duo sapiens*
duo sapiens*
7 мин. читать
2452 показа
820 открытий

Арт-директор Duo Sapiens Настя Галеева о том, как женская суперсила проявляет себя в дизайне

Глобальные препятствия женщин на пути к успеху — тревожная тема для профессионалов из любой индустрии. Является ли творческое и прогрессивное дизайн-комьюнити исключением?

В этом вопросе мы пытались разобраться в исследовании «28,3%» о разнице карьерного пути мужчин и женщин-дизайнеров, а теперь делимся разными точками зрения дизайнеров на эту тему. Мы поговорили с арт-директором Duo Sapiens и основательницей i don't get it studio Настей Галеевой о том, как феминность влияет на профессиональное развитие. В её ответах кто-то найдет себя, а кто-то — тему для дискуссии.

Ты, конечно, знаешь всё про спецпроект «28,3%», потому что участвовала как в самом исследовании, так и в разработке визуального стиля проекта. Погружаясь в эту тему, вспомнила ли ты какие-либо случаи дискриминации
в своем личном опыте?

В Школе дизайна НИУ ВШЭ, где я училась, 90% студенток были девушки,
а преподаватели, в основном, мужчины, но о дискриминации говорить было странно. Отношение к студентам оставалось уважительным вне зависимости от пола. Лишь однажды я столкнулась со стереотипами у преподавателя из другого, более консервативного вуза, но это было больше смешно, чем обидно.

Потом я устроилась в дизайн-студию, где тоже отсутствовала несправедливость: генеральным продюсером была девушка. Да и на фрилансе не было сильных столкновений, разве что иногда клиенты объясняли мне какие-то вещи слишком подробно, думая, что я не пойму, 
но эти ситуации не задевали меня. Дизайн — это сфера достаточно толерантная, так что клиенты поддерживают людей всех полов, национальностей и предубеждений.

Значит, проблема неравенства не коснулась тебя напрямую?

Всё изменилось, когда я начала заниматься открытием cвоей студии. Я врезалась в стеклянный потолок. Когда я сравниваю себя с другими основателями, осознаю, что сравниваю себя именно с мужчинами. Но важное замечание: мы уже не равны в любом случае, как минимум гендерно.

То есть ты никогда не почувствуешь внешнее давление напрямую, только если босс — чудовище, который заставляет варить борщ. Оно проявляется на другом уровне, когда находишь мало примеров своего гендера на том же уровне в профессии. Именно поэтому я думаю, что несу ответственность перед комьюнити и другими женщинами-дизайнерами.

Хороший пример — Эми в последнем сезоне «Теории большого взрыва». Когда они с Шелом претендовали на Нобелевскую премию, то она боялась упустить шанс на победу, поскольку представляла в этот момент не только саму себя, но и всех женщин в науке. У меня очень похожее чувство — будто весь мир смотрит и проверяет, сможет ли эта девушка открыть бизнес и доказать всем, что это ей по силам. Именно в этот момент меня начали догонять стереотипы.

Какие стереотипы, например?

Что у меня что-то не получается в бизнесе, потому что я женщина. Например, я менее вынослива, чем мой коллега, который открыл студию. Думаю, женщины лучше чувствуют момент для остановки и отдыха. Так можно ли построить бизнес, не умирая на работе? А заработать x5, если я женщина? Найти ответы на эти вопросы сложно, но меня успокаивает мысль, что всем в бизнесе тяжело и мужчинам тоже.

Еще один стереотип — часто девочкам сложнее просить повышения. Мужчинам тоже непросто, но они с большей легкостью относятся к рабочим вопросам: «Повысил ставку на 3000 руб., это нормально?». А девчонки чаще сомневаются и говорят: «Я пока не повышала, но, наверное, надо». В целом, это подтвердилось и в нашем исследовании «28,3%». 

Кто был для тебя наставником в дизайне?

Меня в дизайн привела женщина, моя учительница по рисованию. Она — первый человек, который убедил меня в том, что ошибки помогают достичь более крутого, незапланированного результата. 

Дальше моими главными учителями были мужчины, мне с ними учиться проще. Куратором в университете был Александр Джикия, великий и гениальный человек. Потом я равнялась на арт-директора в студии, затем моим наставником стал Макс Десятых. Мне нравится учиться у мужчин, потому что мы разные: я позволяю себе быть эмоциональной, они это видят
и ценят, превращают в мою собственную силу. Менторы всегда проявляли
ко мне отеческое отношение, заботу и мудрость. И мне нравится, что мы не
на равных — я ведь у них учусь. 

Ты ведь не только ментор, но и руководитель. Какие особенности в своем управлении командой ты могла бы отметить? 

Мне хочется более чутко давать фидбэк, особенно, девушкам из команды.
Я понимаю, что в зависимости от случая с сотрудниками нужно вести себя по-разному. Например, одну девочку недавно бросил парень, и я работаю с ней сейчас особенно осторожно. Если завтра у моего дизайнера-мальчика будет похожая ситуация, то я тоже буду аккуратна, но уже по-другому. Часто мы сами развиваем гендерные стереотипы, и я правда не понимаю, как с этим быть.

С какими еще своими слабостями в работе
ты сталкиваешься?

В школе я всегда была пионеркой. И это осталось, сейчас я зависима
от клиентского одобрения. Мне долго мешала неуверенность и желание оправдать чужие ожидания. Эта конструкция в голове мне не нравится,
но я понимаю её источники — общественные установки, воспитание, модель «женщина должна быть удобной». И помимо обычного стресса в digital-профессии появляется стресс от гиперответственности.

Кстати, в Школе дизайна круто вытаскивали из этого состояния. Выдающегося дизайна сложно достичь, когда нацелен на результат,
на высокую «оценку». На парах нам говорили делать наоборот — «чувствовать» тему и проект более ценно, чем зубрить или стараться сделать все правильно. Креативное и гениальное вполне может создаваться в последний момент, нужно просто научиться погружаться в тему и слышать себя.

Расскажи, как проявляется твоя идентичность в дизайне.

Я — женщина в дизайне, это важная часть моей идентичности. Меня совсем не триггерит, когда я слышу «директорка» в свой адрес — меня это радует. Мне нравится чувствовать свою женственность и проявлять ее в разных аспектах жизни, в том числе в работе. Кстати, шквал непонимания я чаще получала именно от коллег женского пола, что якобы выделяю гедер и подтверждаю этим стереотип.

Сначала я думала, что дизайн — это решение задачи, а не искусство. А теперь понимаю, что в каждой работе моя душа. То, что я сейчас переживаю, откликается у клиента и регенерируется в тот проект, который уже существует без разрыва с моей личностью. Благодаря этому проекты получаются более авторскими, личными, эмоционально трогающими, даже странными. Я не могу исключить свою женственность, потому что тогда мой дизайн точно будет другим.

Недавно я услышала по отношению к своему дизайну «ну типичный женский дизайн» и это звучит очень весело. При этом есть такое понятие, как женская режиссура. Мне кажется, что женщина может снять фильм о любви не так, как мужчина. Вдруг, у женщин-дизайнеров тоже есть темы, которые мы можем лучше других чувствовать и понимать? Что, если «женский дизайн» это круто?

На кого из женщин-дизайнеров стоит ориентироваться?

Мне нравится Джессика Уолш и ее история. Она начала зарабатывать в 13 лет и сотрудничала с великим дизайнером Стефаном Загмайстером, а потом открыла свою дизайн-студию &Walsh. В ее работах особенно проявляется креативность и экспрессия. Даже темы, которые она поднимает в медиа: бодипозитив, феминизм и так далее — это то, с чем она и многие женщины сталкиваются каждый день. 

Еще меня очень вдохновляет Наталья Брянцева, основательница бренда Avgvst и то, как она говорит о работе своей команды. Помню ее выступление про бизнес, где она поделилась, что в работе ей помогает интуиция, «мягкая сила» и чувственность. Вдохновляюсь Дашей Зудиной из бюро «Щука», Виолеттой Постновой из ESH Gruppa, Наташей Климчук из BBE и Lunatum, есть еще много таких «ролевых моделей» для меня из других сфер. Мне просто нравится, что мы говорим о понятных друг для друга вещах и чувствуем похоже.

Какой совет можешь дать женщинам, которые стоят
на пороге открытия своей дизайн-студии? 

Бизнес дает много возможностей развития в профессии, творчества и независимости — попробовать точно стоит. В моем окружении мало тех, кто хочет открыть свою студию — не только женщин, но и мужчин. В основном, мы общаемся на эту тему только с моими менти. С ними стараемся быть смелее и выписываем все, чего хотим достичь в бизнесе. Визуализируем идеального клиента, месседж и позиционирование студии. Когда я задаю вопрос «Представьте, что вы можете создать что угодно. Что бы это было?», то это раскрывает потенциал любого человека.

Каждый раз, когда я натыкаюсь на женскую дизайн-студию, я удивляюсь. У них есть сайт, клиенты, соцсети, но я ничего о них не слышала. Поэтому хочется посоветовать тем, кто уже создаёт — чаще и громче делиться своим опытом. А тем, кто только начинает — говорить с теми, кто уже прошел этот путь и может поделиться опытом. Думаю, что у каждого человека есть своё высказывание, идея и миссия, которую он может транслировать через дизайн. В том числе своя идентичность, поэтому нет смысла спорить, нужно выражать себя.

А какая твоя миссия?

Я хочу выстраивать связи между клиентами и дизайнерами, мужчинами и женщинами, джунами и арт-директорами, людьми и природой. И перенаправлять любовь к миру и людям в свой бизнес. Мне кажется, моя чувственность очень в этом помогает.


Это было первое интервью в рамках спецпроекта «28,3%», в котором мы говорим о сложностях в профессии и пытаемся понять, как выглядит карьерный путь женщин-дизайнеров. Недавно мы поделились результатами нашего исследования о гендерных различиях в дизайн-среде — читайте о них в этой статье.

2452

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие