Недавно у меня случился проект, где изначальное ТЗ звучало так: "Сделать стильную современную презентацию". А где-то к середине работы добавились слова: "побольше золота и цыганщины". И тут я поняла, что где-то мы свернули не туда.
Думаю, с подобной проблемой сталкивался каждый дизайнер. Но не существует каких-то универсальных правил, как вести себя, если клиент начинает "улучшать" дизайн. Всё зависит от условий договора и характера дизайнера.
Я решила разобрать все возможные варианты решения, какие вижу. Возможно, кому-то это будет полезно.
Вот 5 способов
1. Радикальный: отказаться от проекта.
Подходит, если ты понимаешь, что ну никак не сможешь перешагнуть через себя и сделать настолько плохо, как требует заказчик.
2. Не самый приятный: пойти на поводу у клиента.
Придётся делать под диктовку, ведь на свой эстетический компас ты ориентироваться не сможешь. Велика вероятность кууучи лишних кругов правок и потраченных нервов.
3. Немного энергозатратный: сделать два варианта - его и свой.
Да, это в 2 раза больше работы и времени. Но есть шанс, что он наглядно увидит, какое г*&%о он предложил, и выберет твой вариант.
4. Дипломатичный: найти компромисс.
Обсудить, что для него важно в его видении. Донести, что так незаменимо в твоём. И сделать некую компиляцию. Конечно же, стильно и эстетично.
5. Экспертный: обосновать свои дизайн-решения и переубедить клиента.
Заказчиков важно обучать, прокачивать их насмотренность, особенно если планируется длительное сотрудничество. Тогда они будут отличать устаревший дизайн от современного. А ещё им уже не захочется запустить ручонки в твой проект, ведь они доверяют тебе как профессионалу, а сами могут заниматься своими делами.
Последнее время я чаще всего пользуюсь 4ым и 5ым методами. Хотя за жизнь приходилось применять все.
Ещё я попросила ИИ помочь мне и предложить свои варианты:
6. Притворитесь, что вам очень нравятся все изменения.
Заказчику будет приятно слышать, что его творческий подход к дизайну настолько непревзойден, что вы восхищаетесь каждой его непредсказуемой мыслью. Пока вы увлечены имитацией шока и радикальных восхищений, возможно, он забудет о своих правках.
7. Предложите ему внести правки самостоятельно.
Возможно, у заказчика есть скрытый талант! Попросите его нарисовать все свои идеи, используя цветные карандаши любой длины и толщины. Это отличный способ занять его на какое-то время. Кто знает, может быть, его шедевры окажутся настолько уникальными и восхитительными, что вы пожалеете, что раньше не подчинились его креативным изыскам.
8. В конце концов, если ничего другого не сработает, просто предложите заказчику понаблюдать за процессом работы со стороны.
Возможно, он поймет, что ваше мастерство и экспертиза являются ценными активами, и решит довериться вашей креативной интуиции. Но, конечно же, это вряд ли произойдет - все же заказчики имеют свои таинственные пути мышления.
В общем, работа с заказчиками – это то ещё искусство, требующее громадного количества терпения и нервных клеток. Мы всегда будем надеяться, что рано или поздно дизайнерам удастся одержать победу в этой неравной битве за искусство и хороший вкус.