Философия мерча развивается семимильными шагами. Недавно достаточно было просто напечатать название и логотип компании на левой стороне футболки (рядом с сердцем), теперь нужно экспериментировать и делать нечто особенное, чтобы зацепить и привлечь внимание.
Сегодня в графический дизайн проникают визуальные образы из мира техники и промышленности, создавая в дизайне отдельное направление — техническую эстетику. В поисках вдохновения, компании обращаются к специфике своей индустрии и используют профессиональную терминологию, схемы/карты/графики, специфическую технику и механизмы, материалы, инструменты и многое другое. Бирки, этикетки и техническая информация больше не прячут внутри одежды, а с гордостью демонстрируют на самых видных местах. Мерч становится чем-то большим, он показывает принадлежность не только к бренду, но и к комьюнити и индустрии в целом.
Мы считаем, что одной из причин роста популярности технической эстетики является «тоска по реальности». В наше время расцвета digital и высоких технологий, человек живет в цифровом коконе и испытывает сенсорную депривацию реальных ощущений. В том числе по отношению к вещам, которые можно взять, повертеть в руках, почувствовать фактуру и температуру, удивиться размерам и т.д. Интернет пощупать нельзя, он везде — и нигде.
Вторая причина — возврат к реальному сектору экономики. На волне всеобщей увлеченности IT, компании, которые занимаются реальным (в прямом смысле этого слова) производством, с помощью мерча демонстрируют индустриальную гордость своим делом. Ведь мир, общество и мы с вами существуем не только и не столько благодаря IT.
Но достаточно размышлений. Переходим к примерам.
РЖД
Создатели почерпнули вдохновение в профессиональной терминологии. «С горки не спускать», «стоп-кран», «откр.-закр.», «опытный не загружать» — все эти термины вне контекста железной дороги сначала сбивают с толку, а затем приобретают новые смыслы. Например, толстовка «Огнеопасно» на техно-вечеринке получает особое прочтение.
Ещё один отличительный момент кейса — удивительный сплав утилитарной эстетики железнодорожных обозначений на первом плане и скрытой романтики путешествий. Ведь каждый из нас передвигался по железной дороге. У каждого с поездами связаны свои яркие воспоминания. И фоном этих приключений как раз и выступали проводники, стоп-краны, цистерны с пиктограммами опасности. Мерч двойной природы, наполненный технологичностью и романтикой.
Сила ветра
Сила ветра — организация, которая делает яхтинг доступным для всех. А ещё делает классный мерч. Ребята очень точно, аккуратно и стильно используют техническую эстетику в мерче: тут и маршруты, и характеристики одежды, и «координаты, чтобы в любой момент найти дорогу», и «карта мира, когда во время регаты надо быстро показать, где вы уже ходили под парусом». Координаты, румбы, схемы движения судов — непосвященному сложно разобраться, что же изображено на футболке. Это является своеобразным паролем для своих, кто в теме и разделяет схожие ценности.
STS
Иллюстрация индустриальной гордости, о которой мы говорили в начале статьи. Компания STS занимается преднапряженными бетонами. Наверняка, вам этот термин ничего не говорит, это крайне узкоспециализированное, чрезвычайно сложное и ответственное занятие. Компания сооружает масштабные конструкции, которые обладают очень большим запасом прочности. STS строят вантовые мосты, сооружают корпуса АЭС и другие сооружения, требующие высокой инженерной экспертизы. STS — инженеры прочности.
Мерч отражает эту специфику. На нем размещены схематические изображения вантов, стилизованные таблички оборудования, графемы, отсылающие к строительным чертежами домкратов. Плюс строгие лаконичные цвета: черный, красный, белый. Цифры тоже взяты прямиком из производственной практики, они разработаны для навигации на заводе. Все то, чем компания и её сотрудники гордятся, получило место на носителях.
Компания STS x Dotorg branding & digital
Политехнический музей х Kruzhok
Дизайнеры Кружка посетили архивы музея и вдохновились неопубликованными афишами для иностранных выставок от 40-х до 70-х годов, а также чертежами и экспонатами музея, которые и легли в основу графики. Музей, а тем более, Политехнический — прекрасное поле для экспериментов с техноэстетикой, приправленной щепоткой ретрофутуризма. Посмотрите, все вещи наполнены техносимволами, которые были популярны в советском прошлом: орбитальная модель атома (один из главных символов советской науки), линия задержки осциллографа, типичный робот 60-х. Но самое умилительное: комбинезон и жилетка узнаваемых фасонов. Жаль, в коллекцию не добавили лабораторный халат — он идеально впишется.
DHL
Стилистика логистических операторов, таких как DHL, идеально подходит для мерча. Она опознается большинством людей, имеет запоминающиеся, фактурные черты (например, фирменный скотч с лого и яркие цвета), а также интересно заигрывает со смыслом. Ведь чехол для телефона можно представить как упаковку, в которой находится ценный груз — телефон. А ремешок для Apple Watch — как упаковку часов. В результате получается крутой мерч, вдохновленный спецификой работы оператора.
Lufthansa
Вдохновение материалами и формой ливреи самолета. Самолеты и другая авиатехника — торжество технической функциональности, поскольку в полете важен каждый грамм и сантиметр. Это прекрасно передано в мерче, который использует сугубо технические особенности авиаперевозчика — и получается очень красиво. Тут действительно начинаешь думать, что совершенство в избавлении от лишнего.
Коллекция брелоков для ключей сделана из авиационной обшивки и повторяет форму хвоста самолета Lufthansa. Приятно хранить частичку истории авиации у себя в кармане.
Lufthansa Upcycling Collection
Авторы статьи:
- Екатерина Антонова, старший дизайнер Dotorg
- Ольга Кутовая, арт-директор Dotorg
- Митя Кутепов, копирайтер
Stay tuned!