Илья Клюев
Илья Клюев
4 мин. читать
1457 показов
370 открытий

Начертание. Возможное будущее

Шрифт

Владимир Фаворский говорит следующее: «Начнем с того, что попытаемся отказаться от восприятия буквы как знака, означающего нечто. Представим букву как предмет, который существует в пространстве листа или книги и имеет определенные пространственные свойства в силу своей конструкции и нашего восприятия ее. И такая установка неслучайна, ведь история развития письма показывает нам, что изначально буква произошла из предмета.

Но перейдём к конструкции шрифта. Шрифт может быть различной конструкции, и, кроме того, буква, составляя собой чёрный силуэт, получает как бы цветовое тело, а та или иная моделировка чёрного, изменяя конструкцию, в то же время ставит букву в определённое отношение к белому. Причём, так как буква моделирует чёрное, то тем самым моделирует и белое (негативное пространство) и чёрное (позитивное пространство). Силуэт, как бы врастает в белое. Буква тонет в белом и возникает из белого».

Штрих-код

Всё создаётся по образу и подобию.

Идея передавать информацию с помощью графических элементов, которые будут распознаваться автоматически, вдохновила создателя первого штрихового кода Нормана Вудланда. Он объяснял, что просто расширил точки и тире, превратив их в широкие и узкие штрихи. Для их считывания предполагалось использовать технологию оптической звукозаписи.

Сканеры не различают цвета, только распознают контрастные зоны. Таким образом, чем выше контрастное отношение, тем лучше сканер считывает код. Оптимальным является чёрный штрих-код на белом фоне. Именно такая комбинация обеспечивает наилучшие результаты считывания. Как известно, белый фон отражает свет, а черные штрихи – поглощают. В основной части кода белые поля превращаются в нули, черные — в единицы. Получается поток данных, из которых потом восстанавливается исходная информация.

Сканер также считывает не черные или белые полосы, а пространство, создаваемое вокруг них. Следовательно, можно предположить, что штрих-код это видоизменённое слово.

Поэтому мы не сильно отличаемся от роботов, ну или роботы не сильно отличаются от нас.

QR-код

В эпоху глобализации мы, в угоду быстрой доставки сообщения, жертвуем содержанием, сокращая слова. Возможно, когда-нибудь мы будем использовать иероглифы вместо слов (мы уже заменяем части слов на эмодзи).

Небольшой экскурс в историю:

Переход от пиктографии (рисунки) к идеографии (иероглифам) связан с потребностью графической передачи того, что не обладает наглядностью и не поддается рисуночному изображению. Так, например, понятие «бодрствование» нельзя нарисовать, но можно нарисовать тот орган, через который оно проявляются – т.е. через изображение глаза. Таким же образом «дружбу» можно передать изображением двух рук, пожимающих одна другую, «вражду» – изображением скрещенного оружия и т.п. Рисунок в этих случаях выступает в переносном, а тем самым и в условном значении.

Китайское письмо: потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению рисунков в условные значки – иероглифы.

Искусство

Так к чему я всё это? Возможно, QR-код - это новое искусство.

Каллиграфия - очень визуальное искусство, стык того, что является одновременно и формой и содержанием. Форма может быть содержанием. Форма буквы слова "культура" пишется с рублём, и слово «культур» сразу ассоциируется с тем, что все продано. Если ты пишешь буквы «р» по-корейски и старославянски, у пишешь по-арабски, то у тебя «культура» это уже мультикультура - совершенно другой смысл. Если ты пишешь «культуру» нечитабельно, то само слово культура по сути пропадает, остаётся только нечитаемое пятно. А на самом деле это пятно сформулировали уникальным набором знаков, которые представляют собой культуру, и это тоже является культурой. QR-код - это тоже пятно, сформулированное уникальным набором знаков.

Искусство имеет настолько много трактовок, что нет смысла спорить с конкретно одной. Метамодернизм постоянно об этом говорит, что параллельно существует очень много смыслов. Если кто-то считывает только один смысл и не готов открыть для себя другой, то просто критикует взгляд на искусство.

«Даже геометрический чертеж, положим, квадрата, круга или другой формы, будет не плоским, поскольку качество черной линии как существенно материальной и белого фона как воздуха сделают изображение предметным и тем самым сколько-то рельефным, а всякое силуэтное изображение, пользующееся разным количеством черного и белого, обязательно нарушит плоскость, но, будучи организовано как плоскостное рельефно-пространственное изображение в меру пластичности своих средств будет пространственно выразительным»
Владимир Фаворский
Нравится 1
1457

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие