Как много у вас дома блокнотов, кружек, карандашей и прочей ерундистики, которую вы получили бесплатно на каком-нибудь мероприятии?
Не секрет, что мы любим получать что-то бесплатно. Однако на самом деле ноль денежных единиц, которые мы (не) платим, означает не только цену. Ноль представляет собой эмоциональную кнопку — источник иррационального возбуждения.
Почему же мы так падки на "бесплатное" и в чем магия ноля?
Каждая покупка и выбор, это анализ плюсов и минусов того или иного предмета, соотношение "цена/качество", дизайн, вкусовые или технические характеристики и еще очень много позиций.
Давайте представим, что у нам предоставили выбор или/или:
айфон новенькой модели за 50 тысяч золотых и не уступающий ему по характеристикам (а может даже и лучше) ксяоми за 25 тысяч золотых. Тут мы будем выбирать анализируя все их качества и выберем лучший для нас вариант.
Но если мы снизим цену на оба этих продукта в половину?
Получится, что айфоньчик будет стоить 25 тысяч золотых, а ксяомичка 0 золотых.
Вот тут многие и попадутся.
Цена снизилась одинаково на каждый продукт, но теперь у нас фигурирует 0. То самое бесплатное.
В чем же дело, почему, при появлении "бесплатного" у кого-то может сместиться фокус и глаза на минусы закрываются сами?
Все дело в том, что человек боится потерь.
Когда выбирается "бесплатное", опасность что-либо потерять пропадает.
А когда мы платим за выбор своими заработанными, мы боимся совершить неправильный выбор.
Пример из книги:
"Позвольте рассказать вам историю, описывающую реальное влияние бесплатного на наше поведение. Несколько лет назад сайт Amazon.com стал предлагать бесплатную доставку заказов, начиная с определенной суммы. Например, человек, купивший книгу за 16,95 доллара, должен был заплатить еще 3,95 доллара за доставку. Но, если покупатель выбирал еще одну книгу и стоимость его заказа достигала 31,90 доллара, он мог воспользоваться бесплатной доставкой.
Возможно, некоторые покупатели и не нуждались во второй книге (и здесь я ссылаюсь на свой собственный опыт), однако бесплатная доставка выглядела столь искушающей, что они были готовы заплатить за нее цену еще одной книги. Сотрудники Amazon были в восторге от своей идеи, однако обнаружили, что в одной стране — а именно во Франции — роста продаж не произошло. Неужели французские потребители более рациональны, чем все остальные? Вряд ли. Как оказалось, французам была предложена несколько иная сделка.
Вот что произошло. Вместо того чтобы предложить бесплатную доставку для заказов от определенной суммы, французское подразделение компании установило цену доставки на эти заказы равной одному франку. Всего лишь один франк — это примерно 20 центов. Кажется, что это все равно что бесплатно, но это было не так. Позднее, когда Amazon изменил условия акции для Франции и сделал доставку по-настоящему бесплатной, Франция последовала по пути других стран, и результаты продаж в этой стране резко воз- росли. Иными словами, если сделка с оплатой в один франк была проигнорирована французами, то бесплатная доставка вызвала оживленную реакцию."
Через позицию "бесплатного" мы можем завладеть вниманием человека, пользователя, прохожего.
Например мы можем привлечь внимание к рекламному плакату ключевыми словами которые связаны ассоциативно с выгодой.
Скидки, акции, бонусы, подарки и прочее все это так или иначе гипноз и овладевание нашим вниманием, а потом и временем.
Я когда-то сделала мощный заказ в арт-маркете, добавив в корзину к нужному еще и е очень нужное, чтобы получить подарочный бокс. Который я потом раздала и выкинула, а материалы не очень нужные все лежат...
А какой ваш самый безумный поступок на тему "получи бесплатно"?
Пы. Сы.
Статья написана под впечатлением и на основе 3 главы "Чего стоят нулевые издержки" книги Дэна Ариели "Предсказуемая иррациональность"
В этот раз ничего полезного тут нет, просто делюсь мыслями и анализирую. А еще призываю анализировать вас!