Привет! Я Лёша — продуктовый дизайнер Альфа–Банка. И, как продуктовый дизайнер, я занимаюсь не только созданием макетов, генерацией гипотез и исследованиями. В круг моих обязанностей также входит демонстрация решений другим дизайнерам и стейкхолдерам.
Стейкхолдеры — лица, принимающие решения. Именно они решают, подходит ли ваше решение продукту. Для них важно, чтобы предложенное решение было лучшим как со стороны пользовательского опыта, так и со стороны бизнеса
Профессия продуктового дизайнера со временем изменилась: от создателя макетов, человека, отвечающего только за пользовательский опыт, до фигуры, понимающей и пользователя, и бизнес. Человека, который предлагает самые удобные для пользователя и самые выгодные для компании решения.
Сейчас продуктовый дизайнер — многозадачен. Он понимает задачу, знает о технических ограничениях, отвечает за всю логику продукта. Современный же дизайнер, помимо прочего, занимается презентацией и защитой своих решений.
Сегодня разберёмся, как защищать свои решения, какие шаги и на каких этапах нужно предпринять, и обсудим структуру правильной презентации.
Что значит «защищать»?
Для начала давайте поймём: зачем вообще понадобилось защищать свои решения? Работа над продуктом — сложный и итерационный процесс. Он затрагивает множество людей, и каждый из них вносит свой вклад в продукт. При этом все заинтересованы в защите своих интересов:
✦ разработчики хотят, чтобы решение было максимально удобным и простым в реализации;
✦ дизайнеры хотят реализовать лучшее решение со стороны пользовательского опыта;
✦ а сторона бизнеса хочет получить самое выгодное решение, недорогое в реализации, но перспективное.
Как вы понимаете, решение стоит рассматривать с трёх сторон: разработки, пользователей и бизнеса. Важен баланс между стоимостью, пользовательским опытом и вероятной выгодой. И так уж сложилось, что именно дизайнер должен такое решение найти.
При этом все три стороны работают в связке. Вы не конкурируете с бизнесом или разработчиками, вы делаете лучший продукт вместе, но каждый будет отстаивать в первую очередь свои интересы. Поэтому вам, как человеку, который предлагает решение, важно донести до каждой из сторон:
✦ ценность решения;
✦ возможные проблемы и ограничения;
✦ возможность масштабирования решения;
✦ и почему именно это решение — лучшее.
Ваша ценность, как дизайнера — умение проявить эмпатию не только к пользователям, но и к разработчикам, и к стейкхолдерам.
Перед тем как начать
Для любого обоснования важны грамотные аргументы. Вы должны быть уверены в своих решениях. Для этого:
✦ понимайте свои решения: вы должны руководствоваться данными, банальной логикой или уже принятыми решениями в продукте, но ни в коем случае не «просто потому что»;
✦ учитывайте ограничения разработки и дизайн-системы: не забывайте, что лучшее решение — это то, которое можно переиспользовать. Чем быстрее и проще оно будет в реализации, тем больше шансов, что это решение подойдёт всем сторонам;
✦ не забывайте на чём вы основываетесь: учитывайте результаты проведённых исследований, фидбек от пользователей, даже мнения других заинтересованных лиц.
Всё это работает как доказательство того, что ваши решения — лучшие из возможных.
И, почему всё-таки, презентация?
Презентация — идеальный формат для защиты. Да, на её создание нужно потратить время. Да, вам нужно подготовить и продумать свой рассказ. Но вы сэкономите время всем другим участникам. К тому же, ваш рассказ будет структурированным, а решение можно показать в выгодном свете путём сравнения со старым. А ещё можно удобно подсветить прошлые договорённости.
Заморачиваться ли над дизайном? Всё зависит от вашего времени и желания. В презентации главное — формат. Но если вы чувствуете в себе силы, и ресурсы позволяют, то можете сделать красивую презентацию, её в любом случае будет приятно смотреть.
К тому же, в случае необходимости вы сможете переиспользовать презентацию в будущем.
Структура презентации
Ваш рассказ должен подчиняться определённой структуре, чтобы грамотно выделить решение на фоне других. Любая презентация должна быть подчинена единой структуре из блоков: проблема — решение — обоснование.
Начните с контекста
Для начала расскажите о пользовательском пути: дайте пояснения о том, как пользователь попадает во флоу, укажите точки входа, расскажите о целях и задачах пользователя. Покажите, как рассматриваемый сценарий взаимодействует с другими сценариями.
Абстрактно блок имеет такую структуру: описание сценария — какие сценарии связаны с рассматриваемым сценарием — как пользователи проходят этот сценарий — какая проблема решается.
Задача этого блока — показать текущую реализацию и погрузить зрителей в контекст. Идеально, если ваши слушатели сами придут к проблеме, с которой сталкивается пользователь.
Покажите решение
Когда проблема раскрыта и понятна, самое время показать, как эту проблему можно решить. Лучший способ — собрать прототип, на котором можно показать поведение. Параллельно не забудьте комментировать то, что происходит на экране. И особенно важно отдельно уделять внимание вашим решениям. Например, «чтобы пользователю было понятно, мы добавили на экран подсказку, которая поможет сориентироваться и принять решение».
Расскажите о достоинствах и недостатках
Помните, что решений может быть несколько. Вам важно убедить всех, что именно ваше решение — лучшее. Вот что вам может помочь:
✦ расскажите о проведённых исследованиях. Даже если проверялось не ваше решение. Возможно, изучалась схожая механика или раздел продукта и выводы косвенно или напрямую могут быть связаны с вашим решением;
✦ покажите другие мнения. Если вы обсуждали своё решение с другими дизайнерами, разработчиками, менеджерами и так далее, и им понравилось ваше решение — можете упомянуть об этом. Не забудьте сказать, почему ваше решение нравится другим;
✦ укажите, как ваше решение повлияет на пользователей и бизнес. Расскажите о гипотезах и о том, как ваше решение может повлиять на метрики продукта;
✦ честно укажите на недостатки. Решение может быть неидеальным. Расскажите о недостатках, которые вы видите, и сравните их с недостатками других решений. Дайте понять, что плюсов, всё-таки, больше.
Покажите процесс
Если время позволяет, вы можете показать процесс своей работы: решения, которые вы рассматривали, рассказать, почему от них отказались и что повлияло на ваш итоговый выбор.
Этот шаг — ход на опережение. Часто случается так, что слушатели начинают предлагать свои варианты, и вам приходится рассказывать о решениях, которые вы уже рассматривали. А ещё у слушателей может появиться новое решение, которое вы не рассматривали — тем самым вы сможете доработать макет, посмотрев на него под новым углом. Любой фидбек важен.
Парочка советов
Мини–версия
Сделайте краткую версию своей презентации. Не всегда у слушателей есть время на долгий рассказ. В этом случае ваша презентация превращается в версию «ничего лишнего»:
✦ проблема пользователя;
✦ решение;
✦ достоинства, влияние на метрики и пользовательский опыт.
Тренировка
Покажите презентацию другим людям: другим дизайнерам на общей встрече, продуктовой команде или менеджеру продукта, с которым вы работаете над задачей. Так вы сможете потренировать собственную речь, найти ошибки в презентации и подобрать слова для грамотного рассказа.
Записывайте комментарии
Не забывайте записывать комментарии к вашему решению. Ко всем спорным комментариям лучше вернуться в конце встречи: вам нужно понять, что именно слушатель имеет ввиду. Возможно, что-то осталось непонятным в рамках вашей презентации, а может быть так, что комментарий действительно важный и повлияет на ваше решение в лучшую сторону.
Обработайте все спорные комментарии, чтобы убедиться, что вы и автор комментария поняли друг друга: — уточните, что именно автор комментария имел ввиду. Если непонятно, то попросите примеры; — перескажите комментарий своими словами. Так вы убедитесь, что правильно поняли суть комментария.
При этом не стоит рассматривать все замечания как обязательные к исполнению. Возможно, вам нужно больше времени, чтобы понять, что высказанное предложение вам не подходит. Поэтому лучше сказать, что вы учтёте замечание и примете решение позже.
И конечно же не принимайте негативные комментарии близко к сердцу! Оценивают не вас, а лишь одно из ваших решений.
Презентация — не панацея
а всего лишь инструмент донести ваши мысли и продемонстрировать макет. Главное — это содержание и сила вашего решения. В любом случае, вы как дизайнер должны быть уверены в своём решении, и если оно действительно лучшее, то вы докажете это и без презентации.
Спасибо, что прочитали до конца! Ещё больше подобного контента для дизайнеров можно найти у меня на канале: