Денис Ефанов
Денис Ефанов
3 мин. читать
6812 показов
1501 открытие

Про баннерную слепоту

Есть такой интересный термин — баннерная слепота. Он сводит с ума всех веб-дизайнеров, а рекламщики из-за него рвут на голове свои волосы.

Баннерная слепота — это адаптация человеческого мозга к большому количеству рекламы, в связи с чем мозг перестает их видеть и ощущать их присутствие. Даже на сайтах, битком забитыми блоками, человек ищет только нужную ему информацию, пролистывая полотна ускользающего от него контента.

Впервые этот термин выдвинули Nielsen Norman Group в 2007 году. Тогда они провели эксперимент, в котором группе людей давали доступ к сайту с рекламными блоками, расположенными в разных частях экрана. Для фиксирования результатов использовали систему наблюдения за вглядом. Исследование показало, что часть людей попросту не обращает внимание на рекламные блоки и запоминает только нужную им информацию.

Тепловые карты сайтов Яндекс и Википедии

Из этого также вытекает то, что наружная реклама тоже может пройти мимо глаз. Проблема особенно актуальна в крупных мегаполисах, где визуальный шум от рекламы нарушает все рамки. Яркий пример — Токио. От количества вывесок и баннеров на узких улочках разбегаются глаза и не могут остановиться на чем-то одном. Целью каждого рекламодателя является свежая яркая креативная нешаблонная история, которую в кратчайшие сроки необходимо вложить потенциальному клиенту. Но из-за бесконечной гонки креативщиков сильно впечатлиться от просмотра рекламы с каждым днем все труднее. Мы привыкаем к паттернам, шаблонам и уловкам маркетологов, из-за чего реже пробуждаем мозг при срабатывании хоть малейших красных флажков.

Психологи также предложили разделить веб-сайты на две категории — целевые и «бесцельные».

Речь идет о том, что существуют профильные сайты, которые люди посещают с определенной целью — найти нужную информацию. Реклама на таких сайтах наиболее подвержена риску баннерную слепоты, т.к. пользователи моментально игнорируют и фильтруют всё ненужное в поисках желанного ответа на их вопрос.

А есть сайты или сервисы, предоставляющие контент в хаотичном порядке разными порциями. Яркий пример — соц.сети. Их пользователи посещают не за поиском одного конкретного ответа, а для развлечения и общего развития. Внимание не заостряется на одной конкретной теме, и взгляд может бегать по всему экрану, разглядывая и изучая размещенный контент. Именно в таких случаях шансов посмотреть, запомнить или даже кликнуть на рекламный блок существенно выше.


Но интересно еще кое-что. Как я уже сказал, баннерная слепота позволяет пользователю отсекать всё, что мешает ему в поисках ответа. И под эту категорию начинают попадать не только рекламные блоки, но и остальное содержимое сайта. Меню, кнопки, анимация, целые разделы. Всё то, ради чего стараются дизайнеры, может оказаться не только лишним, но и вредным пользователю. Большие красочные блоки, множество картинок, долгие и плавные анимации сильно затормаживают процесс поиска и вызывают негативные эмоции — раздражение, недоумение и игнор. И дизайнеры профильных сайтов в большинстве своем понимают это. Именно поэтому любой энциклопедический сайт выглядит устаревшим и не впечатляет своим дизайном. На Википедии вы не найдете никаких анимаций, а на главной странице Google почти нет ничего, кроме строки поиска.

Именно поэтому дизайнеру важно учитывать не только предпочтения заказчика и полагаться на свой изысканный вкус, но и тестировать UX-продукта. Рассматривать различные сценарии и проверять удобство использования продукта при множестве вариаций. А корректировать макет сайта позволяют различные метрики, такие как Google Console и Analytics, а также Яндекс Метрика и Вебмастер.


А вы замечали за собой признаки баннерной слепоты? Пишите в комментариях. Если вам понравилась статья, пожалуйста, оцените ее и подпишитесь на мой Telegram-канал. Спасибо!

6812

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие