В каждой типографии имеются собственные требования к файлам, принимаемым в работу, стоит всегда запрашивать требования перед отправкой файлов клиентам. Даже если первый тираж был отпечатан идеально в одной типографии, в другой, файл могут просто не принять в работу. Также бывают ситуации, что типография не определена или печататься материалы будут позже.
При виде перечня требований у начинающего дизайнера могут возникнуть вопросы. Давайте разберем наиболее часто попадающиеся требования типографий к макетам, которые мы отдаём в печать.
Форматы файлов
В давние времена типографии работали исключительно в Corel DRAW, но времена меняются и всё чаще на просторах СНГ типографии умеют работать и даже предпочитают получать файлы в Adobe Illustrator или Adobe InDesign. Но в большинстве задач лучшим форматом для печатного макета остаётся .pdf или .tiff для растра.
Сразу запоминаем что в печатном файле все тени, прозрачности, искажения и эффекты должны быть растрированы. Потому что в типографии может быть установлена более ранняя версия программы, и при открытии все ваши эффекты могут значительно исказиться.
Масштаб и разрешение
Макет в печатном файле должен быть в полноценном масштабе 1:1 к итоговому изделию. Кроме больших форматов, превышающих 3 метра, для них могут попросить подготовить файл в меньшем формате, но пропорционально увеличить разрешение. То есть, если макет был 6000х3000 мм в разрешении 72 dpi, то уменьшенный в масштаб 1:10 макет будет 600х300 мм в разрешении 720 dpi.
Стандартным разрешением для разного вида печатной продукции является 300 dpi (количество точек в строке длиной в один дюйм), такое разрешение позволяет выводить растровые изображения в которых не будет видно пикселизации картинки и мелкий текст останется читаемым. Для больших баннеров или объектов которые необходимо считывать с расстояния, можно снизить разрешение до 150 dpi или ещё ниже, чтобы снизить размера файла макета и увеличить скорость обработки техникой. Также бывают задачи, в которых необходимо рассматривать детали картинки, для них можно увеличить разрешение до 600 dpi или больше, но разные печатные машины имеют разное максимальное разрешение печати.
Вылеты и отступы
Большинство полиграфии после печати складывают стопкой и режут, в процессе нажатия ножа листы немного смещаются. Именно для компенсирования этого необходимо делать вылеты снаружи макета минимум 2 мм. Для многостраничной продукции стоит делать вылеты по 5 мм в каждую сторону.
А также смещение резки может пойти внутрь макета поэтому не рекомендуют размещать важную информацию (номера телефонов, адреса, сайты и прочее) ближе 5 мм от края, чтоб смещение не срезало эту данную инфу.
Послепечатная обработка
В печатном файле создавайте отдельный слой на каждый процесс послепечатной обработки: резка, нанесение лака, тиснение, конгревное тиснение, фольгирование, лазерная резка, биговка, склейка и прочие.
При этом каждый слой отдельно подпиши, чтобы на производстве точно сверили все процессы изготовления с заявленными заказчиком, ведь менеджер может просто упустить что на упаковке используется конгревное тиснение вместо обычного. Да и меньше дополнительных вопросов будут задавать в процессе производства.
Также удали из файла все скрытые слои и объекты, объекты за пределами монтажной области или полностью закрытые в макеты другими объектами. Так ты сократишь размер файла и избавишься от возможного появления ненужных объектов на печати.
Нюансы технологий печати
- Минимальная пропечатываемая толщина линий ровняется 0,2 мм в большинстве технологий печати, при выворотке данный показатель увеличивается до 0,3 мм. В противном случае возможна непропечатка или заливание тонких линий;
- Сумма красок в каждой точке макета не должна превышать 240%, чтобы избавить от «отбивки» или «выщипывания» краски. В некоторых технологиях печати допускается сумма красок в 300%, но этот вопрос стоит уточнять в конкретной типографии;
- Ризография не предназначена для печати больших плашек, фотографий и градиентов, цвет будет ненасыщенный и с проплешинами. Если используется такие элементы рекомендую воспользоваться черно-белой цифровой печатью;
- При цифровой (лазерной) печати цвета плотностью ниже 5% практически незаметны, также и для заметного контраста стоит делать разницу в цвете минимум 5%;
- При широкоформатной печати вылеты под обрез не требуются, наоборот печатники оставляют белые поля которые помогают дополнительно укрепить изделие и избежать разрывов;
- Для плоттерной и лазерной резки от вас понадобится контур резки, в файле он должен быть выполнен векторным контуром без заливки с тонкой толщиной (на отдельном слое как писал выше), никакого растра плоттер не возьмёт резать. Также стоит максимально сократить количество узлов вашего контура, потому что в местах скопления узлов плоттер может сделать заметные надрезы, а лазерная резка вообще точечные поджоги, которые после придётся вытирать вручную.