На недавно прошедших дизайн выходных мы с подругой послушали выступление Никиты Нова, посвященное конкуренции в дизайне и поиску первой работы. Среди прочего, Никита сказала, что, по её мнению, для успеха у работодателей эффективнее заполнять своё портфолио настоящими кейсами. Очередной брендинг несуществующей кофейни не будет нести достаточно ценности. Мы с подругами разошлись во мнениях, действительно ли есть преимущества в у реальных кейсов перед вымышленными.
Я хотела бы раскрыть точку зрения Никиты, дополнить её своими аргументами, а также рассказать о том, как же найти эти загадочные настоящие кейсы.
Чем отличается процесс работы над реальным кейсом?
Кажется, что главная задача дизайнера - это делать красиво. С этой точки зрения действительно разница не ощущается.
Но пока выдуманный кейс позволяет вам окунуться в творчество без границ, реальный кейс ставит вам бесконечное количество рамок. Некоторые из них не вызовут у вас никаких эмоций, а некоторые начнут ломать вам процесс и раздражать вас. Такие рамки вы вряд ли поставите сами себе, когда будете делать очередной вымышленных кейс.
Важно понимать, что точно такие же бесконечные рамки будут у вас на работе.
С одной стороны, рамки стесняют. Часто они заставляют отказываться от крутых и амбициозных идей или менять в худшую сторону казавшийся идеальным дизайн.
С другой стороны, рамки делают процесс интереснее, заставляют выходить из своей зоны комфорта и развиваться. Возможно, вам предстоит работа в стиле, с которым вы плохо знакомы, и в другом случае не стали бы его изучать.
К тому же, рамки могут упростить процесс, задавая вектор, по которому вы будете двигаться. Например, зная, что заказчик просит минимализм, вы уже готовы ограничить палитру цветов до черно-белой или убрать насыщенность цветов до минимума, а в брутализме вам нужно подбирать кегль заголовкам от 150 или даже 200.
Избежать рамок не получится, поэтому стоит учиться к ним адаптироваться. Именно поэтому реальные кейсы ценнее вымышленных - навык приспосабливания к ограничениям сделает из вас настоящего специалиста.
Дисклеймер
Далее в статье рассматриваются множество различных ограничений, и не все они применимы одновременно к реальным кейсам. Под реальным кейсом далее может подразумеваться бесплатная работа для вашего знакомого, которая действительно воплотится в жизнь, или идея для реально существующего объекта, над которым вы работаете без заказа, но так, будто бы заказ есть.
Теперь давайте же рассмотрим, с какими ограничениями в дизайне вы столкнетесь, работая над реальными кейсами.
Материалы и печать
Ненастоящие проекты позволяют вам делать что угодно - дизайнить принты для футболок любого цвета и фасона, делать гигантские вывески, рисовать иллюстрации в разрешении 4k с мелкой детализацией.
В реальности же оказывается, что у поставщика нет сотни футболок в том цвете и фасоне, который вы задумали, гигантская вывеска не влезает в дверной проём, и непонятно, как её привезти на площадку, а принтер в типографии физически не способен напечатать такие мелкие детали, как в вашем макете.
В конце концов, отказываясь от реальных кейсов, можно забыть о том, что напечатанные изображения потеряют яркость, потому что CMYK не способен отобразить те же диапазоны цветов, что RGB на вашем мониторе.
Этот пункт, конечно, в первую очередь относится к графическому дизайну. Но и для моушн, веб и UX/UI-дизайнеров он так же применим: заказ может прилететь на анимацию, отображаемую на экране нестандартного размера и формы (например, экран на фасаде здания), а приложение или сайт - для телефонов или пк с новомодным дисплеем со своими особенностями. Адаптировали ли вы свои недавние проекты под самсунговские раскладушки? Добавляли ли вы виджет для синхронизации с умными часами?
Бюджет
К сожалению, даже у больших корпораций не будет бесконечное количество денег на исполнение всех фантазий. Приходится делать компромисы и работать с тем, что есть.
Возможно, придётся отказаться от печати на термокружках в пользу обычных керамических. Или делать принт только спереди футболки, оставляя пустой спину. Менять брендированные коробки на пластиковые пакеты с логотипом. Отказать от тиснения и фольгирования на обложках записных книжек.
Какой бы ни была жертва во имя бюджета, дизайн должен оставаться крутым и привлекательным для людей, для которых он делается.
Тут в бой должна вступить ваша способность ставить приоритеты, а также проявиться способность выжимать максимум из того, что имеется.
Время
Если в проекте вы сам себе начальник, то скорее всего у вас нет крайнего срока. Это в первую очередь способствует прокрастирнации и затягиванию исполнения - возможно, ваш кейс так никогда и не увидит свет. Но это не единственный негативный фактор.
В условиях ограниченного времени приходится принимать тяжелые решения, которые вы бы никогда не приняли при других обстоятельствах - отказаться от важных на ваш взгляд элементов в пользу необходимых. Например, не получится сделать фоновые элементы в 3D-анимации, ведь также надо добавить деталей на объекты и персонажа первого плана, и нет времени и на то, и на другое.
Иногда выбор может стоять и вовсе между переделыванием неудачного дизайна с нуля или попытки исправления того, что есть. Первый вариант подразумевает титанический объем работы в короткий срок, и непонятно, справитесь ли вы с таким.
Хорошая новость в том, что сейчас есть инструменты, которые помогают сэкономить время.
Вместо отрисовки изображения с нуля можно купить готовое на площадках со стоками. Вообще благим делом будет спонсировать таких же дизайнеров, как вы, и приобрести лицензию на рисунок вашего собрата по роду занятости, если вам это позволяет бюджет. Также можно покупать шаблоны под AE, крутые декоративные шрифты и музыку.
Также вам могут помочь нейросети. Причём речь не только о генерации изображений, но и о ретуши: ии может помочь вам качественно обрезать фон или повысить качество картинки низкого разрешения. Также нейросети справятся с написанием текстов. Но всё же по возможности не увлекайтесь ими и поддерживайте работу реальных людей.
Мнение заказчика
Конечно, не обойдётся без ограничений от заказчика.
Некоторые пожелания заказчика могут стать интересным вызовом. Однажды меня попросили сделать презентацию в стилистике советских плакатов с анимациями, как у Apple. Представьте, какой мэшап могут предложить вам. Может, вам предстоит подружить совершенно несочетаемые вещи, и вы с гордостью покажете гармоничный результат.
Тем не менее, вам может повезти иметь вежливого заказчика, который знает, что он хочет, и знает, как это понятно выразить, а может и не повезти.
На собеседованиях часто спрашивают, как кандидат ведет себя в конфликтных ситуациях. Что он делает, когда он расходится мнением с заказчиком или начальством. Хорошо бы иметь историю на эту тему, в которой вы достойно себя показали и достигли компромисса. Гипотетический ответ не будет иметь такого же веса, как рассказ о реальном кейсе.
Как же найти кейс?
Никита на своей лекции рассказала, что один из её кейсов в эпоху студенчества был разработкой формы для футбольной команды, которая занималась на стадионе рядом с её домом, а также брендинг стадиона. По сути, идея ждала её буквально во дворе. Я нашла кейс, можете ознакомиться с ним по этой ссылке.
Проще всего искать кейсы среди знакомых и близких. Возможно, ваша подруга делает фигурное мыло, ароматические свечки или украшения из бисера. Или ваш сосед, ушедший на пенсию, теперь чинит ноутбуки всем желающим. Или ваш брат начал подрабатывать репетитором по математике. Или ваши друзья написали пару песен, которые теперь играют в переходах и скверах. Можно делать для них сайты, айдентику, логотипы, мерч, упаковку, обложки альбомов, картинки для постов в соц-сетях, карточки товара в озоне. Таким образом вы не только сделаете себе кейс, но и поддержите начинания своих знакомых.
Max Kolomatsky, живущий в Нью-Йорке, находит новые кейсы просто гуляя по городу - он берет некрасивые объявления на столбах и информационных стойках и бесплатно переделывает их. Вот одно видео из его профиля, где он рассказывает о флаеере для разнорабочего. А вот статья из Washington Post про него, где в конце так же говорится, что аналогичной работой занялся дизайнер из Германии. Может, такой герой объявится и в России после чтения этой статьи?
"Делаю 3D-анимации для своих любимых брендов, пока они не заметят меня!" - гласит подпись под серией видео у пользовательницы тиктока Ginnijoie. Вот одно из них (требуется VPN). Примечательно, что стратегия всё-таки сработала, и в других видео она делится, что добилась сотрудничества с брендом косметики Рианны.
А вот пример из веб-дизайна - Алеся Кутузова решила наглядно ответить на вопрос бабушки, чем она занимается, сделав дизайн сайта с петухами. Ролик набрал популярность, и девушка выпустила вторую часть, уже с бабушкиными козлами.
Кажется, что для UX/UI-дизайнеров и дизайнеров продукта обстоятельства сложнее, чем для графических - найти уникальную идею для приложения тяжело, да и если готов макет, то надо найти исполнителя или самому учить программирование.
Но основ HTML и CSS вам должно хватить, чтобы воплотить свой дизайн в жизнь. Бесплатные курсы на три занятия дадут вам достаточную базу для вёрстки. Также вы можете собрать свою идею на конструкторе сайтов, например Тильде. Стоит помнить, что овладевая навыками верстки или работы с контруктором сайтов вы качаете свою конкурентоспособность, выделяя себя среди прочих кандидатов.
Есть хорошая новость и для тех, кто не хочет осваивать новые навыки. Начинающих программистов в поисках реальных кейсов так же много, как и настоящих дизайнеров. Достаточно зарегистрироваться на любой бесплатный курс по программированию, с которым идет доступ в "чат единомышленников". Там вы быстро найдете человека с горящими глазами и желанием поработать над чем-то настоящим.
В заключении
Большое спасибо, что прочитали статью! Надеюсь, вы вынесли для себя что-то полезное.
Можете поддержать меня, подписавшись на мой тг-канал. Там я показываю свои иллюстрации и рассказываю о выходе своих новых статей.
В комментариях расскажите, над чем вы работали, и как нашли свой кейс)