду. Поэтому пользователь не размышляет категориями, которые использует дизайнер. Об этом рассказал в предыдущих постах. Но так или иначе, истина за аудиторией продукта, которая закрывает потребности. Если проблема юзера не решена, то это становится проблемой дизайнера.
3. Владелец мастерской
Бизнес упирается в числа, также как и продукт. Если продукт приносит меньше дохода, то поднимаем метрики. CEO\фаундер и пользователь поймут, что CTA кнопка смещена на пиксель слева, а не вправо. Но дизайнер увидит непонятную логику флоу, из-за которой юзер не доходит до CTA, вследствие чего падает конверсия.