Как-то мне позвонила приятная девушка из Москвы и попросила помощи. Елена оказалась то, что называется дизайнером «с мороза", т.е. без проектного опыта, но с горячим желанием трудиться и инвестировать в своё будущее. Отзанимавшись пару месяцев в какой-то московской онлайн школе графического дизайна, она ощутила тревогу, что бестолково тратит деньги и время. Она написала мне, попросив помочь разобраться в ситуации. Свой ответ Елене я решил оформить в виде статьи, так как её ситуация достаточно типична, а мои соображения на эту тему могут оказаться полезны для многих начинающих.
Вопрос №1: где учиться, какую выбрать стратегию. Начну с того, что для того, чтобы обучиться любой творческой профессии, в том числе и дизайну, совсем не нужно жертвовать 4-5 годами жизни и миллионом рублей. Говорю это на том основании, что сам потратил на учёбу суммарно 10 лет (4 года худ училище и 6 лет в дизайн-академии). Хотя академия — это прикольно, «гаудеамус игитур» и всё такое... Но мы сейчас не о том, как «по приколу» спустить 5 лет, а о том, как получить профессию, которая будет кормить в будущем.
Учиться по видео лекциям и pdf книжкам - не вариант. Оговорюсь, при изучении графических программ, инструментальной составляющей профессии, эффективно пользоваться именно видео-уроками. Лично я время от времени освежаю свои навыки InDesign или Illuctrator именно по ним. Однако креативные навыки, к сожалению, невозможно приобрести через видео.
Почему? Дело в том, что в видео-уроке отсутствует самое важное - обратная связь с учителем. Только во время обсуждения и устранения косяков педагогом происходит настоящая учёба. Ничего эффективнее личного кураторства в технологиях обучения дизайну не придумано. Вас удивит, но единого стандарта преподавания этой профессии нет ни в России, ни в Европе, ни в Америке. По большому счету мало кто в мире знает, как нужно учить будущих дизайнеров. Поэтому графическому дизайну и типографике должны обучать в идеале мастера-практики, включенные в проектный процесс, а не просто пересказывающие истории чужих успехов.
Выбирая школу или курс, обязательно поинтересуйтесь, кто будет вас учить. У педагога должна быть проектная история и портфолио. Если школа скрывает от вас имя педагога или педагогу нечем похвастаться в плане личных достижений - ищите другую школу. Правда, суфийская мудрость гласит, что учитель сам находит ученика, когда ученик созрел для учёбы... Не хочу подвергать мудрость суфиев сомнению, но позволю себе кощунственное допущение, что в некоторых случаях разумно не ждать, когда учитель вас найдёт, а самому начать поиски в этом направлении.
Вопрос №2: должен ли дизайнер уметь рисовать? Мой ответ - никому дизайнер ничего не должен. Современная модель профессии не требует от вас знаний академического рисунка, виртуозного рисования голов греческих богов и гипсовых конусов. Но это не означает, что вам вообще не придется брать в руки карандаш. Решение любой проектной задачи в графическом дизайне представляет следующую цепочку действий:
- Представление (визуализация)
- Фиксация (скетчинг)
- Проектирование
Где представление — это творческая интерпретация маркетинговой информации, процесс, замкнутый в границах вашего сознания или подсознания, у кого как. Фиксация — это быстрый эскиз, скетчинг, материальный след вашего представления. Он может быть оставлен на бумаге, палкой на снегу или пальцем на стекле, не важно. Важно достать образ из своей головы и зафиксировать его на любой доступной вам поверхности. Далее дизайнер приступает к проектированию, т.е. превращению скетча в законченный продукт, будь то знак, логотип, постер, что угодно.
Приведу слова великого американского дизайнера Пола Ренда: "Дизайнер - стратегический партнёр бизнеса, а не поставщик картинок. Задача маркетинга - предоставить информацию, задача дизайнера - её интерпретировать".
А на этом у меня всё. Всех интересующихся айдентикой и коммуникационным дизайном, решительно приглашаю подписываться на мой канал в Youtube: https://bit.ly/3Kt911z и делайте дизайн!