ICU
ICU
6 мин. читать
1017 показов
356 открытий

Базовые сюжеты в сторителлинге

Сегодня практически все успешные маркетинговые стратегии опираются на принципы сторителлинга. Причина проста: истории работают. А хорошие истории работают и продают. Возникает вопрос: как компании выбирают истории? Почему они так эффективны? К каким аспектам истории люди оказываются наиболее восприимчивы? Оказывается, все дело в базовых сюжетах.

В 2004 году английский журналист и писатель Кристофер Букер выпустил книгу под названием «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории» (The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories). В ней он рассказывает о так называемых сюжетах-архетипах, объединяющих под собой практически все культурное наследие мира. «Какую бы историю вы ни рассказывали, она будет так или иначе принадлежать к одному из этих сюжетных сценариев» — убеждает читателя автор.

Все они знакомы человечеству еще со времен древних цивилизаций: теперь спустя века бренды с лихвой адаптируют их под свою философию и транслируют через них собственные ценности. Рассмотрим каждый из семи сюжетов подробнее.

Победить монстра

Классический сюжет, символизирующий собой вечное противостояние добра и зла. Герой сражается с ужасным чудовищем или темной силой и одерживает победу. Такой сюжет можно часто встретить в греческой мифологии, американских вестернах и популярных комиксах с супергероями.

В маркетинге победить «зло» герою всегда помогает бренд — он обладает невероятной силой, знаниями и способен найти выход из любой ситуации. На протяжении десятилетий «Туалетный утенок» исправно уничтожает микробы, а Orbit убивает кариес.

Apple использовал этот прием в своей рекламном ролике “Big Brother: 1984”. Увесистый камень был кинут в огород главного конкурента — главенствующей на рынке в то время IBM. Именно ее и подразумевали яблочные маркетологи под оруэлловским Большим братом.

Для чего подойдет: рассказать историю маленькой компании, противостоящей крупному конкуренту, основателя компании, которые сражается с личными или профессиональными демонами, или абстрактного борца с установленными порядками.

Из грязи в князи

Покинутый всеми герой претерпевает множество потерь и неудач, но одно невероятное событие переворачивает всю его жизнь. В отличие от предыдущего сюжета здесь нет самосовершенствования и роста героя в процессе испытаний и побед — радостные перемены происходят лишь волей судьбы, которая преподносит ему щедрый подарок. А порой может даже забрать этот самый подарок обратно: достаточно вспомнить старую-добрую сказку про «Золушку».

Примеры сюжета в литературе и кино — «Большие надежды» и «Дэвид Копперфильд» Диккенса, история знаменитого «Волка» с Уолл-Стрит и целый жанровый пласт комедий в стиле «Миллионера поневоле».

Среди мировых брендов этот сценарий удачно использовал Джонни Уокер — основатель одноименной марки знаменитого скотча. Образ простого шотландского парня, который внезапно получил сказочное наследство и стал знаменит, хорошо вписался в первые рекламные плакаты и объявления продукта.

Для чего подойдет: рассказать о важности учиться на своих ошибках и том, что порой даже в жестоком мире бизнеса случается чудо.

Квест

Герой отправляется в длительное и опасное путешествие, где его ждут приключения и всевозможные препятствия на пути к какой-то цели. Именно наличие цели отличает этот архетип от других. Примеры этого сюжета есть как в фольклорных сказаниях, так и современной литературе: вспомните древнегреческую «Илиаду» или странствия хоббитов во «Властелине колец».

В рекламе этот сюжет относится к ситуациям, когда человек (в данном случае потребитель) сталкивается с определенным челленджем. Это может быть любая бытовая проблема вроде накипи в стиральной машине или ужасного пятна от соуса, либо нечто более глобальное.

Отправляться в путешествие в прямом смысле вовсе необязательно. Решение проблемы может прийти в лице персонажа бренда — Мистера Пропера или родственника со спасительным моющим средством.

Для чего подойдет: рассказы о стартапах и предпринимателях, которые смогли справиться со сложностями на пути к успеху.

Путешествие туда и обратно

Главный герой отправляется в неизвестное место, встречает новых персонажей и преодолевает целую серию испытаний для того, чтобы вернуться домой. Найденные в ходе путешествия друзья, накопленный опыт и мудрость помогают справиться со всеми сложностями и найти обратный путь.

Самое название сюжета сразу же отсылает нас к истории Бильбо из повести Толкиена «Хоббит или туда и обратно», также в качестве примера отлично подходит гомеровская «Одиссея».

Путешествие в неизведанное всегда пробуждает любопытство у аудитории. Этот прием активно используется туроператорами и авиакомпаниями, которые рекламируют новый дивный мир и потрясающие открытия.

Для чего подойдет: рассказать о пользе нового опыта и о том, чему научилась компания или ее основатель в ходе своего символического «путешествия».

Комедия

Смех — самая сильная эмоция. Люди любят, чтобы их веселили и охотно делятся смешным контентом с другими. Юмор позволяет нам абстрагироваться от внешних проблем и расслабиться — в этом и заключается главная сила комедийного жанра. Кроме того комичное очень хорошо запоминается, и пресловутые анекдоты с бородой служат тому прямым подтверждением.

Однако успешных комедийных сюжетов в маркетинговых кампаниях не так и много. Рассмешить аудиторию — гораздо более сложная задача, чем вызвать ее слезы, раздражение или гнев.

Для чего подойдет: рассказать в ироничном ключе о трудностях компании в начале пути или даже слабых местах отрасли в целом.

Трагедия

Второй древнейший сюжет наряду с комедией основан на противоположной смеху эмоции — страхе.

Используя страх как инструмент воздействия, важно возбудить у аудитории чувство неизбежности катастрофы. Чаще всего этот сюжет лежит в основе социальной рекламы или продвижения компаний, работающих в области безопасности.

Бытует мнение, что использовать сюжет трагедии в продвижении «обычных» брендов не рекомендуется, так как грустный финал плохо продается. Однако популярность жанра хоррора и экстремальных развлечений у значительной части аудитории заставляют задуматься, что потенциал данного архетипа может быть раскрыт не до конца.

Для чего подойдет: рассказать о глобальных проблемах, искренне поделиться с аудиторией бренда переживаниями.

Возрождение

Эта сюжетная линия подходит для бизнеса, пережившего кризис репутации, экономический спад или другие события, которые могут символизировать собой образную смерть и воскрешение. Критическая ситуация может быть вызвана как внешними, так и внутренними факторами.

Бренд переживает процесс обновления и рассказывает в рекламном сообщении о начале своей новой жизни. Среди компаний, использующих эту сюжетную линию, General Motors и Lego, которые 10 лет назад столкнулись с банкротством.

Если возрождение — ваш маркетинговый лейтмотив, либо вы, либо ваши клиенты будут сильно идентифицироваться с борьбой за создание чего-то нового из устаревшего или забытого.

Для чего подойдет: для ребрендинга или рассказа о том, как компания пережила кризис.

Придумывать увлекательные и вместе с тем убедительные истории всегда непросто. Облегчает этот процесс то, что создавать абсолютно новый сюжет маркетологам и не приходится. Все они были придуманы еще много веков назад и уходят своими корнями в мифологию и фольклор разных народов. Задача специалистов — выбрать тот, что составит идеальную пару бренду или рекламной кампании, адаптировать и рассказать всему миру свою удивительную историю.

1017

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие