Никита Нова
Никита Нова
7 мин. читать
1871 показ
475 открытий

Я попала на Триеннале Плаката в Европе. Как сделать так же?

Я  Никита Нова, арт-директор, свободный художник и жук-самодур.

В октябре 2022 мой плакат попал на 11 Международную Триеннале Плаката в Европе. Весной 2022 три мои книги попали на две типографические выставки в Питере. Осенью 2021 три моих плаката попали на выставку «100 лучших плакатов HSE Art and Design School».

В этой статье я хочу поделиться опытом и практическими советами для тех, кто хочет так же.

Моя история

В середине первого курса куратор отправил нам опен-колл на 11 Международную Триеннале Плаката в Трнаве, Словакия. Впереди было 4 месяца, чтобы спокойно делать новые работы. Но в тот же вечер я отправила 5 своих старых плакатов, руководствуясь правилом «сейчас или никогда». 

Через пару дней я забыла об этом. А ещё через месяц поменяла почту и больше не пользовалась тем ящиком.

В октябре 2022 мне зачем-то понадобилось проверить старую почту, и я нашла письмо от той галереи. Они приглашали меня принять участие в выставке. Вау!

Сбор плакатов подходил к концу. У меня было 14 дней, включая 4 выходных, за которые нужно было напечатать плакат размера А0 и каким-то раком телепортировать его в Европу. А за окном СВО. Включаем смекалочку и находим типографию в соседнем от галереи доме, заказываем печать у них. Просим организатора забрать мой плакат, как чистокровный наглый русский. 

В итоге план удался: плакат красуется на выставке, а я свечусь от счастья в общаге (тогда у меня не было денег на съёмную квартиру).

Возможно, моя история покажется кому-то везением, счастьем и удачей  я не буду вас отговаривать. Продолжайте оправдывать своё безделие. А для всех остальных  советы, как сделать так же. Начнём с развенчания популярных стереотипов о выставках.

4 мифа, которые я предлагаю забыть

Первый миф: попасть на выставку можно только по приглашению, знакомству, благодаря своему Большому Имени. Или если вы в дизайне минимум 50 лет.

Правда: на выставки попадают дизайнеры любого уровня, любых навыков, любых национальностей, из любой географии. Помните: в новичках есть уникальная юркость и неугомонность. Иногда опытные дизайнеры ведут себя более инертно и спокойно, а пока в вас горит огонь — используйте его!

Второй миф: есть выставки, на которые сложно попасть, где не проводят опен-коллы и туда попадают по почётным приглашениям с Золотым Тиснением.

Правда: да, такие есть. Больше не надо об этом думать, это никак не уменьшает ваших возможностей.

Третий миф: для участия в выставке обязательно присутствовать на ней.

Правда: глобализация открыла нам доступ к любому уголку мира. Чаще всего правила не регламентируют ваше нахождение на месте, вы можете попасть на международные выставки не выходя из комнаты.

Четвёртый миф: для выставок нужны определённые работы: только картины или плакаты.

Правда: сейчас существуют выставки любых форм дизайна: стулья, логотипы, текстиль и прочее. Да, иногда нужно создавать работы индивидуально под выставку, но выбор остаётся за вами. Можно не участвовать в таких мероприятиях.

Какие бывают опен-коллы

Тематические или свободные. Этот критерий влияет на то, какую работу вы будете отправлять. Совсем свободных опен-колов не бывает  вас в любом случае ограничат либо годом создания работы, либо статусом «студент онли», «агентство онли». Но есть опен-коллы, приуроченные к разным мероприятиям, событиям, фестивалям. Тогда появляется тема работы. Например: «Опен-колл плакатов про спасение лягушек». На такую выставку не получится отправить старую работу, нужно будет создать новую.

Платные или бесплатные. Тут всё логично: будет ваша заявка стоить денег или нет.

Студенческие или рабочие. И тут лучше никого не обманывать. Чаще всего призовой фонд у категории «ворк» выше, поэтому появляется соблазн отправить свой студенческий плакат туда и срубить денежек. Не делайте так. Вы не сможете подтвердить реализованность работы, потеряете доверие и репутацию. Поступайте честно.

Стрёмные или почётные. Этот критерий относительный и зависит от вашего внутреннего компаса. Я считаю, есть два основных полюса, и каждый человек выбирает по себе. Первый: «Плевать куда — буду везде! Моральные границы для сосунков.». Второй: «Вот у них тут 3 из 20 пунктов манифеста не соотносятся с моим внутренним мироощущением, пук… я думаю, это недопустимо… поэтому ещё поищу подходящее место для своих работ».

Подарок с небес. Иногда появляются опен-коллы, которые напоминают тендеры: конкретный человек или институция публикуют задание на дизайн чего-то определённого. Из всех заявок выбирают что-то красивое и автор реализует свою штуку на ресурсы организаторов. Например, однажды я нашла опен-колл для уличных художников. Нужно было создать мурал под определённую стену, приехать в Лос-Анджелес и нарисовать его за счёт организаторов.

Как попасть на выставку: пошаговая инструкция

План действий лучше корректировать под каждое мероприятие, я не даю универсальных советов. Я говорю, как можно сделать, а дальше вы сами решайте.

1. Поиск. Волшебные слова

Факт обо мне: я пишу запросы в Яндексе как ту́пик (это птичка, созвучная с одним человеческим качеством). «Блины рецепт быстро текст ингредиенты» — скорее всего, я стою в молочном отделе магазина и думаю: нужно ли молоко для блинов?

Когда нужно найти что-то углубленное и немножко спрятанное от чужих глаз, приходится быть хитрее. Можно начать с «опен-коллы для дизайнеров 2023 год». Однако проще свалиться в простое промто-написание и открывать все ссылки подряд.

Волшебные слова: дизайн, дизайнер, опен-колл, выставка, набор, приём работ, конкурс, участие. И так на всех доступных вам языках. Комбинируйте. Удаляйте. Ищите. За вас это никто не сделает.

«Но ведь есть каналы с подборками!» Нет. Разносторонних, активных, полезных я не встречала. Если знаете  делитесь. Всё, что я видела — переписывание 3 верхних строчек поисковика. А наш Лос-Анджелес прячется на 15 :)

2. Терпение, терпение, терпение

Минута противоречия. Организаторы, которые ищут дизайнеров для своих выставок, редко запариваются над сайтами. Чаще всего они сложные, нечитаемые, непонятные. Просто наберитесь терпения и приложите усилие разобраться в них.

3. Вниамтельно читаем

Настолько внимательно, чтобы даже опечатку в этом заголовке заметить.

Делайте то, что просят. Не делайте то, чего не просят. Я думаю, вы уже побеждаете чуть больше остальных, если всё сделали по правилам. Если требования странные, это, конечно, можно уточнить, но скорее всего это  просто странные требования. За ними точно есть практическая польза, они придуманы не просто так. А значит, саботировать тут нечего.

4. Погрузитесь в контекст

Выставка  про швейцарскую спокойную вёрстку? Или про диджитал-панк? Не тратье время на то, что явно не ваше, ведь мы нацелены попадать на выставки всю жизнь, а не баловаться этим пару месяцев. Сохраните силы, чтобы применить их там, где будет нужно. 

Сыграйте с собой в такую игру: представьте, что у вас есть возможность попасть всего на 10 выставок в год. 10 жетончиков, которые сгорят 31 декабря. Нужно найти тот баланс, в котором вы, с одной стороны, потратите все жетончики (а может немного возьмёте в кредит), а с другой  не накопите их (всё равно сгорят). После этого начинайте планомерно рассчитывать свои ресурсы.

5. Делаем работу

Берём и делаем.

6. Забываем про заявку и возвращаемся к спокойной жизни

Вам не ответят, откажут, проигнорят, письмо упадёт в спам, работа не понравится.

«Но я же так много усилий приложил!» Да. Это норм. Это жизнь.

Если вы понимаете: зачем вы это делаете, у вас не будет вопросов «как найти время? как сделать? как отправить? как пукнуть?». Я думаю, одно попадание на выставку окупает девять отказов. Механика похожа на поиск работы.

Чем сильнее вы научитесь входить в контекст каждого отдельного опен-колла, тем меньше выстрелов будет вхолостую. Погружаться в контекст — отдельный навык, которому можно научится. Это магия — понять, что от вас хотят, найти баланс с тем, что хотите вы, а ещё и реализовать эту штуку.

Но это очевидные советы!

Да, потому что главное — усилие. Никакими разговорами о том, как попасть на выставку, не попасть на выставку. Так что верхнюю часть статьи можно было не читать. Она нужна для того, чтобы вы погрузились в контекст и подумали: «Всё просто! Я тоже так могу».

Нет ничего секретного и заумного в выставках. Желаю рвения и усилий!

Эту статью отредактировала Маша Асанкина. Вы тоже можете обратиться к ней за редактурой и корректурой ваших текстов! Пишите в тг @ruedeskin.

1871

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие