DSGNERS!
DSGNERS!
7 мин. читать
3673 показа
2355 открытий

Как Баухаус повлиял на представителей известных дизайн-студий: 8 личных историй

Сегодня исполняется 105 лет со дня основания одного из самых заметных и влиятельных явлений в дизайне 20 века, да и в дизайне вообще — школы Баухаус. В честь этого события мы решили спросить у представителей известных дизайн-студий как на них повлиял Баухаус, чтобы отследить, как идеи основателя школы Вальтера Гропиуса до сих пор имеют вес в профессиональном дизайн-сообществе.

Личными историями поделились дизайнеры из беты, CreativePeople, SETTERS, AGIMA, aic, ONY, Nimax, makelove agency.


Влад Голохвастов

Ведущий дизайнер беты

Думаю, Баухаус повлиял на всех — просто не каждый ощущает это влияние напрямую. Мы каждый день видим модерновую архитектуру, решения в которой продиктованы идеологией этого течения. Меня вдохновляет разноплановость — можно делать все строго и симметрично, по правилам и законам, но можно и наоборот. «В этом мире сеток я должен сделать что-то сетчатое» или «Я должен нарушить сетчатость этого мира».

Еще, конечно, Баухауз смог канонизировать форму обучения дизайну с помощью простых фигур. И хотя с каждым новым витком в трансформации искусства люди разрушают существующие направления, освоение дизайна начинается с круга, треугольника, точки и так далее.

Анастасия Чеснокова

Старший диджитал дизайнер CreativePeople

Мое изучение дизайна началось с классического дизайнерского образования, которое считаю своей базой. И в первом семестре мне удалось погрузиться в любопытный курс по Композиции, основанный на форкурсе Баухауса. Заинтересованным рекомендую познакомиться с этой темой подробнее в книге «Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе» от Иоханнеса Иттена. Через упражнения из этой книги мне удалось лучше чувствовать образы, играть с контрастами и ритмом.

Кроме того, Иттен известен своей работой в области цвета, что стало для меня неотъемлемой частью изучения курса по Цветоведению. Я считаю, что цветовой круг Иттена — это настоящий must-have для каждого начинающего дизайнера или художника. Это удобный инструмент, который помогает разбираться в цветовых контрастах и создавать гармонию. В книге Иттена «Искусство цвета» я нашла множество интересных теорий и явлений, включая такие, как симультанный контраст, которые оказались полезными как в живописи, так и в дизайне.

Я также увлечённо изучаю историю Баухауса и его влияние на современный дизайн. В прошлом году была впечатлена историей Дёрты Хельм в сериале «Баухаус — новая эра», в котором хорошо раскрыта женская фигура в творческой атмосфере школы — её путь от академического иллюстратора детских книг к экспериментатору с формами и материалами. Дух школы на продолжении всего сериала вдохновляет!

Если смотреть общим планом, то я переняла от Баухауса принцип минимализма: уход от декоративности и украшательства в сторону функциональности и простоты. А ещё, мечтаю как-нибудь в будущем съездить в Школу в Дессау, чтобы полностью погрузиться в атмосферу того места, где рождалась новая эпоха в дизайне.

Яна Шевченко

Руководитель отдела дизайна SETTERS

В начале моего пути в графическом дизайне правил швейцарский стиль с его безупречной структурой и минимализмом, мощным и сдержанным — именно благодаря этому стилю я научилась строить чистые композиции. 

Но затем в карьере случилась точка перехода — проект, связанный с архитектурой и модернизмом, открыл мне Баухаус. От швейцарской точности я перешла к баухаусовской универсальности, где функция и форма в равной степени определяют красоту. 

Баухаус не просто показал мне новую эстетику, он изменил подход к творчеству. Мои работы стали отражением баухаусовской идеологии: четкие линии, смелые цветовые блоки и геометрические формы, а также спонтанность, разбавленная систематизированным «хаосом». 

Сейчас я везде вижу отголоски баухауса: от бытовых предметов, как табурет из ИКЕИ (Stool 60), и до масштабных архитектурных проектов. Именно Баухаус помог мне понять: великий дизайн не всегда кричит о себе, красота и функциональность должны быть сбалансированы.

Федор Ноздрин

Креативный директор AGIMA

Ле Корбюзье — величайший архитектор-модернист. Хоть он и никогда не был среди преподавателей Баухауса, но его работы оказали огромное влияние на основателей и учеников школы.

«Пять отправных точек архитектуры» или же пять принципов современной архитектуры, нашли отражение и в философии Баухауса, и в проектах его учителей Вальтера Гропиуса, Мис ван дер Роэ и других.



Ле Корбюзье повлиял так же и на стиль советской застройки, железобетонные панели, плоские крыши, отсутствующий декор — все это отголоски его архитектурных догм. Ходят слухи, что потолок высотой 2 метра 28 сантиметров, минимально необходимый человеку предложил именно он. Современный человек может любить или ненавидеть советские панели (скорее конечно же второе), но однозначно такой принцип застройки и облик домов влиял и влияет на мировоззрение человека. 

Как именно — думаю каждый может решить для себя, вопрос довольно интересный.

Максим Костенко

Ведущий дизайнер aic

Про Баухаус я впервые услышал на 1 курсе архитектурного факультета, когда нам показывали страной притягательности предметы интерьера и малые формы. Казалось, что я видел что-то подобное 100 раз, но, как говорят, «поздравляем, вы долистали до оригинала». Мы посвятили большой образовательный блок этой школе, вдохновились, что-то поделали в той «стилистике», попробовали разобрать принципы, да и все. А уже после университета, попробовав создать свое дело и новый продукт, я осознал чуткость, прогрессивность и своевременность такого явления, как Баухауз. Попробуйте представить себя на стыке веков, имея за плечами сотни лет проектирования и производства, миропредставления, традиций, образа жизни, и все это стремительно меняется. Настолько быстро, что человек не успевает за этим, он еще живите прошлым, которое в новых реалиях просто не жизнеспособно. И вот, в этот стремительный век технологического прогресса появляются те, кто смог сформулировать и показать: что и как мы будем создавать, чем пользоваться и где будем жить. И, пожалуй, главным новатором и примером для меня был Мис ван дер Роэ: выразительный минимализм, громкая тишина, свобода, в пределах железобетонного каркаса. На контрасте смыслов родились шедевры, и его легендарная фраза «less is more» для меня стала главным принципом работы: создавать простые, но выразительные решения, или «make it simple, but awesome». 

Эмиль Исхаков

Арт-директор ONY

Баухауз с его мультидисциплинарным подходом сильно повлиял на наш дизайн. Изначально Баухаус объединил архитектурное, скульптурное и художественное мышление в мультидисциплинарной философии. Мы расширили это мультидисциплинарным подходом, включив типографику, CGI, генеративный, саунд и диджитал дизайн. Таким образом, мы являемся в некотором роде продолжателями Баухауса, создавая новые опыты для брендов через эксперименты с разнообразными медиумами и пробуя новые выразительные средства.

Павел Конюков

Арт-директор Nimax Brands

Баухаус собрал в одном месте ключевые идеи модернистской мысли и стал важной точкой в переходе от традиционного общества в индустриальному с точки зрения дизайна. Тенденции отразились в отказе от порочного украшательства , упрощении дизайна, эстетике лаконичности, понятности и рациональной функциональности.

Влияние на дизайн было колоссальное, актуальное и в нашем постиндустриальном мире. Не могло оно обойти и меня. Я пережил похожее переосмысление.

Если вспомнить про мой личный онтогенез, то еще будучи личинкой дизайнера, я мало что понимал в профессии, например, часами мог крутить неподатливые бессмысленные виньетки на макете. Знакомство с модернистскими принципами Баухауса (и особенно — их структурными последователями из швейцарской школы) стало для меня важной точкой переосмысления своей работы, своеобразной метаморфозой. Если продолжать метафору личинки, я превратился в быструю, осознанную и системную пчелу (так как сравнение с бабочкой тут не совсем подходит).

Даша Иванова

Дизайнер makelove agency

Возможно, прозвучит очень пафосно, но правда, будто бы именно «Баухаус» сформировал меня такой, какая я есть. Начиная от моего понимания, что такое красиво, заканчивая любовью к модернистской архитектуре и восхищением ручками Muji.

Я работаю графическим дизайнером, но училась на архитектуре, и знакомство с «Баухасом» случилось перед поступлением во время подготовки к экзамену по рисунку. Репетитор дал книгу «Искусство формы» Йоханнеса Иттена, и это был какой-то поворотный для меня момент, что неужели простые формы могут быть такими красивыми?

Сама учёба на архитектуре во многом наследует учебный процесс «Баухауса». И кроме этого, как все приличные архитектурные студенты мы, естественно, фанатели от Мис ван дер Роэ, Гропиуса и принципа, что форма следует за функцией. Профессионально с архитектурой не сложилось, но сложилось с дизайном, и именно этот принцип я всё ещё считаю одним из самых важных. Потому что, как сказал Мис ван дер Роэ: я не хочу быть интересным, я хочу быть хорошим.


Повлиял ли Баухаус на вас?

Проголосовали 000

Опросник: варианты ответов

Благодарим за инфоподдержку материала «Щёлочь» и «Дизайн тащит».

3673

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие