Начать сложнее всего. Проблема чистого листа преследует каждого дизайнера. Поэтому начинать работу над проектом нужно не «с нуля», а с поиска референсов. Поймать волну вдохновения, определить настроение проекта, посмотреть как задачу решали другие дизайнеры, сэкономив силы и время — вот основная ценность референсов. И как-то так повелось, что референсы используют в самом начале работы с проектом, на этапе подготовки и… на этом останавливаются, а не стоило бы
На вкус и цвет референсы разные
Для начала давайте определимся какие бывают референсы. Я их делю на три группы в зависимости от контекста использования:
- Для поиска смыслов. Именно эту группу референсов часто имеют ввиду, когда говорят о поиске вдохновения и настроения проекта. Это какие-то визуальные приёмы, которые могут передать характер решения
- Для поиска структуры. Референсы, которые помогают понять структуру проекта. Если это лендинг, то подобрать очерёдность блоков, если приложение — разобрать сценарии
- Для поиска механик и решений. Группа референсов, которая помогает найти определённые интерфейсные решения или механики, чтобы использовать их в проекте. Это могут быть и элементы интерфейса, и различные механики, например анимации
Поиск — часть процесса
Поиск референсов — это задача, которая тянется на протяжении всей работы над проектом. Не всегда самые удачные решения удаётся найти сразу. Часто возникают ситуации, когда какое-то удачное решение находишь уже во время работы над проектом. Важно не останавливаться: продолжать искать интересные решения, которые можно будет адаптировать под свой проект. Поиск референсов — это тоже часть процесса, такая же работа, как и создание макетов
С референсами нужно работать
Я привык держать референсы рядом с макетами. Во-первых, они всегда рядом и я могу к ним обратиться, а во-вторых, это не обособленные картинки, на которые нужно иногда поглядывать. Референсы — это тоже поле для деятельности и инструмент работы над макетом. Рисуйте на них, оставляйте заметки, вырезайте какие-то части и примеряйте на макет. Помните, что референсы не должны стоять в стороне, они предназначены, чтобы помочь вам принять решение — так используйте их!
Макеты из референсов
Из референсов можно собирать целые макеты — необязательно ограничиваться лишь примеркой каких-то кусочков! Соберите блоки страницы или приложения из найденных референсов: примерьте идею, представьте как это всё будет работать в вашем проекте. Так сразу можно увидеть структуру и наполнение, взглянуть на результат на уровне идей, даже не переходя к созданию макетов. Максимальная экономия времени и ресурсов
Внимание к деталям
Даже самый простой дизайн может содержать в себе маленькие решения, которые влияют на ощущения от проекта, но заметны не сразу. Референс — это необязательно целый блок сайта, или экран приложения. Даже самый маленький элемент интерфейса может сойти за референс: из него может развиться идея, или он сам может стать каким-то удачным решением. А ещё отдельные элементы могут по-особому использоваться, иметь какую-то интересную вёрстку или анимацию. Поэтому важно обращать внимание и на механики
За рамками решений
Анализируйте не только решения, анализируйте ещё и задачи, которые стояли перед автором референса. Возможно, он заложил какие-то смыслы в своё решение, или использует какие-то определённые приёмы на протяжении всего проекта — анализ этого даст вам в худшем случае почву для размышлений, а в лучшем — вы поймёте причину и мотивацию применения определённого решения, а значит, сможете правильно его использовать в своём проекте, или по-своему интерпретировать
Сохраняйте источники
Увидели какой-то проект с интересным стилем и решениями? Найдите сайт автора. Многие дизайнеры и студии имеют свой фирменный почерк и узнаваемый стиль. Запоминайте свои источники, потом вам будет проще искать. Вы сможете примерять решения определённых студий в своих проектах. Вот мой небольшой список авторов, в работах которых проглядывается свой стиль:
Не дизайном единым
Искать референсы можно за пределами мира дизайна. За референс могут сойти и объекты и явления вокруг нас. Кто-то может использовать формы из окружающего мира как основу для карточек, а кто-то вдохновится отражением света и будет выделять контент вспышками
Вместо вывода
Дизайн не прост. Даже такая, на первый взгляд, простая тема, как поиск референсов и работа с ними может быть не самой очевидной. Но за это мы дизайн и любим, не правда ли?
Спасибо, что прочитали! Подписывайтесь на канал, там много интересного