Всем привет, это коммьюнити менторов для цифровых и графических дизайнеров Duo Sapiens. Сегодня расскажем о нашем исследовании, посвященному разнице в карьерном пути мужчин и женщин-дизайнеров, и о том, почему индустрия теряет таланты из-за нее
Предубеждения часто проявляются незаметно и неосознанно, и каждый из нас подвержен им. Дизайн — сложная интеллектуальная сфера, которая требует от человека саморефлексии и стремления к постоянному совершенствованию себя. При этом иногда предрассудки не обходят стороной дизайнеров, которые создают продукты, думая о проблемах других людей, но порой забывают о сложностях положения своих коллег из индустрии.
Мы провели исследование среди 1000 дизайнеров, чтобы более четко увидеть возможные барьеры в карьере и понять, какие из них выделяют сами специалисты. Так появился спецпроект «28,3%» (именно столько составляет разница в зарплатах у мужчин и женщин по данным Минтруда РФ), цель которого — не заявить о несправедливости, а нарисовать карту барьеров, которые встречаются на пути карьерного развития женщин.
В этой статье поделимся главными фактами, которые мы вывели в ходе нашей работы.
Факт 1: Соотношение М и Ж в дизайн-командах
Первый аспект, который мы заменили, — гендерный дисбаланс среди руководителей команд. Часто в компаниях среди всех сотрудников мужчин и женщин поровну, либо есть небольшой перевес в сторону женщин-дизайнеров. Но эта пропорция, конечно, зависит от конкретной компании.
Женщины в основном находятся на миддл- и джуниор-позициях. В сеньор-сегменте и в дизайн-лидах/арт-директорах все меняется. Мы замечаем перевес в руководстве мужчин командами в 1,8 раза.
Нам стало интересно, почему возникает такая взаимосвязь. На этапе глубинных интервью мы спрашивали респондентов о его причинах. И поняли, что, поскольку руководители проектов чаще всего — мужчины, они более склонны продвигать своих знакомых в карьере или рекомендовать их на должность. И это не всегда происходит осознанно. Этот феномен мы назвали «мужское лобби».
До тридцати лет я не задумывалась о неравенстве. Мне казалось, что я ок. Я всегда дружила с парнями — мы говорили на одном языке, ходили на тусы; мне везло с коллективами. Все очень изменилось после рождения ребенка. Я стала больше интересоваться феминизмом и начала замечать в прошлом то, что меня не слушали, я всегда была “девочкой”. При этом на встречах мы всегда слушали мужчин, даже если они не имели отношения к дизайну, а были менеджерами или аккаунтами.
Факт 2: Зарплатный разрыв на топ-позициях
Еще одна проблема, связанная со стагнацией в карьере, — деньги. Недавно Т-Ж выпустил исследование о зарплатах дизайнеров. В нем говорится, что медианная зарплата специалистов в дизайне — 120 тыс. рублей в месяц. При этом, в сравнении, девушки зарабатывают меньше.
В собственном исследовании мы выяснили, что женщины на топовых позициях получают на 50-80 тыс. меньше мужчин. Разрывы существуют на всех грейдах, но они не так существенны, как среди арт-директоров и дизайн-лидов. Джуны-женщины в среднем получают на 7 тыс. меньше мужчин, как и мидл-специалисты. Среди сеньоров разница в зарплатах достигает 20 тыс.
Мы решили спросить у HR-специалиста, почему возникает такая пропасть в оплате труда, вызванная только гендером:
Да, это возможная ситуация на таких позициях. Дело в том, что для персонала среднего звена существует зарплатная сетка, а специалистов высокого уровня хантят на договорной основе.
То есть дизайнеры на грейдах ниже обычно знают зарплаты коллег и поэтому компании держат цены в пределах рынка. Руководители же приходят по приглашению, о вилках на эти позиции знает только сам нанимаемый, директор и HR. И здесь есть вероятность, что мужчины просят зарплату выше, тогда как женщины склонны занижать свои ожидания. Кстати, 77% опрошенных женщин считают, что у них есть «синдром самозванца».
Факт 3: Проблема позиционирования
Еще один важный момент, который играет роль в карьерном успехе — внутреннее отношение женщин к себе и их коммуникация с коллегами другого пола. Так, мы узнали, что женщины оценивают свои soft skills хуже, чем мужчины.
Среди опрошенных есть мнение, что мужчины-дизайнеры часто завышают уровень реальных скиллов, а женщины занижают, поскольку менее уверены в себе. В итоге женщинам больше доверяют механические задачи взамен смысловых или они берут их сами, чтобы «набивать руку». При этом женщины более старательны и в меньшей степени работают в парадигме «и так сойдет». Если мужчина покажет концепт, женщина, вероятнее, принесет готовый макет. В итоге на задачи уходит больше времени, что стопорит продвижение, но улучшает развитие скиллов женщины.
Не совсем дискриминация, просто закономерность, что в компании все сооснователи — мужчины, большая часть лидов/проджектов тоже, синьоры-ревьюеры опять мужчины, при этом “руки” проекта в большинстве — женские.
В итоге мужчины выходят на первый план перед руководителями чаще, и их мнение в коллективе начинает звучать более весомо. Как правило, женщине необходимо интро от уважаемого коллеги для такого же эффекта. Проблема здесь в том, что женщину невысокого грейда словно сразу начинают воспринимать как хорошее подмастерье — не как специалиста, способного взять на себя большую ответственность и показать настоящие скиллы. Но эта ловушка мышления возникает не всегда осознанно.
Факт 4: Запрет на эмоции
От подобной спрятанной микроагрессии женщины становятся более сдержанными в сообществах и коллективе. При этом, если голос повышает мужчина-руководитель, то это оценивается чаще как здравая жесткая критика за работу, но если — женщина, то поведение чаще связывают с истеричностью и биологическими процессами. Таким образом, от женщины как бы всегда требуется следить за своим эмоциональным состоянием, чтобы не вызвать неприятную реакцию у коллег и удержать свой статус.
Чаще всего девушки не могут спокойно рассказывать о переживаниях и слабостях в работе. У меня была ситуация, когда мужчина переделал мою работу — считал, что он лучше видит, хотя проектом руководила я. И многие мужчины считают, что они больше про функционал, а девушки только про эстетику. А руководители/спикеры в большинстве своем — мужчины.
Факт 5: Непубличность
И последний острый камень — в публичном поле слышно одни и те же голоса. Мы спрашивали участников исследования о том, что они делают для повышения своей публичности: выступают на мероприятиях, ведут курсы или публикуют посты. Каждая активность была оценена по балльной шкале и внесена в пропорцию. В итоге у нас получился коэффициент публичности.
В среднем мужчины чуть более ответственно относятся к проявлению своей экспертизы. Среди женщин-дизайнеров, повысивших свою узнаваемость, коэффициент был меньше — 1,09, чем в среднем у мужчин — 1,36. Девушки, которых мы опросили, часто отмечают, что на реализацию планов по развитию своей публичной экспертизы им часто не хватает времени из-за личных и семейных дел.
Что в итоге?
В этой статье мы рассказали лишь о пяти факторах, которые задерживают карьерный рост — разрыве в зарплатах, гендерном соотношении в командах, сложностях самопрезентации, публичности и выражения своих эмоций. Знание о возможных барьерах и сложностях поможет вовремя их заметить в своей работе и у коллег, и лучше спланировать свой карьерный путь.
Еще больше цифр, данных и мнений дизайнеров мы собрали для вас в полном исследования по ссылке. Также мы хотим внести посильный для нас вклад в решение этой проблемы и проводим в Duo Sapiens акцию 28,3% — именно на столько менторинг становится автоматически дешевле для девушек-дизайнеров, которые оставили заявку в течение месяца.