В этой статье я расскажу про свой опыт работы продуктовым дизайнером в компании РТ МИС, где я занимался проектированием интерфейсов для врачей.
Статья будет полезна UX-дизайнерам и тем, кто хочет заниматься проектированием мед. интерфейсов.
Типы интерфейсов
В medtech индустрии существует множество компаний и продуктов как для web, так и для mobile. Интерфейсы классифицируются на следующие категории и подкатегории:
- МИС (медицинские информационные системы);
- ЛИС (лабораторные информационные системы);
- АРМ (автоматизированное рабочее место) врача;
- МАРМ (мобильное автоматизированное рабочее место);
- ЭМК (электронно-медицинская карта).
МИС включает в себя АРМы различных врачей и мед.персонала, АРМы же включают в себя определенный функционал для работы с пациентами.
Высокая нагруженность интерфейсов
Врач — специалист, работающий, как правило, с большим объемом данных и числом пациентов. Соответственно, интерфейсы включает сложный функционал (таблицы, списки, карточки и т.д.), позволяющий обрабатывать сложные операции и процессы. Некоторые медицинские компании до сих пор используют у себя 1С (личное наблюдение).
Когда я работал в РТ МИС, у нас в наборе было около 100 шаблонов различных лайаутов — это подчеркивает сложность интерфейсов и нестандартность процессов.
Основная задача дизайнера — обеспечить комфортное рабочее место врачу, чтобы все необходимое для работы было под рукой и в нужном месте, а также минимизировать число лишних кликов и поиска. При проектировании нужно учитывать приоритезацию информации: от самой важной к менее важной.
Основная сложность для дизайнера — разобраться в процессах работы врача, особенно если ты не имеешь медицинского образования.
Сложные сценарии взаимодействия
Некоторые сценарии могут включать в себя несколько десятков экранов с различными состояниями и корнер-кейсами. Чтобы во всем этом разобраться, нужно выстроить грамотную и регулярную коммуникацию с аналитиком или product-owner'ом. А лучше проводить коммуникацию совместно с первым и вторым. Так вероятность ошибиться или что-то забыть, будет минимальна.
Сложность заключается еще и в том, что у дизайнера практически нет возможности добыть какую-либо информацию из открытых источников или провести исследование/юзабилити-тестирование на респондентах. Аналитики могут и сами не знать, почему вот сюда кликать нужно, а сюда не нужно. Им просто сказали, как надо, а истинная причина неизвестна.
Поэтому лучшим вариантом будет привлечение опытного врача на разработку и тестирование сценариев. Крупные мед. компании, как правило, сотрудничают с врачами и предоставят вам такую возможность
Строгое соблюдение регламентов и законодательства
Это условие дизайнер обязан учитывать и соблюдать. Как правило все процессы врача строго регламентированы документами и законами. Иногда эти процессы абсолютно нелогичны, сложны и требуют очевидного решения. Но, к сожалению, это работает не всегда, и некоторые бизнес-процессы улучшить или упростить просто невозможно.
Простой и понятный визуал без излишеств
В интерфейсах для врачей используются максимально простые и читабельные шрифты вроде Roboto или Open Sans. При проектировании размера шрифтов нельзя забывать про пользователей, имеющих проблемы со зрением (вспоминаем бабушек-педиаторов в детских поликлиниках).
Цвета в интерфейсах должны решать определенную задачу:
- Черный, белый, и оттенки серого — рабочие цвета для вывода и структурирования информации на экране.
- Смысловые цвета: зеленый, желтый, красный — привлекают внимание и помогают быстрее считывать информацию с экрана.
- Фирменный цвет — помогает сервису выделять себя среди конкурентов.
Не стоит перегружать интерфейс сложными анимациями, добавлять нестандартные дизайн-паттерны. Помните, что врачи — обычные люди, они хотят, чтобы все было максимально просто и понятно.
Выводы
Ранее весь медицинский софт проектировался и создавался исключительно программистами и аналитиками. Поэтому многие врачи жалуются на неудобство, сложность, технические проблемы, которые не могут обеспечить бесперебойную работу и вызывают постоянный стресс на работе.
Проектирование мед. интерфейсов — важная и сложная задача. Но она может решить множество проблем, облегчить и улучшить пользовательский опыт не только врачей, но и пациентов.
Подписывайтесь на Telegram канал Дизайн-кружок, там очень много другой полезной информации о дизайне!