С каждым днем школ, обучающих всевозможным направлениям дизайна, появляется больше, чем самих дизайнеров, которые из них выпускаются. К сожалению, далеко не каждая готова отвечать за результат, делая упор на большие охваты, а не на качество образования.
К сожалению, автор знаком с такими ближе, чем хотелось бы.
За год погружения в мир дизайна я успел набить шишки на покупке сомнительных курсов и выработал список правил, которые помогут тебе минимизировать финансовые риски и открыть для себя новый мир творческих профессий.
1. Никаких компульсивных решений
Наверное, это главный совет, которого мне не хватало год назад, потому что между желанием погрузиться в дизайн и оформлением рассрочки прошло меньше суток. Я вбил в поиск «курс графического дизайна» и выбрал первый предложенный вариант. Школа в то время была на слуху, и выбор казался мне очевидным.
Конечно же очевидно глупым.
Возможно, если я дал желанию «погрузиться в дизайн» чуть больше времени, выбор школы был бы сознательноее, но в то время лёгких путей я не искал.
Меня подкупили обещания за полтора года обучить уверенно пользоваться восемью (!) инструментами. Восемью!
Из этого выходит второй совет.
2. Много не равно хорошо
Очевидно, что если мы платим много денег, то хочется взять от курса максимум. В идеале - два максимума. Это нормально.
Однако этот максимум достигается не большим количеством всякого разного из мира дизайна, а глубиной погружения.
Поэтому курс, в котором обещают погрузиться в иллюстратор за пару месяцев, гораздо ценнее курса, который за это же время обещает погрузится во все дизайны мира (а на деле погружаются в твой кошелёк).
Тем более, что у школ существуют бесплатные интенсивы, позволяющие познакомиться со спецификой нужной программы.
А как, спросишь ты, понять, какие программы тебе нужны? Тут мы плавно подходим к третьему совету.
3. Определись с дизайном
Графическому дизайнеру нужны одни сервисы, веб дизайнеру — другие, 3D — третьи. Это очевидно. Тогда зачем тебе, потенциальному графическому дизайнеру покупать курс, в который входит разработка лендинга одностраничного сайта? Непонятно. А ты покупаешь.
Парадокс, но когда я решил, что хочу погрузиться в графический дизайн, я до конца не понимал, какие у него рамки. Тогда всё создание «красивого» в цифровом виде я называл графическим дизайном.
Так как в первой школе начало курса перенесли на пару недель, я стал искать доступные знания. Тогда же в моём инфополе стали появляться бесплатные интенсивы и это было определённо вовремя.
На одном за четыре дня я попробовал CG-рисунок (и понял, что это не моё). На втором — графическую иллюстрацию (выводы те же). А потом я наткнулся на школу с регулярными интенсивами и за пару недель на страничке в бихэнсе появились две первые работы: по графу и вебу. Только после этого я смог для себя понять, чем они отличаются и что мне ближе.
Как ты понимаешь, время подойти к следующему выводу.
Помимо очевидной возможности выбрать свою нишу в дизайне, бесплатные интенсивы позволят тебе быстро получить технический навык. Как нажимать на кнопки в тех или иных программах, как двигать предметы, и ты увидишь быстрый (хоть и относительно слабый) результат.
На самом деле это то, что нужно, когда открываешь для себя новую профессию.
Интенствов полно. Они имеются и у тех школ, которые дают знания и у тех, которые отбирают время. Главное достоинство интенсива в том, что за несколько дней ты можешь получить новые знания и познакомиться с преподавателями, их подходом. Оценить, нужно ли это или нет.
Параллельно с интенсивами, которые я проходил в то время, разочарование в выбранной школе усиливалась. За месяц обучения я получил старые записи оффлайн лекций, бессмысленные вебинары, в которых всё время спикер рассказывал о том, кто он такой, и задания в духе «зарегистрируйтесь в пинтересте.
Последней каплей стал момент, когда после блока видео о ретуши фотографий поступило задание сверстать визитку.
Я забрал деньги и наконец без компульсий стал присматриваться к школам.
Главным критерием поиска стал непосредственный поиск выпускников школ. А это не менее важный показатель при выборе.
5. Изучай портфолио выпускников школ
Не всегда легко найти выпускника школы, но это важно и нужно сделать. На кону твои деньги.
6. Не доверяй портфолио учеников с сайта школы
Всё очевидно. На странице курса школа если и даст ссылки на учеников, то на самых лучших, видных и заметных. Мы конечно стремимся к высотам, но оценивать качество знаний нужно по основной массе учеников, ведь их результаты на голову слабее.
Благодаря чатам дизайнеров в телеграме и вк, можно без труда найти выпускников почти любой большой школы. Не стесняйся спрашивать и просить дать маленькую оценку школе. «Ой, у меня не всё там оформлено», «там не лучшие мои работы» — это определённо не подход школ, обучающих дизайну.
Портфолио выпускников школ — это один из самых наглядных показателей качества школы.
Так как качественные работы в портфолио появляются не без поддержки куратора, появляется новое правило.
7. Обратная связь куратора должна быть в видео формате
В первой школе обратная связь была текстом. Впоследствии проведя маленькое расследование мы в кругу учеников поняли, что куратор один и тот же текст присылал нескольким ученикам.
Это плохая обратная связь.
Во второй школе куратор в формате видео смотрел работу, и давал рекомендации: где и что плохо, на примере удачных работ объяснял, какие решения будут уместны, а какие нет. Иногда обратная связь длилась больше часа.
Это прекрасная обратная связь.
И нет, аргумент про «в моей школе кураторы занятые, у них нет времени на запись видео» не должен работать. Мы же говорим об образовании, дизайну иначе не научиться.
Единственное важное условие, без которого обратная связь не имеет смысла: ученик не должен сомневаться в экспертность куратора. Иначе всё сломается.
8. Изучай портфолио кураторов курса, а не главных экспертов
Эксперты на курсе являются лекторами, изредка — разработчиками курса. Их участие в твоём обучение будет минимальным. А вот с кураторами придется работать много. Поэтому акцентирую своё внимание на них.
9. Беседуй с консультантами только после принятия решения
Надеюсь, что никто не удивится, узнав, что все консультанты в первую очередь хотят продать курс. Где-то мягче и деликатнее , где-то жёстче и наглее, но суть от этого не меняется. Нередко консультанты обещают потенциальному дизайнеру даже больше, чем обещал курс. Ты главное покупай курс быстрее.
Поэтому общаться с ними нужно после того, как ты проследуешь всем предыдущим советам и примешь окончательное решение. Вот тогда консультанты будут полезны, а твоё решение — взвешенным.
И напоследок несколько правил, которые не нужно подробно раскрывать.
9. Если у школы рекомендуют курс в одной сфере, это не означает, что рекомендуют всю школу
Хороший курс по вебу не означает, что школа хорошо обучает графическому дизайну.
10. Даже школа, которая подходит по всем параметрам не справится с учеником, который не готов учиться
(да-да, курс может показаться плохим лишь потому что ты плохой ученик)
11. Все обещания школы о твоей жизни после обучения — теряют свою силу после обучения
(нет, они не найдут тебе работу мечты)
(ты серьёзно ждёшь, что тебе найдут работу мечты?)
(работа мечты это выдумка)
Итог
Это весь список советов, которые я хотел бы получить год назад. За это время я познакомился с несколькими курсами различной продолжительности от месяца до полутора лет и рекомендации заслуживают далеко не все.
Остается пожелать удачи тебе с поиском школы, которая поможет погрузиться в профессию мечты и порекомендовать подписаться на меня в телеграме, где я больше и подробнее раскрываю опыт обучения в различных школах.