duo sapiens*
duo sapiens*
7 мин. читать
2588 показов
1420 открытий

Арт-директор Duo Sapiens Настя Галеева о том, как женская суперсила проявляет себя в дизайне

Глобальные препятствия женщин на пути к успеху — тревожная тема для профессионалов из любой индустрии. Является ли творческое и прогрессивное дизайн-комьюнити исключением?

В этом вопросе мы пытались разобраться в исследовании «28,3%» о разнице карьерного пути мужчин и женщин-дизайнеров, а теперь делимся разными точками зрения дизайнеров на эту тему. Мы поговорили с арт-директором Duo Sapiens и основательницей i don't get it studio Настей Галеевой о том, как феминность влияет на профессиональное развитие. В её ответах кто-то найдет себя, а кто-то — тему для дискуссии.

Ты, конечно, знаешь всё про спецпроект «28,3%», потому что участвовала как в самом исследовании, так и в разработке визуального стиля проекта. Погружаясь в эту тему, вспомнила ли ты какие-либо случаи дискриминации
в своем личном опыте?

В Школе дизайна НИУ ВШЭ, где я училась, 90% студенток были девушки,
а преподаватели, в основном, мужчины, но о дискриминации говорить было странно. Отношение к студентам оставалось уважительным вне зависимости от пола. Лишь однажды я столкнулась со стереотипами у преподавателя из другого, более консервативного вуза, но это было больше смешно, чем обидно.

Потом я устроилась в дизайн-студию, где тоже отсутствовала несправедливость: генеральным продюсером была девушка. Да и на фрилансе не было сильных столкновений, разве что иногда клиенты объясняли мне какие-то вещи слишком подробно, думая, что я не пойму, 
но эти ситуации не задевали меня. Дизайн — это сфера достаточно толерантная, так что клиенты поддерживают людей всех полов, национальностей и предубеждений.

Значит, проблема неравенства не коснулась тебя напрямую?

Всё изменилось, когда я начала заниматься открытием cвоей студии. Я врезалась в стеклянный потолок. Когда я сравниваю себя с другими основателями, осознаю, что сравниваю себя именно с мужчинами. Но важное замечание: мы уже не равны в любом случае, как минимум гендерно.

То есть ты никогда не почувствуешь внешнее давление напрямую, только если босс — чудовище, который заставляет варить борщ. Оно проявляется на другом уровне, когда находишь мало примеров своего гендера на том же уровне в профессии. Именно поэтому я думаю, что несу ответственность перед комьюнити и другими женщинами-дизайнерами.

Хороший пример — Эми в последнем сезоне «Теории большого взрыва». Когда они с Шелом претендовали на Нобелевскую премию, то она боялась упустить шанс на победу, поскольку представляла в этот момент не только саму себя, но и всех женщин в науке. У меня очень похожее чувство — будто весь мир смотрит и проверяет, сможет ли эта девушка открыть бизнес и доказать всем, что это ей по силам. Именно в этот момент меня начали догонять стереотипы.

Какие стереотипы, например?

Что у меня что-то не получается в бизнесе, потому что я женщина. Например, я менее вынослива, чем мой коллега, который открыл студию. Думаю, женщины лучше чувствуют момент для остановки и отдыха. Так можно ли построить бизнес, не умирая на работе? А заработать x5, если я женщина? Найти ответы на эти вопросы сложно, но меня успокаивает мысль, что всем в бизнесе тяжело и мужчинам тоже.

Еще один стереотип — часто девочкам сложнее просить повышения. Мужчинам тоже непросто, но они с большей легкостью относятся к рабочим вопросам: «Повысил ставку на 3000 руб., это нормально?». А девчонки чаще сомневаются и говорят: «Я пока не повышала, но, наверное, надо». В целом, это подтвердилось и в нашем исследовании «28,3%». 

Кто был для тебя наставником в дизайне?

Меня в дизайн привела женщина, моя учительница по рисованию. Она — первый человек, который убедил меня в том, что ошибки помогают достичь более крутого, незапланированного результата. 

Дальше моими главными учителями были мужчины, мне с ними учиться проще. Куратором в университете был Александр Джикия, великий и гениальный человек. Потом я равнялась на арт-директора в студии, затем моим наставником стал Макс Десятых. Мне нравится учиться у мужчин, потому что мы разные: я позволяю себе быть эмоциональной, они это видят
и ценят, превращают в мою собственную силу. Менторы всегда проявляли
ко мне отеческое отношение, заботу и мудрость. И мне нравится, что мы не
на равных — я ведь у них учусь. 

Ты ведь не только ментор, но и руководитель. Какие особенности в своем управлении командой ты могла бы отметить? 

Мне хочется более чутко давать фидбэк, особенно, девушкам из команды.
Я понимаю, что в зависимости от случая с сотрудниками нужно вести себя по-разному. Например, одну девочку недавно бросил парень, и я работаю с ней сейчас особенно осторожно. Если завтра у моего дизайнера-мальчика будет похожая ситуация, то я тоже буду аккуратна, но уже по-другому. Часто мы сами развиваем гендерные стереотипы, и я правда не понимаю, как с этим быть.

С какими еще своими слабостями в работе
ты сталкиваешься?

В школе я всегда была пионеркой. И это осталось, сейчас я зависима
от клиентского одобрения. Мне долго мешала неуверенность и желание оправдать чужие ожидания. Эта конструкция в голове мне не нравится,
но я понимаю её источники — общественные установки, воспитание, модель «женщина должна быть удобной». И помимо обычного стресса в digital-профессии появляется стресс от гиперответственности.

Кстати, в Школе дизайна круто вытаскивали из этого состояния. Выдающегося дизайна сложно достичь, когда нацелен на результат,
на высокую «оценку». На парах нам говорили делать наоборот — «чувствовать» тему и проект более ценно, чем зубрить или стараться сделать все правильно. Креативное и гениальное вполне может создаваться в последний момент, нужно просто научиться погружаться в тему и слышать себя.

Расскажи, как проявляется твоя идентичность в дизайне.

Я — женщина в дизайне, это важная часть моей идентичности. Меня совсем не триггерит, когда я слышу «директорка» в свой адрес — меня это радует. Мне нравится чувствовать свою женственность и проявлять ее в разных аспектах жизни, в том числе в работе. Кстати, шквал непонимания я чаще получала именно от коллег женского пола, что якобы выделяю гедер и подтверждаю этим стереотип.

Сначала я думала, что дизайн — это решение задачи, а не искусство. А теперь понимаю, что в каждой работе моя душа. То, что я сейчас переживаю, откликается у клиента и регенерируется в тот проект, который уже существует без разрыва с моей личностью. Благодаря этому проекты получаются более авторскими, личными, эмоционально трогающими, даже странными. Я не могу исключить свою женственность, потому что тогда мой дизайн точно будет другим.

Недавно я услышала по отношению к своему дизайну «ну типичный женский дизайн» и это звучит очень весело. При этом есть такое понятие, как женская режиссура. Мне кажется, что женщина может снять фильм о любви не так, как мужчина. Вдруг, у женщин-дизайнеров тоже есть темы, которые мы можем лучше других чувствовать и понимать? Что, если «женский дизайн» это круто?

На кого из женщин-дизайнеров стоит ориентироваться?

Мне нравится Джессика Уолш и ее история. Она начала зарабатывать в 13 лет и сотрудничала с великим дизайнером Стефаном Загмайстером, а потом открыла свою дизайн-студию &Walsh. В ее работах особенно проявляется креативность и экспрессия. Даже темы, которые она поднимает в медиа: бодипозитив, феминизм и так далее — это то, с чем она и многие женщины сталкиваются каждый день. 

Еще меня очень вдохновляет Наталья Брянцева, основательница бренда Avgvst и то, как она говорит о работе своей команды. Помню ее выступление про бизнес, где она поделилась, что в работе ей помогает интуиция, «мягкая сила» и чувственность. Вдохновляюсь Дашей Зудиной из бюро «Щука», Виолеттой Постновой из ESH Gruppa, Наташей Климчук из BBE и Lunatum, есть еще много таких «ролевых моделей» для меня из других сфер. Мне просто нравится, что мы говорим о понятных друг для друга вещах и чувствуем похоже.

Какой совет можешь дать женщинам, которые стоят
на пороге открытия своей дизайн-студии? 

Бизнес дает много возможностей развития в профессии, творчества и независимости — попробовать точно стоит. В моем окружении мало тех, кто хочет открыть свою студию — не только женщин, но и мужчин. В основном, мы общаемся на эту тему только с моими менти. С ними стараемся быть смелее и выписываем все, чего хотим достичь в бизнесе. Визуализируем идеального клиента, месседж и позиционирование студии. Когда я задаю вопрос «Представьте, что вы можете создать что угодно. Что бы это было?», то это раскрывает потенциал любого человека.

Каждый раз, когда я натыкаюсь на женскую дизайн-студию, я удивляюсь. У них есть сайт, клиенты, соцсети, но я ничего о них не слышала. Поэтому хочется посоветовать тем, кто уже создаёт — чаще и громче делиться своим опытом. А тем, кто только начинает — говорить с теми, кто уже прошел этот путь и может поделиться опытом. Думаю, что у каждого человека есть своё высказывание, идея и миссия, которую он может транслировать через дизайн. В том числе своя идентичность, поэтому нет смысла спорить, нужно выражать себя.

А какая твоя миссия?

Я хочу выстраивать связи между клиентами и дизайнерами, мужчинами и женщинами, джунами и арт-директорами, людьми и природой. И перенаправлять любовь к миру и людям в свой бизнес. Мне кажется, моя чувственность очень в этом помогает.


Это было первое интервью в рамках спецпроекта «28,3%», в котором мы говорим о сложностях в профессии и пытаемся понять, как выглядит карьерный путь женщин-дизайнеров. Недавно мы поделились результатами нашего исследования о гендерных различиях в дизайн-среде — читайте о них в этой статье.

2588
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие