Любопытство занесло меня на платформу поиска заказчиков Профи
Многого я не ожидала. Хотелось поиграться с этим сайтом. Авось заказ придет. А заказов там и правда много. Но выбирать сложно. Стоимость заказа, тз и сроки надо уточнять в беседе. Есть заказы плохо оплачиваемые, есть странные заказчики. Было пару собеседников из заказчиков, которые неправильно оценили масштаб своего проекта. На пример хотели напечатать книги большим тиражом, но не оценили стоимость и сроки. Заказ отказной.
Одним из первых моих заказов было меню в кафе, которое висит на стене. В тз было 500 р указано. Договорились на 700 р за страницу. Страниц было 10 штук. Один день работы и не плохая оплата.
Потом было пару логотипов. Один заказчик пришел с наработками прошлых дизайнеров, которые его не устроили. С такими надо быть осторожней. Вдруг халявщик. Взяла предоплату и начала работу. Это была закусочная Дон-ХотДог. Заказ был принять сразу. Заказчик остался доволен.
Был логотип для школы английского языка. Работала я только по предоплате. Потом показала заказчице наброски логотипа. После обсуждения приступила к отрисовке. Сделала в цветном и черно-белом вариантах. Заказчик и я остались довольны.
Получилась взять заказ на квартальные календари. Крупная компания. Очень вежливое общение с заказчиком. Договорились заключать договор на срок оказания услуг. Сказано-сделано. Работа получилась красивой и быстрой.
Были и неудачи. Мне дали заказ из Питера. Тоже квартальный календарь. Работа шла по их тз. Вроде все хорошо на первом этапе согласования. После показа макетов директору со мной прекратили работу. Звучит драматично. Но не все так плохо. Директор озвучил совсем другое тз на дизайн и захотел дизайнера питерского (что бы очно говорить). У меня было тз на черный календарь, а сделали они кислотный с иллюстрациями. Обидно было что мой яркий вариант отмел промежуточный менеджер. Вот так бывает, к сожалению. Но мне заплатили за проделанную работу. Тут тоже был договор, кстати.
Парла-парла-ментер, переговоры!
Общение. Составление скриптов продажи и понимание, что скрипты очень гибкая штука. Я их пишу, редактирую, использую и обновляю каждые пару месяцев. Разные заказчики, разные правки. Необходима гибкость и очень много терпения. Так же появляются методики ведения переговоров и заполнения брифа.
Самое ценное на Профи это знакомства. Там можно зацепить крупные фирмы за визитку или бланк. После первого заказа с ними налаживается поток корпоративного дизайна и заключается годовой договор.
Очень важно понимание с кем общение идет: лицо принимающее решение, менеджер, тендерники или все-таки халявщики. Для этого мне нужно хотя бы услышать голос человека. Тогда картинка сразу складывается. В идеале встретиться лично. Я лучше считываю людей в офлайн.
Бывает, что нам с менеджером все нравится, а его директор не разделил наше представление о прекрасном. И это может быть проблемой. В идеале надо общаться с конечным потребителем. Но, когда имеешь дело с крупной фирмой, это не реально. Надо подстраиваться.
Вообще в дизайне очень нужна эмпатия и софт скилы. Мы больше общаемся с людьми, чем дизайнерим. «Есть же менеджер», скажете вы. Зачастую менеджер лишнее звено. Он не чует нюансов для дизайна и скупо собирает инфу. Так же не все менеджеры могут понять, что такое “веселый красный” и “плебейский дизайн”. Тут тонкие материи задействованы.
Первый месяц на Профи дал много контактов, и я начала путаться. Что же делать?
Сам себе менеджер
Сложно по началу отслеживать заказы. Какой из них в работе, какой на прогреве, где почти договорились. Я начала вести таблицу заказов в Excel. По началу вела еще графу «стоимость отклика». Мне было важно понять сколько я плачу Профи за отклики на заказы. Если это не контролировать, то может показаться, что прибыль уходит на новые отклики. У меня статистика шла в мой плюс.
Документы
Самозанятость открывает доступ к крупным компаниям. Можно сотрудничать с концернами и фабриками. Я заключаю договора. А это заполнение закрывающих документов. А также это походы на почту для отправки и получения документов. Вообще возможность работать по договору очень помогает в работе.
Пришлось разбираться в актах, счетах, приложениях, актах-сверки и тд. Я завела себе типовой договор. Но все равно прошу у фирм их шаблон. Сверяю и правлю. Потом подписываем. Есть договоры на срок оказания услуги, на год, на пару лет, бессрочный. У самозанятых договор похож на ГПХ (договор гражданско-правового характера). Что бы не обвинили в мошенничестве, мол работаю как по трудовому договору, надо иметь несколько договоров и разные оплаты в личном налоговом кабинете.
При большом потоке документов вроде можно это делегировать. Но сейчас я учусь этому сама. Интересно же. Да и документов не много пока что.
И тут до меня дошло, что я стала фрилансером и бизнесвумен.
О как, неожиданно.
Работаю ли я сейчас на Профи?
За год поиска заказчиков на Профи я сколотила хорошую клиентскую базу. Пошло сарафанное радио и заказчики приходят уже по ней. Долго сидеть на сервисе я не смогла. Сложно обрабатывать хаотичный поток разношерстной клиентуры.
Сейчас я не беру заказы с Профи.
Но как платформу для работы советую.
Был ли у вас опыт работы на платформе? Что скажите?