Даже после того, как пишущая машинка стала успешной, её изобретатель Кристофер Лэтэм Шолз не думал, что клавиатура QWERTY является наиболее эффективным способом набора текста. Он продолжал экспериментировать и патентовать новые механизмы, которые он считал более удобными.
Тем не менее, я все еще печатаю эту статью на QWERTY-клавиатуре. Если были разработаны версии удобнее, почему бы нам не печатать на них?
Правда в том, что нет пределу совершенства. "Ничто не является идеальным" если сказать по другому, но это представление является лишь поверхностным пониманием проблемы. Что действительно происходит, так это две конкурирующие потребности: стандартизация и инновации.
Стандартизация замедляет (или останавливает) инновации
Давайте вернемся к примеру с клавиатурой.
Относительно того, почему клавиатура QWERTY была устроена так, как она устроена, существует много предположений. Но именно первая версия QWERTY почти моментально стала стандартом, даже несмотря на постоянные дальнейшие её улучшения Шоулзом. Не имело значения, что другие версии позволяли быстрее печатать. Почему же так? А всё очень просто. Стандартизация клавиатуры была хороша для машинисток, которые могли потом работать на любой машинке. Один раз научился и всё. И это было также хорошо для производства, которое не должно, да и не хотело, каждый раз перенастраивать свои процессы.
С другой стороны, это всё не позволило новаторам улучшить способ печати и внедрить новые схемы набора текста.
Многие попытки переставить буквы на клавиатуре не увенчались успехом. QWERTY работает и сейчас достаточно хорошо и остается стандартом. Не странно ли вам набирать сообщение в WatsApp или Telegram раскладкой придуманной в 1878 году? А набирать имя в игре на PlayStation, раскладкой QWERTY, когда в руках вообще джойстик? Я помню, как я делал это на Дэнди в 1996 году: Влево, влево, влево "H" потом влево, влево, влево "S"... Прошло уж 20 лет, а ничего не изменилось.
Стандарты приносят свою пользу, но они также останавливают или, в лучшем случае, замедляют улучшения.
Так что же происходит, когда нет стандартов?
Инновации
Интернет - это Дикий Запад инноваций. Каждый веб-сайт, платформа, мобильное приложение и т. п. - это новое пространство для изобретений. Мало того, что функции различны, так и способ достижения аналогичных задач варьируется от конкурента к конкуренту.
Порой фичи которые стремятся достичь одной и той же цели, совершенно разные по своему использованию, возьмите например сохранение данных. Важнейшая функция, при этом она может быть представлена значком дискеты или галочкой или кнопкой сохранить или даже может быть опущена, поскольку всё сохраняется само и работает автосохранение.
Какие в этом плюсы?
В конкурентной борьбе победит продукт который наиболее удобен в использовании. А это, в свою очередь, подталкивает создавать всё более и более качественные продукты. И потребителю есть из чего выбрать по душе.
Конечно, есть и минусы.
Пользователю каждый раз приходится адаптироваться, когда дизайн меняется от продукта к продукту. Неважно, насколько хорошо вы всё придумал - когда вашим пользователям приходится отдельно обучаться для использования вашего продукта, это не есть хорошо.
Стандартизации не позволит вам достичь более высокого уровня. Инновации заставят пользователей много и долго разбираться.
Уже задеваю болючие струнки вашей тонкой дизайнерской души?
Балансируем на грани
Лучшее, что мы можем сделать, - это сбалансировать, насколько мы придерживаемся стандартов и насколько мы стремимся к инновациям.
Есть очень простое правило.
Например, если ваш сервис/бизнес это аналог или копия чего-то, то ваше конкурентное преимущество – это инновации. По принципу «сделай или сломай». Если вы не будете заниматься инновациями, вам просто больше нечего будет предложить людям. Я делай сторисы, моя сосед тож делай сторисы, я создай маски, он тож делай маски, я купил стартап с нейросетью, он не накопил - радостно!
С другой стороны, если вы делаете нечто новаторское – новый сервис, новая платформа и т. д. - ваша главная задача, чтобы люди легко адаптировались к нему. Делайте всё в соответствии со стандартами, с которыми ваши клиенты уже знакомы. Не создавайте двойной порог вхождения. Не заставляйте клиента два раза думать, что из себя представляет и зачем вообще нужна эта ваша новая фича, а потом ещё и как её использовать и взаимодействовать с ней.
Тем не менее, действительно инновационные идеи, безусловно, раздвигают границы. Баланс заключается в сохранении основ, когда это возможно и нужно.
Теперь ты знаешь почему midjorney - это канал в дискорде, а не сайт крутящий-свистопердящий с наградой от awwwards.
Где пруфы Билли?! Нам нужны пруфы!
Главная мысль поста пересказана с единственного поста Rephael Sweary дизайнера и co-foundера стартапа WalkMe, который он написал 3 августа 2017 года для блога Инвижн, и который теперь хрен найдёшь, но я запомнил этот пост навсегда.
У меня твердая двойка по русскому языку, в душе я болгарин, все орфографические ошибки и лпечатки сделаны в тексте специально.
Я дизайнер интерфейсов в Align Tech (Сан-Хосе, США) и наставник годовой программы "Дизайн цифровых продуктов" в дизайн-школе BBE
Буду рад любому дополнению статьи в каментах.
Лайк, репост, приветствуются и радуют сердечко.