Maxim Cojocaru
Maxim Cojocaru
4 мин. читать
2641 показ
656 открытий

Как создать продуктовый процесс с высокой степенью свободы для дизайнера

Привет, меня зовут Максим, я дизайнер и сооснователь Marquiz.ru. В этой статье поделюсь тем, как выстроен продуктовый процесс в команде Марквиз, расскажу принципы создания и безопасного внедрения в своей команде.

В незрелых компаниях к дизайнеру относятся как к рисовальщику: продакт приходит с готовым макетом и ждет красивых кнопок. В такоме случае, задача состоит не только в том, чтобы нарисовать идеальный процесс, но и создать культуру дизайна в компании через последовательные успехи, рост доверия, изменения в процессах и оргструктуре. В зависимости от зрелости организации есть 2 основных сценария:

  • Вы в стартапе, культуры дизайна нет — взять лидерство и построить самостоятельно

  • Вы в большой организации или корпорации — получить доверие ключевых лиц, принимающих решения, стать полезным, договариваться об изменениях

Для того, чтобы обеспечить высокую степень самореализации дизайнера в продукте, позаботьтесь о том, чтобы к дизайнерам приходили с запросом или исследованием, а не готовым решением.

Как создать хороший процесс

Чтобы создать хороший процесс попробуйте ответит на вопросы из этого списка:

  • Какие есть роли в этом процессе
  • За что они отвечают, какие бывают зоны ответственности
  • Кто с кем взаимодействует, по каким правилам
  • Когда заканчивается один этап и начинается следующий, как называются эти этапы
  • Что является результатом каждого этапа, а что — системы в целом

Визуальный язык описания процессов

Для описание бизнес-процессов существует визуальный язык — BPMN (Business Process Model and Notation). Им пользуются бизнес-аналитики для наведения порядка в процессах. Нам как дизайнерам необязательно его выучить, но знать некоторые базовые принципы полезно.

Пример простой схемы BPMN

В BPMN для каждого типа события и связи существуют своё конкретное отображение, это помогает избавиться от двусмысленности символов и интерпретаций. Пожалуй, это и есть самое важное — добавление ясности за счёт создания единого визуального языка.

Визуальная схема продуктового процесса в Марквиз

Как я нарисовал процесс

5 этапов продуктового процесса в Марквиз

Описание задачи →  Поиск решения → Ревью решения → Проработка карточки → Готово в разработку

1. Описание задачи

  1. Продакт, продакт-оунер или дизайнер заводит задачу на доску задач в бэклоге.
  2. Описывает задачу через Job Story
  3. Как мы будем считать успех: Исследование или метрика
  4. Заполняет статусы, определяет приоритет
  5. Назначает ответственного дизайнера

Хорошо подумайте: какие роли и какого грейда в вашей команде уполномочены заводить карточки? Если чёткого распределения нет, установите правило на 2.3 Законодательные встречи, шаблон.

2. Поиск решения
  1. Карточка находится у дизайнера и прорабатывается до понятных визуальных артефактов, на основе которых можно вести предметное обсуждение и тестирование.Double Diamond дизайн-процесс:Исследование → Понимание проблемы → Детализация → Тестирование
  2. Обсуждение промежуточных решений с дизайнерами на Дизайн-митапе
  3. Тестирование решения с пользователями.
3. Ревью решения и интеграция возражений

1. Подготовка к презентации решения

  • Называем задачу и ссылаемся на карточку задачи
  • Напоминаем контекст задачи: какую проблему решаем
  • Какое решение предлагаем и почему считаем, что оно сработает. Прикрепляем скрины, видео или прототип, аргументируем то, что сделали.
  • Задаём вопрос, на счёт каких элементов или решений нужна обратная связь

2. Презентация решения

Дизайнер публикует в канале Слэка своё решение в письменной форме, если задача сложная — организует созвон с ключевыми ролями круга «Продукт».

В нашем случае ключевые роли участвующие в обсуждении: продакт-аналитик, продакт-исследователь, продакт-оунер, системный аналитик, лидер круга «Пользовательский опыт», лидер круга «Чистый код». (Марквиз организован по Холакратии).

3. Интеграция возражений

Понимаем, с чем имеем дело: реакция, мнение, вопрос

  • Реакцию игнорируем или просим озвучить своё конкретное предложение
  • Мнение — уточняем, на основании чего такое мнение. Стараемся понять чужую точку зрения. Берём в доработку, либо оставляем текущее решение.
  • Вопрос — даём исчерпывающий ответ, уточняем.
  • Если нет валидного возражения в течение 48 часов, ревью считается пройденным и карточку двигаем дальше.
4. Проработка карточки системным аналитиком  

Проходит все этапы уточнения с дизайнером до передачи в разработку. На этом этапе изменения концепта и улучшения не вносятся.

Дополнительные вопросы по логике, недостающие макеты или состояния, уточнение анимаций, текстов.

5. Готово в разработку

Карточка ждет своего разработчика в порядке приоритета.

Как безопасно внедрить новый процесс

Изменения правил, процессов, создание новых ролей или обязательств в моей команде происходит на законодательных встречах. Это специальный тип встреч с четким алгоритмом и фасилитатором, где решения принимаются консентом. Консент, в отличие от консенсуса, требующего единогласного решения всех участников, требует лишь отсутствие аргументированных возражений о вреде. — «Видишь ли ты вред?»

Я подробнее рассказываю о законодательных встречах, о дизайн-менеджменте и о том, как системно строить сильные продукты в своем телеграм-канале.

Нравится 1
2641

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие