Иван Кунцевич
Иван Кунцевич
9 мин. читать
1304 показа
591 открытие

Хороший дизайн или правильный подход к выполнению задач

Привет! Меня зовут Иван, я дизайнер в Альфа-Банке. Работа продуктового дизайнера обязывает находить золотую середину между требованиями бизнеса и пользой для пользователей. Не подумайте неправильно, это не значит, что эти требования всегда идут вразрез с удобством. Часто мы сталкиваемся с интерфейсами, в которых дизайнер либо не до конца понял задачу, либо не уделил достаточного внимания со стороны пользователя, либо просто поторопился.

При оценке задачи, важно получить ответы на следующие вопросы: 

  • Почему эту задачу необходимо выполнить?
  • Есть ли текущее решение, почему оно не подходит?
  • Как сейчас пользователи решают проблему?
  • Какую цель преследует бизнес и на какие метрики хочет повлиять?
  • Какую ценность от этого решения получит пользователь?
  • Что ждём от финального результата?

Ответы на эти вопросы формируют целостное понимание задачи, что необходимо для создания качественного решения. И в данном случае не важно, работаете вы в компании над одним продуктом, в студии на разных проектах или создаёте сайты на фрилансе. Ведь продукт — это любой проект, для которого вы разрабатываете дизайн-решение. Даже если вы заняты очень маленьким проектом это не значит, что он должен быть менее качественным.Как только вам поступает задача, стоит выяснить её основные моменты.

Разберём вопросы подробнее.

Почему задачу необходимо выполнить?

Я считаю, что хороший дизайнер тот, кто всегда понимает, что и для чего он делает, а не делает какую-то работу просто потому, что так сказали.

Продакт-менеджеры заинтересованы в том, чтобы генерировать большое кол-во гипотез, как то или иное решение поможет развить продукт, увеличить конверсию, привлечь новую аудиторию и т.д. Наша задача, как дизайнеров, помочь в валидации этих гипотез.

Например, есть гипотеза:

Если добавить в карточку товара дополнительные бенефиты с преимуществами, то это увеличит конверсию в заявку на Х%.

Конечно, вы можете просто открыть макет, добавить преимущества, сверстать страницу и запустить А/В тест, чтобы понять, насколько гипотеза оказалась верной. Но можете сэкономить время, ресурсы и поинтересоваться, зачем вообще мы это делаем? Может выяснится, что делаем это, т.к. пользователи попадают на страницу с товаром, проводят на ней определенное время, но не переходят к оформлению. Возможно, им не хватает понимая своей выгоды, поэтому мы хотим добавить преимущества, чтобы повлиять на мотивацию. 

Главное тут — пользователь изучает информацию о товаре, но не оформляет. Идём на страницу товара и видим, что в карточке товара отсутствует кнопка с призывом к действию, а чтобы перейти к оформлению пользователь должен кликнуть по заголовку или изображению товара.

Таким образом изначальная задача «добавить бенефиты» может перерасти в «добавить СТА кнопку», исходя из этого, от дизайнера потребуется абсолютно другое решение.

Ничего этого вы не узнали, если бы сразу открыли фигму и сделали то, о чём просят.

Да, пример максимально простой и утрированный, но, надеюсь, основной смысл задавать вопрос «зачем?» понятен. Помните, чем больше исходных данных у вас есть, тем более успешное решение вы сможете подготовить.

Есть ли текущее решение, почему оно не подходит?

Для развития продукта важны инновации: для того, чтобы продукт оставался конкурентоспособным, необходимо постоянно внедрять новые технологии, функциональность и возможности. А это значит выпускать большое количество новых фич.

И какой соблазн, каждый раз готовить уникальное решение, чтобы показать свой дизайнерский скилл, порадовать пользователей красивым интерфейсом, но вместе с этим потратить время менеджеров, аналитиков, ресурсы разработки, и не получить на выходе статзначимый результат на тестах.

Если посмотрите шире на свой продукт, то вполне возможно, что у вас уже есть инструмент со схожими функциями, или он есть у другой продуктовой команды.Таким образом, переиспользовав уже готовое решение, вы сэкономите ресурсы и сохраните консистентность. Если у пользователя уже был опыт с одной из фич в каком-то разделе продукта, то подобного поведения будет ожидать и от вашего.

Пример:

Необходимо разработать функционал, который позволит оценивать товары или услуги и оставлять комментарии к ним.

Вы можете разработать уникальную систему рейтинга, продумать сценарии заполнения форм и т.д. Но, допустим, у команды поддержки уже есть решение, которое позволяет оценить работу оператора и оставить комментарий об опыте общения. Вы можете адаптировать это решение под свои цели и сократить время на разработку. Плюс, если пользователь когда-либо оценивал товар или услугу, то при обращении в службу поддержки у него не возникнет сложностей с интерфейсом оценки оператора, т.к. уже был опыт взаимодействия.

Как сейчас пользователи решают проблему?

Если оказалось, что для решения той или иной проблемы у вас в продукте нет готового решения, то это всё равно не значит, что уже можно расчехлять фигму. Если вы точно знаете, что проблема есть, значит пользователи уже как-то с ней живут и справляются. Возможно, даже есть сложившиеся паттерны поведения, которые вы собираетесь сломать новым функционалом.

Например, в рамках пользовательских интервью вы узнали, что у пользователей есть потребность создавать список понравившихся товаров, чтобы их приобрести позже. Формируете задачу:

Необходимо добавить возможность добавлять товары в список желаемого, чтобы пушить пользователей, с учетом их интересов для повышения продаж.

Вы разрабатываете функционал, а на релизе оказывается, что вашим списком никто не пользуется, потому что пользователи привыкли просто хранить товары в корзине, а при оформлении выбирать только нужные. Вместо того, чтобы анализировать корзины пользователей, вы, по сути, продублировали функционал и потратили много ресурсов на его создание.

Какую цель преследует бизнес и на какие метрики хочет повлиять?

Чтобы разработать качественное дизайн-решение, важно понимать, какой цели хочет добиться бизнес. Каждый элемент дизайна должен быть нацелен на достижение конкретной цели, а не быть просто красивым и современным. 

Например, если бизнес-цель заключается в увеличении числа продаж товара, то дизайн-решение должно быть сфокусировано на удобстве и понятности процесса покупки, а также на мотивации пользователей её совершать. В таком случае, возможным решением будет не перекрашивание кнопки товара в более «продающий» цвет или отрисовка более сочного креатива, а проработка шагов оформления заказа в корзине.

А понимание метрик помогает оценить эффективность решений. Если вы знаете, какую метрику хотите улучшить, то можете использовать аналитику, чтобы определить, насколько успешно решения помогают достигать этой метрики. Например, вы можете использовать A/B тестирование, чтобы сравнить два различных варианта и определить, какой из них лучше влияет на целевую метрику.

Какую ценность от этого решения получит пользователь?

Доверие клиентов очень важно при развитии продукта, ведь один случай негативного опыта может привести к потенциальной потере денег, а в продукте такого допустить нельзя. Поэтому, одной из самых важных задач для продуктового дизайнера является удовлетворять интересы всех причастных. 

При формировании задачи важно сразу договориться о целях, которых вы хотите достичь. Например, есть общая задача от бизнеса:

Выполнить редизайн каталога товаров, для увеличения количества продаж.

Разберёмся, для чего это нужно бизнесу. Во первых, редизайн каталога может помочь ему стать более запоминающимся для покупателей, сместить акценты на более приоритетные товары или укрепить бренд, что способствует повышению конверсии на сайте.

Для пользователей целями могут быть экономия времени на поиск товаров, персонализация предложений, прозрачность покупки и т.д.

Чем больше целей будет учтено, тем качественнее и функциональнее получится ваше решение. А чем больше таких решений, тем более ценным для пользователей станет финальный продукт.

Что ждём от финального результата?

На раннем этапе важно понять, что будет являться критерием успеха, иначе говоря, как вы вообще поймёте, что решили задачу. Это задаст вектор для достижения обозначенных целей и поможет при дальнейших доработках. А ещё вы сможете заранее подготовить план Б, если результат не оправдает ожиданий.

Если вы не знаете, какие критерии будете использовать для оценки эффективности продукта и не обозначили метрики, вы можете сделать неверные выводы о результате работы и не принесёте пользы ни бизнесу, ни пользователям.

Например, вы решили внести изменения или обновить страницу товара. Критерием успеха может быть увеличение конверсии на Х%. В таком случае, если конверсия вырастет, то можно сделать выводы об успешности вашего решения и продолжить дальнейшую работу над улучшением. 

Если же критерий успеха не был определен, то страницу вы обновите, но не отследите изменения конверсии. При новых улучшениях потеряете тот шаг, из-за которого продажи упали, в итоге не сможете вовремя откатиться, и бизнес потеряет возможную прибыль.

Какой вывод можно извлечь?

Дизайн является важной частью продукта, а дизайнер стоит во главе интересов как бизнеса, так и пользователей. От того, насколько вы вдумчивы, зависит успех не только отдельных фич, но и продукта в целом. Вы можете не только угождать требованиям бизнеса, но влиять на него, помогать в развитии, формировать восприятие бренда и повышать конкурентоспособность продукта на рынке. 

В то же время, дизайн помогает пользователям легко находить нужную информацию, быстро выполнять задачи и создаёт приятное впечатление от использования продукта. А что может быть отраднее для дизайнера, чем счастливые пользователи.

1304
1

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

  • Новые
  • Старые
  • Популярные

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие