Алла Лопаткова
Алла Лопаткова
9 мин. читать
2720 показов
992 открытия

Product vs Agency.Final fight!

Привет, я Алла и я уже больше 6 лет работаю дизайнером. На моем пути было много интересного. Я работала как в корпе, так и в студиях.
Без долгих прелюдий перейду к главному – моим мыслям.

В чём различия

Чтобы работать в продуктовой компании, вы должны всем сердцем любить свой продукт. Чтобы работать в агентстве, придется полюбить процесс.

Продукт — это как любимый ребёнок. Ты растишь его, любишь, желаешь ему счастья.
Меньше динамики, задачи разной сложности, размазанные сроки, вся разработка и заказчик внутри проекта.

Агентство — это как рожать детей каждый месяц, иногда мёртвых.
Быстро, динамично, разные заказчики, похожие по специфике проекты,
чаще всего разработка на аутсорсе.

Продукт

О чем это?

Заказчиком в продукте выступает продакт – он представляет интересы бизнеса. Вместе с дизайнером продакт продумывает стратегию развития продукта, приносит свои «хотелки» и«хотелки» пользователей.

Работа базово строится по бэклогу, в котором указывается все потенциальные фичи, которые должны быть реализованы командой за N времени. Часто бывает, что приоритеты меняются очень быстро.
Что-то из беклога отваливается, а что-то выходит на передний план.

Процессы:

Процессы строятся по-разному в каждой команде, но общий флоу довольно схож и может состоять из:

  1. Продакт приносит хотелку. Она может быть продиктована стратегией, потребностями пользователей или результатами UX исследования.
  2. Аналитик пишет тз к задаче
  3. Команда верхнеуровнево груммит задачу
  4. Дизайнер рисует схему на остновании тз (CJM, User-flow, Mind map)
  5. Дизайнер делает дизайн
  6. Проводит ревью с командой
  7. Вносит правки
  8. Отдаёт в разработку
  9. Контролирует процесс разработки
  10. Фича отдаётся в тест
  11. Фича выкатывается пользователям
  12. Пользователи нас ненавидят! (шутка)

В зависимости от того, как устроены процессы в команде, появляется этап UX исследований. Фича может проверяться после того, как её выкатили, что помогает понять насколько хорошо дизайнер справился со своей работой и были ли закрыты потребности пользователей.

Помимо этого исследования проводятся до создания большой фичи, чтобы, опять же, узнать потребности пользователей, их боль и закрыть это самым оптимальным для бизнеса способом.

Дедлайны:

Поскольку заказчик от бизнеса, и чаще всего он внутри проекта или где-то рядом, то дедлайны очень сильно размазываются. На этапе грумминга, команда оценивает сколько кому понадобится времени. Бывает такое, что разработка не может оценить финальное время работы до получения дизайна, если такая фича еще не выкатывалась. Но примерную оценку, формата, нам нужно два спринта, получить можно. Такой грумминг нужен, чтобы правильно распределить ресурсы команды.

Дизайнер, в нашем случае лид, сам выставляет себе сроки, помогает оценить сроки джунам или мидлам исходя из скорости их работы. Проводит контроль работы над дизайном, занимается обучением джунов и прочей менеджерской работой.

Команда:

В МТС в моей команде было 19 человек, а в Tinkoff уже больше 30.
Примерный список ребят с которыми придется делить утренние, да и не только, синки:

  • Back dev
  • Front dev
  • IOS dev
  • Android dev
  • Аналитик
  • Дизайн
  • Ресерчер
  • Копирайтер
  • QA
  • Менеджер проекта
  • Продакт

В целом, все команды строятся по одинаковому принципу, различается только количество людей по каждому направлению и их экспертиза. Обычно в командах есть лиды, которые ведут направление, мидл и джун. Иногда бывает так, что экспертиза в команде распределяется не совсем равномерно. На некторых направлениях могут отсутствовать лиды или наоборот, команда может быть очень сильной и работать быстрее других.

Дизайнеру приходится взаимодействовать со всеми членами команды, контролировать, помогать, править, ругаться и любить их всем сердцем.

В целом это очень крутой опыт в плане взаимодействия между людьми и прокачки софт скиллов. Приходится учиться общаться, договариваться, решать конфликты или уговаривать кого-нибудь из команды сделать свою работу хорошо.

Помимо этого дизайнеру нужно знать, как работает продукт, какие есть ограничения у разработки, понимать скилловость команды, чтоб не делать реализацию фичи, которая может оказаться им не «по зубам» или занять слишком много времени.

Очень важно тесно общаться с продактом, понимать цели бизнеса и куда вы в конечном итоге идете. Реализация одной фичи, может как снежный ком захватывать другие и очень важно понимать, где в итоге окажется продукт.

Очень часто получается так, что работа дизайнера распределяется не равномерно. Мне приходилось закрывать три направления разработки. WEB, IOS, Android. Иногда случались моменты, что из-за нагрузки на дизайнера, одна из команд разработки сидела без работы. На этот момент всегда есть тех.долг из которого можно достать задачи, полечить баги и дать разработке работу.

Помимо этого продукт даёт вам шанс на ошибку. Если вы сделали, что-то не так или ваш дизайн недостаточно хорош, то у вас будет возможность это доработать и изменить. По голове вас, конечно, не погладят, но шанс исправить ошибку вам обязательно дадут.

Ну и самое главное, скорее всего, вы никогда не закончите свой проект. В лучшем случае он будет развиваться и жить вечно. В худшем его просто закроют, а вас отправят на другой. 

Плюсы:

  • Заказчик внутри команды
  • Нет жестких дедлайнов
  • Есть шанс на ошибку
  • Своя команда разработки
  • Возможность долго развивать продукт

Минусы:

  • Заказчик внутри команды
  • Нет жестких дедлайнов
  • Задачи неравномерной сложности
  • Работа с одной командой
  • Усталость от одного проекта

Агентство

О чем это?

Если продукт - это один любимый ребёнок, то агентство это уже группа детского сада. Дети не твои, но ты их растишь, несешь за них ответственность, а через год они переходят в группу постарше.

В агентстве больше динамики, работа идет быстрее, есть возможности прокачать свой скилл в определенном направлении.

Процессы и дедлайны:

Процессы в агентстве должны быть оптимальней, чем в продукте. Каждый час агентства — это деньги. Еще один момент, у агентств всегда есть дедлайн к которому нужно сдать проект, четкие сроки на которые договариваются с клиентом. Поэтому очень важно уметь правильно оценивать свои силы, правильно общаться со своим менеджером. Если продукт может себе позволить размазать сроки во времени, то в агентстве такой роскоши нет.

Тут важна грамотная работа всей команды. Дизайнеры должны правильно оценивать свое время, менеджеры должны уметь отстоять это время перед клиентом. Бывают истории, что попав в агентство, дизайнер начинает сильно перерабатывать, чтобы уложиться в поставленные клиентом сроки. Это плохо. Это ошибка всей команды, которая ведет к выгоранию и текучке кадров.

Иногда агентства специализируются на каком-то определенном направлении. Например, я работала в агентстве основной специализацией которого был финтех. Банки, банки, много банков.

Дизайн в агентстве это уникальная единица, которая делается индивидуально под каждого клиента. Если в продукте вы работаете в дизайн-системе проекта, то в агентстве каждый проект это что-то новое. Звучит классно, ведь есть возможность прокачивать свою креативную жилку и постоянно пробовать новое, но есть и минусы. Постоянное творчество изматывает, идеи заканчиваются, стилистические решения могут начать повторяться.

В конечном счете вам может стать скучно от повторяющихся задач, можно упереться в потолок сложности проектов или устать от постоянного творчества.

Клиенты постоянно меняются, приходится искать подход к новому человеку, учиться выстраивать с ним работу. Как я уже говорила, проект может жить месяц, а может жить год. Хорошо если клиентам нравится ваша работа и они остаются с вами надолго. Тут все просто. Люди знакомые, вы знаете их особенности, процессы налажены.

Но может быть ситуация, когда клиенты будут меняться каждые пару месяцев, не оставаясь надолго. Тогда, каждый раз, придется учиться коммуницировать с ними заново.

У каждого агентства свои процессы, но общий флоу схож.

  1. Агентство получает «хотелку» клиента
  2. Обрабатывает её
  3. Делает оценку
  4. Предлагает концепцию
  5. Бьет по рукам
  6. Работает над проектом
  7. Передает в разработку
  8. Тестирует
  9. Отдает проект клиенту

В зависимости от специализации агентства, могут добавляться дополнительные услуги к проекту.

В зависимости от сложности проекта его жизненный путь может быть от месяца до года.

А дальше он либо умирает, либо уходит в самостоятельную жизнь.

Сроки четко обговорены, просраный дедлайн может вылиться для агентства штрафами или битьем палкой по голой попе.

Команда:

Как я уже говорила, в зависимости от специализации агентства, оно предоставляет разные услуги. Если рассматривать небольшую дизайн-студию, то отдел дизайна будет состоять из артдира, дизайнеров, ну и хорошо если еще из исследователя.

Бывают моменты, когда дизайнеру приходится учиться рисовать иллюстрации, делать моушн, ретушировать фотки, монтировать видео, ну и вообще делать все что в него кинут.

Разработка чаще всего на аутсорсе или на стороне клиента, не всегда есть возможность на нее повлиять. Выпить пива и потрещать за «ты меня уважаешь».

Конечный дизайн очень сильно зависит от клиента и его возможностей. Изначальная концепция может не зайти или оказаться слишком дорогой, клиент может урезать бюджет или топнув ногой сказать, что ему надо вот так, а не иначе.
Очень многое зависит от бюджета. От бюджета на дизайн и разработку. Ваша креативная идея может разбиться о вкус клиента, возможности разработки и сроки реализации.

Плюсы:

  • Динамичная работа
  • Возможность креативить
  • Возможность быстро прокачать скиллы
  • Не успеваешь привязаться к проекту
  • Быстро развивается гибкость

Минусы:

  • Заказчик на стороне
  • Жесткие сроки
  • Нет шанса на ошибку
  • Постоянно меняющиеся клиенты
  • Возможность быстро выгореть

Выводы

В агентствах больше динамики, не успеваешь привязаться к проекту, больше движухи, веселья, но есть четкие сроки и обязательства перед заказчиком.

Больше возможности всесторонней прокачки скиллов, т.к проекты всегда разные и со своими особенностями, может появиться необходимость качать дополнительные скиллы.

Встречаются подводные камни в виде разработки на которую иногда сложно повлиять.

Придется много общаться с людьми и учиться выстраивать с ними отношения.

В продукте год может идти за два. Нужно глубокое понимание продукта, привязанность к нему, ведь очень сложно долгое время делать то, что тебе не по душе. Стабильная и родная разработка с которой, возможно, приятно работать.

Есть возможность работать в тесной связке с продактом и влиять на развитие и жизнь проекта. Придется много общаться с командой, учиться с ними договариваться и правильно выстраивать процессы.

Куда лучше пойти? Это решать только вам. У медали две стороны, и в продукте, и в агентстве есть свои плюсы/минусы. По своему опыту могу сказать, что работать классно и там и там.

На старте карьеры, как мне кажется, лучше идти в агентство. Оно поможет быстрее и разносторонне прокачать скиллы. Через какое-то время, можно попробовать поработать в продукте и узнать другую сторону. А там уже решить, что вам больше подходит.

П.С

На разных этапах своей карьеры я работала в корпе-продукте, да и в студиях. Каждый раз уходя из одного в другое говорила, что никогда больше не вернусь. Но каждый раз возвращалась.

2720
1

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

  • Новые
  • Старые
  • Популярные

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие