Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
А может, не такой бессмысленный?
С чего всё началось
Световое обозначение трамваев появилось в 1908 году, через год после запуска первого питерского состава. Это – гениальное решение минимум по трём причинам:
- Миграция населения. В город начинают приезжать крестьяне, которые кроме стога сена ничего не видели, кроме кобылы ни на чём не ездили. Очевидно, им легче ориентироваться по цветам, чем по цифрам.
- Особенности транспорта. Загадка: сколько в XX веке нужно людей, чтобы управлять трамваем? Ответ: минимум два. Один — шофёр внутри состава, второй — стрелочник на распутье. Красный и зелёный сигнал издалека сложнее перепутать, чем цифры 6 и 8. А значит, стрелочник успеет среагировать и переключить рельсы на нужный путь.
- Специфика ландшафта. Если упростить карту Питера до схемы, можно заметить, что он состоит из длинных прямых отрезков с пересечениями под прямым углом. С остановки на Невском можно увидеть трамвай, который отходит от Эрмитажа или поворачивает на Литейный. Прямому расположению улиц помогает ещё и плоский рельеф города. Эти факторы собираются в одного пауэр-рейнджера с супер силой «Безупречная видимость».
Раньше и билеты продавали разных цветов, это ещё больше помогало формированию ассоциаций у пассажиров. Кажется, у вас слишком банальное и шаблонное восприятие, раз вами можно так просто манипулировать двумя лампочками и цветными билетиками?
Не расстраивайтесь, а радуйтесь! Позвольте дизайнерам расширить зону ваших бессознательных решений, чтобы оставить больше сознательного ресурса на важные проблемы.
При чём тут поэт
Я, кстати, не просто так цитирую Блока: в текстах футуриста можно найти его трамвайный маршрут по городу:
Декабристов, 57 — дом Александра Александровича, здесь он написал поэму «Двенадцать». Видим жёлтый и синий цвета трамвая — садимся, мчим до пл.Ленина. Ищем зелёный и белый – выходим на Озерках. Кстати, считается, что именно в прокуренном зале ресторана станции «Озерки» Блок придумал (или встретил?) ту самую Незнакомку из стихотворения.
Теперь – на природу. В 1920-м открылось движение трамваев до посёлка Стрельна – туда Блок в последние годы гонял купаться и гулять на свежем воздухе.
Кругом — снега, трамваи, зданья,
А впереди — огни и мрак.
Эволюция световой навигации
«Огни» не всегда были «огнями»: сначала на их месте было два раскрашенных треугольника. Потом их заменили цветными линзами, а «упрощённые» вагоны новых типов не предусматривали место под линзы вовсе.
В 70-х горожане стали все чаще просить городское управление вернуть сотням трамваев маршрутные огни.
А уже к 80-м годам у двух тысяч вагонов использовали большие пластины цветного тонкого стекла, однако это вызвало трудности в обслуживании. Удивитесь ли вы, если я скажу, что тонкое стекло часто бьётся, а изготовление нового стоит дорого? А «дорого» умножить на «часто» получается вообще крах экономики. Поэтому такие трамваи чаще стояли в депо, нежели ездили по улицам Петербурга.
Потом кризис 90-х окончательно добил желание задизайнить городское пространство бессознательно удобным, на цветные стёкла и покраску вагонов денег не хватало. От идеи отказались, а трамваи ездили в том виде, в котором остались после экспериментов 80-х. На их производство старались тратить как можно меньше бюджета, а стёкла убрали.
Позже, когда кризис сошёл на нет, появилась возможность использовать не тонкое цветное стекло, а обычное оконное, на которое наклеивалась цветная плёнка. Менять плёнку на стеклах – всё ещё гемор.
Пришли нулевые: зачем мучаться с крашенным или обклееным стеклом, неужели не придумать что-то лучше? Лампочка? Фонарь? Вокруг одни идиоты и светодиоды! На новых вагонах петербургского производства огни набираются из светодиодов – это позволяет менять сочетание цветов, если вагон переключают на другой маршрут. Больше не нужно менять и натирать стёклышки, достаточно включить огоньки и пользоваться!
Для обозначения используется пять основных цветов: белый, жёлтый, зелёный, красный и синий. С их помощью можно добиться 25-ти уникальных сочетаний.
Значение имеет не только сочетание огней, но и их порядок. Этого достаточно, чтобы маршруты с одинаковыми огнями не пересекались – их просто ставят в разные части города.
Результат прогресса – наше свободное время
Сейчас сложно себе представить, но ещё несколько десятилетий назад основную функцию метро выполнял трамвай. Ленинградцы заслуженно называли его «второе метро», а город – «трамвайная столица мира». Питер создан для трамваев, помните про рельеф и устройство улиц?
Градация цвета на питерских трамваях — это косточка большого кита удобства. Каждая косточка создаёт для нас мир, в котором комфортно разгружать свой мозг и переводить некоторые процессы в бессознательное. Включать автопилот и тратить время на счастье, людей вокруг, созерцание и работу, а не запоминать цифры, которых и без трамваев много. Кажется, что табло на трамваях и решение проблем — не связанные вещи? Это правда.
Одними светодиодами не решить наши проблемы. Но теперь, когда мы едем домой, рука уже нашла проездной, пока мы думали, что приготовить на ужин. Мы автоматически зашли в трамвай, пока думали, что подарить другу.
У нас остались наши проблемы, но теперь у нас есть на 15 секунд больше, чтобы придумать для них решение. Эти секунды суммируются, в день набираются десятки минут, а на что их потратить – решать вам.
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Эту статью отредактировала Маша Асанкина. Вы тоже можете обратиться к ней за редактурой и корректурой ваших текстов! Пишите в тг @ruedeskin.