Решили узнать мнение рынка о продуктовом дизайне. В Crauch поговорили с фаундерами, дизайнерами и руководителями дизайна-отделов МТС, Райффайзен Банка, Duo Sapiens, Яндекс Алисы, Билайна, Иви, red_mad_robot, AIC, Red Collar, Chulakov School о том, что такое для них продуктовый дизайн и кто такой продуктовый дизайнер.
Привет, на связи Антон Кравченко, основатель Crauch, продуктовой дизайн-студии для корпораций №1 в своей отрасли.
Работаем со Спорт-Марафоном, Positive Technologies, Яндекс Алисой, ВКонтакте, Самолетом, synergetic’ом и другими компаниями. Также, стали лучшими в юзабилити и финтехе по версии Tagline Awards 2023.
Мне стало интересно разобраться, как коллеги из других студий и корпораций воспринимают продуктовый дизайн. Что это для них такое, как дисциплина, кто такой для них продуктовый дизайнер и какие требования к нему могут быть. Собственно с этими вопросами пошел к ребятам, ответы которых увидите в статье.
В инициативе поучаствовали: Макс Десятых, Митя Осадчук, Антон Черногоров, Елена Куликова, Илья Абрамов, Катя Герт, Никита Шехов, Настя Смирнова, Андрей Авдюшин, Ваня Сайгин, Антон Захаров, Настя Вишневская.
Погнали изучать!)
Для меня продуктовый дизайн — это дизайн интерфейсов цифровых сервисов. То есть, той части интернета, которая не информационная, презентационная, рекламная или развлекательная, а которая делает какое-то действие и с которой люди взаимодействуют, делая какое-то действие. В общем, такой специфический сегмент этого вида спорта, цифрового дизайна, и разновидность дизайна интерфейса.
Соответственно, продуктовый дизайнер — это в прямом смысле дизайнер интерфейсов. И этого достаточно для определения. Но в последнее время люди пытаются разделить термины продуктовый дизайнер и дизайнер интерфейсов, добавляя его роли новые свойства. Здесь имеют в виду все, что связано с исследованием, предпроектным анализом, анализом метрик. Все эти процессы добавляют в функционал дизайнера и ищут ему название. То есть возникает вопрос: «Как же назвать дизайнера интерфейсов, которому добавили еще функционал продакт-менеджера?». И решают: «Давайте назовем его продуктовый дизайнер».
Порой продуктовый дизайнер воспринимается как цифровой дизайнер с расширенным функционалом. Он обладает не только навыками дизайнера, но также исследователя, аналитика и частично менеджера продукта. То есть его задачи могут варьироваться в зависимости от состава команды. Когда в команде есть сильный аналитик, исследователь, менеджер, то требования к дизайнеру снижаются, и ему необязательно быть многоруким Шивой. Если в команде проседают какие-то из этих компетенций, то нагрузка ложится на дизайнера, и к нему уже повышенные требования.
Телеграм-канал Макса Творческий руководитель
Делегирую ответ своему эго: продуктовый дизайн – это возможность влиять на жизнь людей, реализуя собственные идеи в продукте, закрывающем потребности людей. Если люди пользуются и даже платят за продукт, значит, он им нужен и ценен. У дизайнера и дизайн-команды есть возможность помочь пользователям в их повседневных сценариях с помощью своих идей. Понимание того, что не существует универсальной идеи, которая будет работать бесконечно, подталкивает к экспериментам и изобретению новых гипотез. В общем, если коротко – то это самовыражение.
Избитое, но емкое определение: продуктовый дизайнер – это адвокат пользователя. От современного пользователя цифровых сервисов слишком много ожиданий: они должны и скроллить, и кликать, и всё замечать, да еще и платить, в идеале, за сервис. Продуктовый дизайнер выполняет цели компании с максимальной деликатностью и заботой о пользователе – чтобы интерфейс не кричал, чтобы полезная информация все еще была заметна, чтобы баннер не перекрывал весь экран. Защищать права конечного потребителя – наша негласная работа. Мы находимся на переднем крае потребностей человека и должны учитывать каждую точку контакта и каждый пиксель взаимодействия с пользователем. Наша задача – инженерия с применением эстетики для создания красивого и продуманного конечного продукта.
Телеграм-канал Мити Nice2Mitya(Chuk)
Продуктовый дизайнер – это проводник между бизнесом и пользователем. Бизнес хочет прибыль, а дизайнер на прибыль влияет. Он управляет вниманием пользователя, скоростью прохождения сценария и всячески манипулирует. Иногда это работает для обмана пользователей ☹
Обязанности дизайнера, по-моему:
1. С наименьшими затратами ресурсов получать наибольший результат
2. Через эмпатию упрощать жизнь пользователю
3. Работать в команде и быть человеком, которому больше всех надо
4. Анализировать тонну информации и исследовать-исследовать-исследовать
5. Разбираться в бизнесе и базовых метриках
Телеграм-каналы Антона Дизайн-комьюнити и Антон из Crauch,
телеграм-канал Находки Crauch
Продуктовый дизайн — это тоже самое, что дизайн пылесоса, только, как правило, мы работаем в контексте цифрового продукта. Как и пылесосы, цифровые продукты должны быть удобными, функциональным, для кого-то важно, чтобы симпатичными. При этом цифровые продукты сильно сложнее, потому что несут огромное количество информации, взаимодействуют с человеком, связывают большое количество процессов и людей, продают что-то, эволюционируют, и местами ведут себя как живой организм.
Когда говорим о найме и профессии, то каждая компания преломляет под себя понимание роли продуктового дизайнера. Где-то уклон идет больше в сторону работы с гипотезами – дизайнер должен помогать бизнесу искать новые решения и развивать продукт, который решает проблемы и закрывает потребности. Где-то больше ожиданий от дизайнера в части производства макетов – продакт уже обладает видением, у него есть исследования, и ему нужна помощь только в части проектирования. Но в любом случае дизайнеру нужно понимать как пользователя, так и бизнес. Когда я нанимаю дизайнеров, то всегда ищу комбо из логики и эстетики, потому что без визуальной составляющей трудно получить хороший продукт. В Райфе достаточно большая команда, есть возможность поучаствовать в исследованиях и генерации идей, но больший фокус у специалиста направлен непосредственно на дизайн интерфейса, потому что на выходе именно там формируется клиентский опыт.
Телеграм-канал Елены Дизайн-директор
«Бабуль, я продуктовый дизайнер…». «Нет, я не продаю колбасу через интернет».
Я до сих пор не знаю, как быстро и доступно объяснить бабуле словосочетание «продуктовый дизайн(ер)». Но вы не моя бабуля и скорее всего в теме, поэтому я могу описать эти словосочетания так, как мне хочется.
Продуктовый дизайн — это симбиоз граней. Одна включает в себя заботу о пользователе, умение понимать, находить боли и разбираться в них. Вторая грань включает понимание бизнеса — его целей, различных ограничений, юнит-экономик и так далее.
Продуктовый дизайнер понимает и умеет в эти грани, а главное изящно балансирует, как по лезвию ножа между ними. Соединяет воедино весь опыт и контролирует качество. Приносит ценность для людей, создавая интерфейсы, коммуницирует определенным образом через продукт с человеком. Знает, как и на каком языке говорит его продукт с людьми. Вот так и танцуем по лезвию ножа, чтобы удержать баланс. Инь ян цзя.
Телеграм-канал Ильи abrmv.digital
Для чистоты эксперимента важно отметить, что моя карьера в дизайне началась и продолжается в студии, поэтому я могу только со стороны наблюдать и рассуждать на эту тему. Однако за время работы у меня накопилось много наблюдений, ведь часто на проектах мы соприкасаемся с продуктовыми дизайнерами, непосредственно интегрируясь в их процессы и усиливая команду студийными специалистами. Конечно, я также общаюсь с бывшими коллегами из aic, которые перешли в продуктовый дизайн.
В aic мы тоже создаем большие и сложные продукты и даже помогаем крупным компаниям переходить на продуктовые процессы. Но все-таки мы разные. Продуктовые команды могут забросать меня камнями, но я убеждена, что студийный подход позволяет смотреть на индустрию шире, больше экспериментировать, быть быстрее и гибче за счет отсутствия строгих внутренних процессов.
Что для меня продуктовый дизайн? Это самый популярный курс в онлайн-школах сегодня. Если говорить без сарказма, то это направление, в котором правила диктуются не только бизнесом, но и пользователем. Более того, пользователь бросает вызов существующей бизнес-модели. Если раньше типичный подход бизнеса заключался в переходе от внутреннего к внешнему: «Каковы наши ключевые компетенции? → Что мы предлагаем клиентам? → Каким клиентам мы должны продавать?», то теперь новый подход предполагает переход от внешнего к внутреннему: «Какие потребности у клиента? → Что мы можем предложить? → Какая бизнес-модель может обеспечить прибыль?». В новой схеме продуктовый дизайн определяет пользовательские потребности и доносит их до конкретного человека. Опыт важен, но недостаточен в конкурентной продуктовой среде. Нужно вызывать эмоциональный отклик — это новая задача со звездочкой для продуктового дизайна.
Продуктовый дизайнер — это отважный добряк, который отстаивает проблемы и потребности пользователя перед бизнесом. Он делает все возможное, чтобы сделать жизнь обеих сторон лучше: бизнесу — принести больше денег, пользователю — обеспечить большую пользу. Но за всей этой романтизацией начинает проклевываться тенденция, что продуктовый дизайнер — это очень простая точка входа в IT. Множество курсов обучают работать по одной методологии и, к огромному сожалению, выдавать очень схожие решения. В результате видим множество похожих сервисов. Хотя это может быть и удобно благодаря единым паттернам, но похоже, что в погоне за удобством мы теряем уникальность, характер, эмоцию. И, мне кажется, новый большой вызов для дизайнера — это не только делать хорошо по методологии, но и не бояться экспериментировать, менять правила, чтобы двигать индустрию вперед. Нужно возвращать фокус на творчество и инновацию.
Телеграм-канал aic.brave.designers
Я разделяю коммуникационный дизайн, задача которого вкусно преподнести продукт пользователю с максимальным CR в продажу, и продуктовый дизайн, задача которого заставить этот продукт полюбить с помощью кайфового опыта и интерфейсов и сделать LTV бесконечным :)
Соответственно продуктовый дизайн — это дисциплина, которая позволяет ее сторонникам нырнуть в неизвестность и после использования техник и фреймворков вынырнуть с инсайтами и данными о том, что такое lovable продукт, и как действовать.
Так как продуктовый дизайнер играет на территориях других игроков продуктовой команды, то я считаю следующие категории навыков необходимыми, но не всегда достаточными для создания lovable продукта.
Понимание рынка и продукта:
- Рынок в общем и рынок продукта
- Брендинг продукта и связь бренда с продуктовым дизайном
- Как продукт на рынке позиционируется, его ключевые USP
- Как продукт зарабатывает
- Как продукт дистрибуцируется и поддерживается
Дизайн-стратегия:
- Продумывание на несколько вех вперед, какой будет UI/UX продукта, команда дизайна и процессы
- Наблюдение трендов
Понимание пользователей и проектирование лучшего опыта:
- Исследования
- CJM, карты эмпатии
- JTBD
Создание кайфового интерфейса:
- Визуальный дизайн
- UI и UI-киты
- Гайдлайны платформы, дизайн-система
- Прототипирование
- UX-редактура
- Авторский надзор за разработкой
Общие навыки:
- Владение инструментами обработки графики
- Софты и менеджерские харды
Сайт МТС design и телеграм-канал Никиты Shekhov+
Продуктовый дизайн — непрерывный, цикличный процесс поиска решений, генерации и проверки идей. Создание продукта от идеи до реализации и развития. Погружение в опыт пользователя, в его запросы и проблемы, в цели и стратегии бизнеса. Стремление докопаться до сути, дать пользователям инструмент решения их болей и задач, а бизнесу — продукт, который будет каналом взаимодействия с аудиторией и поможет достигать бизнес-цели.
А ещё это про постоянное развитие продукта: собирать фидбек, наблюдать, проверять новые гипотезы и решения, снова возвращаться к сути задачи. Заново проходить этот цикл и учиться на своих ошибках.
Продуктовый дизайнер — человек увлеченный; он одновременно и исследователь, и инженер. Наблюдает за опытом людей, замечает все, что плохо работает, находится в постоянном поиске, обожает все переделывать. Одинаково любит решать задачи пользователей и помогать бизнесу достигать свои цели. Не боится ошибаться и экспериментировать. Стремится сделать жизнь людей лучше)
Design Jam — канал о насмотренности в дизайне
Продуктовый дизайн — это искусство поедания слона по кусочкам. Цели и амбиции продукта всегда серьёзные, а успех в большой степени зависит от того, насколько хорошо всё разбито на конкретные задачи, как обязанности распределены по ролям и продуктовым командам и наняты ли грамотные люди.
Где-то в этой точке при удачном стечении обстоятельств возникает хороший продуктовый дизайн:
- когда бизнес решает, чего хочет;
- дизайнер исследует и показывает, как к этому поэтапно можно прийти;
- команда готова обозначает рамки реализации и дает исчерпывающую информацию о всех тонкостях;
- а потом эти решения ещё и проверяются на пользователях.
Речь тут точно не идёт о скорости, ведь дизайн внутри продукта тем лучше, чем больше информации успели переварить и чем больше нюансов смогли учесть.
Отсюда следующая мысль. Продуктовый дизайнер — человек, который перемалывает тонны контекста и прессует из него финальный результат. Ему, как никакому другому дизайнеру, важно уметь вытягивать крупицы информации у всех участников команды и заказчика, анализировать, обсуждать, убеждать (а иногда и просто соглашаться) и принимать грамотные решения. И всё это ещё до того, как сесть за макеты.
Это вечный баланс между тягой к креативу и самореализации и умением принимать компромиссы, делая лучшее в тех ограничениях, в которые ты попал. И тут абсолютно нормальным становится анекдотический кейс «двигать одну кнопку целый месяц» — за этим стоит сто тысяч пользователей со своими потребностями, заказчик со своими желаниями и денежными метриками, разработчик, который говорит, что так сделать будет слишком долго и дорого. Ну и сам дизайнер, который, конечно же, всегда знает, как лучше.
Телеграм-канал дизайн-команды Red Collar Дизайнерская пыль,
телграм-канал «Продуктовая песочница» Red Collar
Продуктовый дизайн для меня это набор уровней дизайна (функциональность, удобство и эмоции) — которые помогают решить задачи и пользователя и бизнеса.
Продуктовый дизайнер — это, в первую очередь, дизайнер) Во вторую, глубоко погруженный не только в свой продукт и бренд, но и в весь общий рынок смежных продуктов и сервисов.
По обязанностям есть две противоположные стороны:
- Хранить общие принципы и подходы (Дизайн-система, логика, взаимосвязи)
- Развивать и улучшать продукт (Смотреть на важные и верхнеуровневые метрики и исходить из них, а не потому что «у нас так принято»)
Продуктовый дизайн — это процесс создания продукта от идеи до реализации. И неважно это сайт, приложение, свой канал, да хоть чайник. Везде применяются похожие подходы: гипотезы, тесты, анализ данных, запуск продукта, правки и прочие штуки.
Продуктовый дизайнер — тот, кто умеет работать не только руками, но и головой (с отсылкой на то, что продуктовый диз. должен не только проектировать, но и понимать, зачем он это делает).
Телеграм-канал Антона Дизайнер, привет
Если описать одним тезисом, что такое продуктовый дизайн, то скажу так: продуктовый дизайн — незаметный. Это то, что люди не должны осознавать. Мы делаем работу, которая не должна вызывать вопросов. Пользователь проходит сценарий шаг за шагом и не замечает своего пути, потому что ему легко.
Плохой продуктовый дизайн — это как большой ухаб на дороге. Ты знаешь, где он тебя ждет, и каждый раз проклинаешь его, потому что невозможно обойти безболезненно. Хороший продуктовый дизайн — продуманный, привычный, эмоциональный там, где это необходимо, решающий задачу пользователя и бизнеса. Продуктовый дизайн отвечает сути продукта и подчеркивает ее.
Продуктовый дизайнер должен уметь замечать взаимосвязи, много анализировать, докапываться до сути проблемы. Человек, выбирающий эту профессию, должен быть жадным до знаний и экспериментов, иметь навык задавать себе и другим вопросы: «А почему так?», «Зачем?» и «Что нам это даст?».
В продуктовом дизайне важна синергия. Я думаю, самое важное, чему нужно научиться каждому, кто хочет идти в продуктовый дизайн — это умение работать вместе с другими специалистами и по-настоящему слушать их, и применять их опыт, знания и комментарии 😉 в своей работе. Это уже не соло-ниндзя с фриланса или студии. Это профессия, в которой ценность навыка совместной, эффективной работы на вес золота.
Вот так круто и полезно пообщались с ребятами. Спасибо им за развернутые ответы!)
А мы продолжим собирать разные мнения по рынку и возможно, даже, сделаем вторую часть!
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу, там ещё больше про продуктовый дизайн и житуху студии.