Илья Абрамов
Илья Абрамов
14 мин. читать
4676 показов
1074 открытия

Копируй: как работает дизайн. Часть 2

Если меня спросят: «кого почитать из дизайнеров?», я мгновенно отвечу — Мэтью Штрома. Пишущий дизайн-лид, на сайте которого представлены десятки уникальных статей, косвенно или непосредственно связанных с профессией дизайнера.

Одну из статей Мэтью Штрома 2020 года «Copying is the way design works» я решил перевести. И перевёл.

Из статьи можно усвоить то, насколько важно копирование в дизайне. Мэтью приводит интересные примеры, доказывающие этот факт: терракотовых солдат, Ван Гога, игры 90-х и так далее.

Хоть данный материал уже представлен в инете на русском языке, я сделал это самостоятельно по нескольким причинам. Во-первых, инглиш прокачать. Во-вторых, закрепить у себя в голове новые мысли. В-третьих, для меня это отличный урок написания статей. Заново «написать» классную статью, увидеть её глазами Мэтью и взглянуть на его приёмы в тексте.

Приятного прочтения!


Если не прочитали первую, то самое время! Её можно найти у меня в профиле

Ссылка на оригинальную статью 

Отдельная благодарность за помощь Диме Уланову


IV

Одно дело — копируешь ты сам. Другое дело — побудить других копировать у тебя. Ричард Столлман пошёл ещё дальше и сделал копирование правом.

В 1983 году Ричард Столлман хотел разработать новую операционную систему. В это же время Unix была самой популярной и влиятельной ПО, но её лицензия стоила дорого. Стоимость такой лицензии составляла 20,000 долларов, что в пересчёте на 2020 год равно $52,028. Также Unix был с закрытым исходным кодом.

В 1983 году, 27 сентября Ричард написал это сообщение на доске объявлений компании Unix Wizards

« Бесплатный Unix! Начиная с этого Дня благодарения я собираюсь написать полностью Unix-совместимую программную систему под названием GNU (Gnu's Not Unix) и бесплатно раздать ее всем, кто сможет ею воспользоваться. Очень нужны пожертвования в виде времени, денег, программ и оборудования. »

То, что Столлман собирался разработать ПО и бесплатно раздать её другим, было безумной идеей. Чтобы довести дело до конца, он написал манифест, в которой описал свои идеи о бесплатном программном обеспечении («Бесплатное ПО — это ПО, которое пользователи могут свободно распространять и изменять»). Манифест положил начало движение за свободное программное обеспечение.

Неизменным новшеством движения Столлмана стало то, как он и его соучастники использовали лицензии на программное обеспечение. Они перевернули традиционное лицензирование: вместо запрета на копирование или распространение программ лицензия на свободное программное обеспечение гарантирует право людей использовать, изменять, распространять его код, а также учиться на его основе.

Новые виды лицензирования ПО были не единственным продуктом движения за бесплатное программное обеспечение. Идеологические ответвления быстро переросли в новые группы, как например движение за ПО с открытым исходным кодом. Пока группа Столлмана, выступающее за бесплатное ПО, была сосредоточена вокруг маленькой компании сильных кодеров, движение за ПО с открытым кодом было массовым и всеохватывающим. Оно отказалось от некоторых более политических формулировок Столлмана, чтобы распространяться дальше и находить новую аудиторию.

Разрешительное лицензирование и распределенное управление исходным кодом являются двигателем современной разработки программного обеспечения. Они создают петлю обратной связи, или симбиотическую пару, или живой организм, а может быть, даже вирус: инструменты, которые используют разработчики программного обеспечения, сами являются продуктом философии открытого исходного кода. Свободный и открытый код воспроизводит сам себя, мутирует и мгновенно распространяется по всему миру.


Движения за бесплатный и открытый исходный код ПО были повторены другой революцией в способах лицензирования творческих работ. В 2001 году Лоуренс Лессиг, Хэл Абельсон и Эрик Элдред основали Creative Commons — некоммерческую международную сеть, призванную содействовать обмену и повторному использованию «творчества и знаний путем предоставления бесплатных юридических инструментов».

Спустя почти 20 лет почти полмиллиона изображений на Flickr имеет лицензии Creative Commons (или CC). Википедия использует лицензии CC для всех своих фотографий и произведений искусства. Массачусетский технологический институт предоставляет более 2,400 курсов онлайн бесплатно по лицензиям Creative Commons. Бесчисленные миллионы творческих работ получили свои бенефиты от подхода создавать свои работы с исходным кодом и разрешением на них.

Десять лет назад движение с открытым исходным кодом пришло в дизайн. Майкл Чо создал Unsplash в 2013 году, чтобы поделиться несколькими фотографиями, которые, по его мнению, могли бы пригодиться дизайнерам в стартапах; по состоянию на сентябрь 2020 года на Unsplash размещено 2,147,579 фотографий, а общее количество загрузок фотографий превысило 2 миллиарда. Пабло Стэнли недавно выпустил Humaaans, коллекцию дизайнов с лицензией Creative Commons, которые могут быть повторно собраны в редакторе. Feather icons, Heroicons и Bootstrap Icons — всё это коллекции иконок с открытым исходным кодом и бесплатным использованием, которые дизайнеры применяют для создания веб-сайтов и приложений.

Изображение петли обратной связи из архива Creative Commons Flickr

В то же время бурный рост числа дизайнерских ресурсов с открытым исходным кодом подкрепляется появлением нового класса инструментов для совместного использования и сотрудничества в области дизайна. Abstract — это система контроля версий дизайн-макетов, которая обещает «сотрудничество без хаоса». С помощью Abstract многие дизайнеры могут вносить свой вклад в один файл, не беспокоясь о том, что изменения друг друга будут перезаписаны, или о том, что нужно будет постоянно загружать последние версии. Figma тоже только что запустила функцию сообщества, позволяющую дизайнерам публиковать файлы и загружать проекты друг друга. Нетрудно представить, как в ближайшем будущем это превратится в дизайнерскую версию GitHub. Другие инструменты для дизайна последовали этому примеру: и Sketch, и Framer запустили библиотеки контента сообщества, заложив основу для распределенного контроля исходных текстов.

Копирование имеет фундаментальное значение для дизайна, как и для программного обеспечения. С появлением разрешительных лицензий и инструментов контроля версий кажется, что копирование — это новая идея, инновационный подход в индустрии, которая процветает за счет новизны. Но на самом деле копирование использовалось в искусстве и промышленности на протяжении тысячелетий.

V

В Китае существует множество концепций копирования, каждый из которых имеет свой подтекст. Фанчжипин (кит. 仿製品) — это копия, которая очевидно отличается от оригинала. Примером такого копирование является маленькая сувенирная модель статуи. Фужипин (кит. 複製品) — это точная репродукция оригинала в его натуральную величину. Фужипин так же функционал, как и оригинал, и не воспринимается, как фальшивка.

В 1974 году местные фермеры из региона в Китае под названием Сиань раскопали скульптуры солдат в натуральную величину из терракотовой глины. Когда китайские археологи приехали, чтобы исследовать находку, в течение времени они откапывали фигуру за фигурой, включая лошадей и кареты, каждая из которых была удивительно-детально сделана. Всего было откопано 8,000 терракотовых солдат. Они были датированы 210 годом до нашей эры.

Терракотовые солдаты, город Сиань

Терракотовые солдаты моментально стали культурным достоянием. На месте раскопок был построен музей, но многие статуи также выставлялись на передвижных выставках. Сотни тысяч посетителей музеев по всему миру выстраивались в галереи, чтобы увидеть воинов.

Затем, в 2007 году, Гамбургский этнографический музей (Германия) потрясло открытие: некоторые из их выставленных терракотовых воинов оказались неоригинальными. Это были копии.

Директор музея стал изгоем: «Мы пришли к выводу, что у нас нет другого выхода, кроме как полностью закрыть выставку, чтобы сохранить хорошую репутацию музея». Музей вернул посетителям деньги. Это событие вызвало бурю геополитических обвинений: немецкие чиновники заявляли, что их обманули; китайские чиновники потирали руки, поскольку они никогда не утверждали, что статуи являются оригиналами.

Статуи в гамбургском музее были Фанчжипин, точными копиями. Они были один в один как оригиналы. В конце концов, и оригиналы сами стали продуктом массового производства, изготовленным из модулей и компонентов, отлитых из форм. Почти сразу после обнаружения терракотовых воинов китайские производители начали изготавливать их копии, продолжая дело, начатое более 2,000 лет назад.


Легко счесть такой подход к копированию культурным курьезом, отклонением, характерным только для Китая. Но копирование было не менее важно и для западных художников.

Японское искусство было одним из главных источников вдохновения для Винсента Ван Гога, одного из самых влиятельных европейских художников XIX века, если не всех времен. Ван Гог был очарован гравюрами по дереву таких художников, как Хиросигэ: стилизованные и яркие, они запечатлевали драматические моменты в захватывающих историях.

Интерес Ван Гога выходил за рамки вдохновения. Чтобы изучить технику, освоенную японскими художниками, он копировал гравюры Кэйсая Эйсена и Утагавы Хиросигэ. Он пытался повторить их смелые линии, энергичные композиции и сильные цвета. Для своей копии «Куртизанки» Эйзена Ван Гог начал с обведения контура фигуры куртизанки прямо с майского выпуска «Paris Illustré» за 1886 год. Для «Цветущего сливового дерева» и «Моста под дождем» — копий гравюр Хиросигэ — он добавил рамки с японской каллиграфией, которые видел на других гравюрах.

Ливень над мостом Охаси, местность Атакэ (1857 г.), Утагава Хиросигэ
Мост под дождем (по мотивам Хиросигэ) (1887), Винсент Ван Гог

Знакомство с японским стилем стало решающим прорывом. Ван Гог начал смягчать пейзажи. Он очерчивал свои объекты жирными черными мазками. Он рисовал водораздельными красками. Его интерпретация реальности зажгла мир искусства, оказывая влияние на художников и дизайнеров и  по сей день.

Благодаря прямому копированию японских художников работы Ван Гога стали такими, какими мы их знаем сегодня.

Он ясно осознавал это влияние. В письме к своему брату Тео он писал: «Все мои работы в той или иной степени основаны на японском искусстве».


В китайском языке есть еще одно слово, обозначающее копию: Шаньчжай (山寨). На русский язык оно переводится как «подделка», но, как и в случае с большинством китайских слов, перевод не совсем удачен. Шаньчжай буквально означает «горная крепость»; это слово — неологизм, недавнее изобретение, вдохновленное известным романом, в котором главные герои прячутся в горной крепости, чтобы бороться с коррумпированным режимом. Продукты шаньчжай забавляют, привлекая внимание к тому факту, что они не оригинальны, выставляя на показ креативность их создателей.

Взять хотя бы популярный роман «Гарри Поттер и фарфоровая кукла»: в нем Гарри отправляется в Китай, чтобы остановить Волан-де-Морта и его китайского двойника. Он не претендует на оригинальность. Он играет на своей фальшивости: Гарри свободно говорит по-китайски, но ему трудно есть палочками.

Легко думать, что шаньчжай — это китайская причуда, но такие вещи существуют и в западной культуре. В частности, в дизайнерском сообществе можно наблюдать подобное явление: непрошенный редизайн.

Непрошеный редизайн демонстрирует идеи дизайнера о том, как можно улучшить известный сайт или приложение. Они варьируются от эстетических доработок для одного экрана до глубоких исследований в области UX, IA и контент-дизайна.

Непрошеные редизайны копируют визуальные элементы оригинала в качестве отправной точки, а затем преобразуют элементы, чтобы создать нечто новое. Как Ван Гог по следам Эйсена, дизайнеры могут перенять новые техники и подходы, просто копируя. Но когда дизайнер переосмысляет оригинал, он может создать нечто новое и вдохновляющее.

У дизайнерского сообщества сложные отношения с непрошенными редизайнами. С одной стороны, они являются главной опорой для талантливых молодых дизайнеров, желающих продемонстрировать свою способность критически мыслить о дизайне и применять свои навыки. Компании используют непрошенный редизайн для позиционирования себя как лидера: в 2003 году компания 37signals (создатель популярного инструмента управления проектами Basecamp) создала редизайн для PayPal, Google и FedEx, получив одобрение критиков: их редизайн онлайновой панели приборов для автомобилей «может сделать для автомобилей то, что TiVo сделал для телевидения», — заявил Джейсон Коттке.

В редких случаях непрошенные редизайны превращаются в запрошенные. В 2018 году Адам Фишер-Кокс опубликовал проект редизайна цифрового табло системы AirTrain в Международном аэропорту имени Джона Кеннеди. Агентство, курирующее AirTrain, увидело этот редизайн и наняло Фишера-Кокса для его реализации.

Старая вывеска AirTrain в аэропорту Кеннеди
Начало редизайна, копирование непосредственно с существующей вывески
Окончательный редизайн, заказанный агентством, отвечающим за AirTrain

С другой стороны, к непрошенным редизайнам часто относятся свысока. В эссе 2013 года под названием «Держите свой непрошенный редизайн при себе» Эрик Карьялуото утверждал, что без признания ограничений и стимулов, которыми руководствовался первоначальный дизайн, редизайн будет «пустым звуком». Те, кто работают над непрошенными редизайнами, «должны понимать, что лучше не тратить свое время на это». В интернете в дизайнерских блогах можно найти бесчисленное множество других ругательств в адрес непрошенного редизайна.

В 2011 году редизайн газеты The New York Times, выполненный Энди Ратледжем по заказу, привлек внимание экспертов в области дизайна в бесчисленных сообщениях в блогах и твитах. Но хотя они и не соглашались с выводами Ратледжа, многие защищали его подход. «Иногда нам нужно сходить с ума и разрабатывать то, что не может работать в чистом виде», — написал Стейн Дебрувер, потому что «полное переосмысление может быть тем, что нам нужно, чтобы двигаться вперед». Даже Хой Винь, предыдущий директор по дизайну Times, поддержал эту практику: «Непрошенные редизайны — это потрясающе, весело и полезно, и я надеюсь, что дизайнеры никогда не перестанут их делать».

Подход Шаньчжай к копированию — учиться, изобретать, комментировать, заявлять о себе — как нельзя лучше подходит для Запада и Китая.

VI

Копирование может быть поучительным, сложным, коварным или революционным. Для меня копирование — это развлечение.

Когда я был маленьким, мне нравилось копировать. Мама покупала мне кальку, и я копировал героев комиксов линия за линией. Отрывая бумагу от оригинала, я испытывал бурный восторг. Я нарисовал это! Своей рукой! Конечно, это была копия, но как только я подписывал свое имя в углу, это была моя копия.

В наши дни автоматическая защита от копирования есть практически на всем. У вас нет возможности легко пиратить контент Netflix, копировать книги Kindle или скачать торрент Adobe Creative Cloud. Но с дизайном все иначе. Чтобы скопировать дизайн, вам понадобится только калька.

Более того, вам даже не придется рисовать. Достаньте телефон, сделайте снимок и сохраните его на своей доске Pinterest. Вы можете воспользоваться цветовым редактором, чтобы подобрать точный оттенок к дизайну, использовать физический или цифровой графический редактор, чтобы получить идеальные размеры в пикселях, и использовать WhatTheFont, чтобы узнать шрифты, используемые в дизайне.

Если вы смотрите на веб-сайт, вы можете просто нажать «Просмотреть код страницы» и увидеть все дизайнерские решения в мельчайших подробностях. Именно так я прошел путь от рисования комиксов до работы дизайнером: я копировал дизайн с понравившихся мне сайтов и вставлял их в свой блог на Xanga.

Я копировал, потому что мог.

На своей первой работе дизайнера я копировал без устали. Мы с друзьями создали музыкальный журнал и пытались воссоздать макеты, которые я видел в своих любимых журналах. Wired был постоянным источником вдохновения: я был одержим их типографикой. Когда я узнал, что они используют шрифт Freight Micro Джошуа Дардена, я также перевел наш журнал на него.

Копирование помогло мне развиваться как дизайнеру без необходимости идти в школу дизайна. Для многих людей, которые слишком молоды для дизайнерских программ на уровне колледжа или не имеют средств для посещения таких школ или буткэмпов, копирование выполняет ту же функцию.

А когда такие люди, как я, делают карьеру в дизайне, мы обнаруживаем, что копирование по-прежнему полезно. Я черпаю цвета с маркетинговых сайтов Apple. Я начинаю свои цветовые палитры с примеров Material Design от Google. Я делаю скриншоты и воссоздаю компоненты нового редизайна Facebook.

Я не считаю себя Ван Гогом в дизайне, не дотягиваю до уровня Столлмана или Кармака в подходе к копированию, не обладаю даже одной сотой способностей Стива Джобса к художественному воровству и не могу сравниться с Чарльзом или Рэем Имзом. Но я определенно могу скопировать все их работы. Я могу скопировать их мышление, их процесс и их дизайн.

Я могу сделать дешевые, небольшие точные копии, фанжипин, чтобы продемонстрировать некоторые качества оригинала. Я могу создавать пиксельно-совершенные фужипины, чтобы узнать, как работают оригиналы и их создатели. Или я могу создавать шаньчжай — непрошеные редизайны, комментируя и рифмуя чужие работы. Все эти копии играют важную роль в процессе создания дизайна.

Независимо от того, считаете ли вы копирование полезным или бесполезным, считаете ли вы копии ценной частью дизайнерского сообщества или его бичом, вы используете программное обеспечение, оборудование, веб-сайты и приложения, которые обязаны своим существованием копированию.

Пока существует дизайн, будет существовать и копирование.


Спасибо, что прочитали!Если вы найдёте ошибки, недочёты и прочие приколы — обязательно пишите. Буду рад увидеть, где прокололся :)

Также статью можно прочитать на моём сайте. Ю ар велкоме!


И где же, как не здесь, попиарить свой канал. Подписывайтесь, буду рад всех видеть:

TG-канал Технички

ВК-группа Технички

4676

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие