На связи Лиза Марс! Это статья-гайд для художников и иллюстраторов по созданию и продвижению стикерпаков. За последний год я сделала несколько стикер- и эмодзипаков для телеграма: самый популярный из них набрал 38 тысяч установок и всё ещё не останавливается. Это отличный инструмент маркетинга и прибыльная услуга для иллюстратора. Почему — обсудим далее.
В статье:
- Что учесть при подготовке, чтоб получился целостный пак, а не набор картинок;
- Как сделать идеальный белый контур для растровых стикеров;
- Как рекламировать себя с помощью стикеров;
- Что может входить в услугу разработки стикерпака и сколько это может стоить.
Перед отрисовкой
Обязательно ли отрисовывать стикеры в векторе?
Телеграм принимает форматы PNG и WEBP для статичных стикеров — они оба растровые, а значит не имеет значения, в каком формате вы рисуете.
Но если вы собираетесь создавать анимированные стикеры, базовая отрисовка должна быть обязательно в векторе. Более того, плагин АЕ для стикеров телеграма очень требовательный. Про нюансы подготовки таких файлов и самой анимации лучше меня рассказывают ребята из студии Оно и видно — авторы известных стикеров для вк и телеграма.
Общие особенности при отрисовке:
Чтобы пак выглядел целостным, все стикеры должны быть нарисованы в едином разрешении, цветовой палитре, с одинаковой толщиной линий, количественным и качественным составом деталей.
Я никогда не рисую стикеры по отдельности, лучше всего работать над всеми одновременно по стадиям. Так выходит быстрее и снижается процент отклонений от некого стандарта.
Чек-лист на этапе скетча - для растра:
- Подготовьте наброски так, чтобы они были одного размера. Если вы будете выравнивать размеры уже после полной отрисовки, у стикеров будет разное разрешение и толщина линий.
- Если рисуете одного персонажа, убедитесь, что на каждом стикере одинаковое количество деталей (шрамы, родинки, татуировки, украшения и т.д.)
- Сохраните копию скетча для сравнения и корректировки. Часто эмоции на чистовой отрисовке искажаются, а в конце мы удивляемся, почему стикеры получились менее живыми.
- Если у вас сложный растровый стиль, сохраните заранее базовую цветовую палитру. Брать цвета пипеткой с готовых стикеров чревато грязью и нарушением целостности в стикерпаке.
- Зафиксируйте толщину лайна, если отрисовываете стикеры группами, а не все разом.
Идеальный белый контур
Не все стикерпаки выглядят хорошо с белым контуром, но это скорее исключения, чем правило.
Контур нужен для того, чтобы ваши стикеры смотрелись хорошо на любом фоне. Кто-то использует тему мессенджера с монотонным фоном, кто-то ставит фотографии: контекст, в котором другие увидят ваши стикеры, стоит учитывать.
Анимированные стикеры обычно создаются без белого контура, но в любом случае учитывайте контрастность.
Если в стикерах есть текст, контур это вообще мастхев.
Самый удобный способ создания контура
В предыдущей версии этой статьи в 2022 году я демонстрировала сложный вариант создания контура для растра в иллюстраторе. Если по какой-то причине у вас есть только иллюстратор, оставляю ссылку.
Самый легкий и быстрый способ — фотошоп. Для удобства можно записать Action и подготовка стикера сведется к нажатию одной кнопки.
Базовое положение стикера: по центру в квадрате того разрешения, в котором рисовали. Например, здесь 1000х1000 px:
Что включает action (ваша последовательность действий):
1. Задаем обводку: двойной клик по слою со стикером, задаем настройки стиля
2. Задаем размер для телеграма: alt+ctrl+I, 512x512 px
После того, как вы записали action, достаточно будет запустить его на каждом стикере и сохранить его.
Важно! Проследите, чтобы вокруг стикера не осталось лишних пятен и черточек, а также, чтобы края были ровными, иначе получится что-то такое:
Используем телеграм на максимум
Если вы пользуетесь своим стикер-паком в общественных чатах, у вас есть шанс запустить его сарафанное распространение. Можно запустить его искусственно — в телеграме полно каналов, публикующих стикеры и у них есть предложка.
Виральность, то есть естественное распространение по сарафану, будет работать если стикерпак не только сохраняют просто потому, что он красивенький, но и начинают использовать — в личных переписках, в других чатах и т.д. Если вы создаете стикерпак для продвижения, сделайте его мемным или жизненным. Представьте, в каких ситуациях в разговоре вы бы отправили свои стикеры. Когда стикеры у вас заказывают — одна из ваших задач, как специалиста, выяснить цели и объяснить, что для виральности нужно с вероятностью 99% делать что-то смешное или хотя бы актуальное.
В ваших силах сделать себе прекрасную бесплатную рекламу — стикерпак это кейс ваших навыков как художника, иллюстратора или пикчера. Не забудьте добавить в него способ связи с вами. Это можно сделать двумя способами:
1. Стикер-копирайт. Создайте стикер с информацией об авторстве и контактах. Подобную штуку вы уже наверное видели, но на всякий случай вот вам мой стилезованный пример стикера-книжечки, который я делала для пака с синеволосой Ниной.
Плюсы: можно уточнить, что вы иллюстратор и у вас можно такое заказать; стикер всегда можно поменять, если ссылки сменились.
Минусы: этот стикер могут не заметить; чтобы с вами связаться, нужно вручную вбивать ник в поиск.
2. Отметка в названии. Прямо в название впишите ссылку на ваш профессиональный канал или личный профиль через @.
Если вы оставляете ссылку на личный профиль, убедитесь, что по описанию вас можно идентифицировать как специалиста или перейти из него в канал с информацией.
Плюсы: ссылка кликабельна и по ней могут перейти даже не специально, а из любопытства; можно создать неплохую воронку.
Нюансы: и названию, и ссылке лучше быть короткими.
Мой опыт — канал-визитка.
Я оставляю в стикерах ссылку на брендированный канал со всеми моими паками. Так, когда пак вирусится, пользователям интересно посмотреть и другие паки. Это бустит остальные работы и повышает шанс обратить внимание на информацию в закрепе. У меня в закрепе висит следующее:
Как узнать, завирусился ли стикерпак?
Введите команду /packstats в официальном боте и выберите интересующий вас набор. Статистика покажет сколько человек установили или удалили пак, а так же насколько активно его используют. Можно посмотреть статистику самых популярных стикеров и на основе этой информации создавать паки, более интересные аудитории.
Стикерпаки на заказ
Стикеры могут заказывать блогеры, компании, крупные каналы или чаты, а также просто люди для себя. Вы сами знаете, что это не всегда конкретный персонаж. Стикерпаки могут состоять из серии иллюстраций на тему, оформленных надписей или даже ребусов и других креативов.
Соответственно, ценообразование много от чего зависит. Вот что нужно будет учитывать в каждом заказе для формирования цены:
- Анализ аудитории: кто будет пользоваться стикерами, в каких обстоятельствах, какими должны быть стикеры, чтобы именно эти люди были в них заинтересованы?
- Разработка системы: в зависимости от типа набора это или разработка персонажа, или формирование общей задумки. По своей сути это мини-брендирование.
- Изучение контекста и создание для него уместных ситуаций/фраз/эмоций, которые будут изображать стикеры.
- Собственно сама отрисовка стикеров в нужном количестве
Сколько это в рублях?
Все мы знаем, что стоимость у разных специалистов может варьироваться с максимальным разбросом. Но, будем честны, многим часто нужен пример.
На данный момент в моём прайсе стикеры с персонажем в моём стиле (такие, как жабы, моль, белки) стоят в среднем 3-4 тысячи за стикер. Flat-стиль начинается от 1.2 тысячи, анимированный (как моти) от 5 тысяч. Стандартный пак на 24 стикера, таким образом, в сумме стоит от 30 тысяч рублей.
Вместо итогов
Для меня стикеры это способ порисовать в удовольствие и с пользой для личного бренда. Шаги, которые следует предпринять, чтобы заставить иллюстрации работать на вашу пользу, несложные, однако многие авторы о них забывают или не думают. Если у вас есть опыт создания стикерпаков, но вы не получили приятных бонусов от них, возможно:
- В паке только красота и ничего, что провоцировало бы использовать её в диалогах. Эстетика хорошо идет для печати, а вот юмор или эмоции — для мессенджеров
- Стикеров слишком мало, чтобы пользователь захотел добавлять ещё один пак в свою и так огромную коллекцию (я рекомендую рисовать от 16 стикеров)
- Вы редко пользуетесь ими в чатах, где много людей и не предлагаете в тематические каналы
- Возможно паком пользуются, но в нём нет никаких ссылок на ваши ресурсы.
Желаю успехов в распространении своего творчества!
Забегайте на канал. Здесь я пишу о дизайне, иллюстрациях и коммуникациях. Рассказываю о том, как развивать личный бренд с удовольствием и всегда рада неформальному нетворкингу среди специалистов в графике и не только.