"Да чего тут бояться, сидишь за компьютером целыми днями, картинки подбираешь" - так может подумать тот, кто никогда не работал на фрилансе или только начинает погружаться в профессию дизайнера. Проработав на фрилансе 7 лет, на своем опыте и общаясь с коллегами, я выделила несколько основных страхов дизайнеров и расскажу о том, как их преодолеть.
СТРАХ ПЕРВЫЙ. Нарваться на неадекватного клиента, от которого не спасет даже возврат денег.
Иногда заказ - просто способ поскандалить. Такие люди встречаются везде, но, к счастью, их немного. Каким бы ни был крутецким дизайн, им будет всё не то и всё не так.
Выход: вступительная беседа-знакомство всегда помогает распознать "засланного казачка". Элементарное осознание приятен вам человек или нет предупредит вас о возможных трудностях в работе. Не бойтесь познакомиться и задать вопросы: чем больше информации у вас будет о проекте, тем больше шанс, что работа пойдет легко и вы сможете понять заказчика. Ну и, кончено же, грамотно составленный договор. Стоит насторожиться если клиент:
- не дает четкого сформулированного тз и постоянно меняет "хотелки";
- по присланным референсам вы понимаете, что не работаете в данной стилистике, вкусы и представления о дизайне совершенно не совпадают;
- клиент просит скопировать дизайн, сделанный другой студии, но поменять название;
- кроме самого клиента дизайн будут утверждать: партнер по бизнесу, бухгалтер, жена, тёща и старый друг;
- неумолимо просит скидочку, аргументируя это тем, что "да там дел на один вечерок".
Лучше на берегу разобраться, подходите вы друг другу или нет, чем потратить время и деньги клиента и, конечно же, свое время и нервы. И помните! Какая бы критика не прилетала в ответ на вашу презентацию концепта - это критика не к вам, а к дизайну. И далеко не всегда она объективна.
СТРАХ ВТОРОЙ. Остаться без работы.
Самый банальный и понятный страх. Моё первое место работы была типография, там я делала дизайн визиток, листовок и прочую полиграфию. Наш директор часто проводил мотивирующие собрания для сотрудников и кое-что мне запомнилось. Он говорил: "Дружите с клиентами! Не воспринимайте их просто как источник заработка, они такие же люди, как и мы с вами, им приятно внимание и участие". И это правда.
Выход: совсем не сложно, время от времени позвонить или написать клиенту и уточнить, как идут дела в его бизнесе? Как работает сайт, который вы ему делали? Нужны ли обновления? А каталог, который вы ему сверстали, может добавилась новая линейка продукции? Я сама убеждалась в действенности этого приема много раз. Обычно, на такое обращение от клиента приходит ответ из серии: "Спасибо, что написали. Да, мне как раз нужно сделать...".
И еще, я всегда стараюсь сделать чуть больше, чем клиент ожидает получить. Для меня это полчаса времени, а для клиента - приятное впечатление.
СТРАХ ТРЕТИЙ. Не угадать с концепцией.
Как бы тщательно ни был проработан бриф, всегда остается шанс того, что клиенту не зайдёт. И что теперь? Я - плохой дизайнер?
Выход: да, клиенту может не понравиться и это - нормально. Вы разные люди, с разным восприятием мира и разным уровнем насмотренности. Я сама до сих немного переживаю, когда отправляю первые концепции логотипа и айдентики. И да, иногда клиент говорит, что это не то, мы обсуждаем и пробуем снова. Дизайнер - тонкая натура) Знаю, что некоторые обижаются на клиента, страдает самооценка и начинаются жуткие переживания. Но, как я и говорила ранее: "Какая бы критика не прилетала в ответ на вашу презентацию концепта - это критика не к вам, а к дизайну". Заходя в эту профессию, надо четко для себя понять, что дизайн - это не чил с ноутбуком на пляже, а большая работа ума, стрессоустойчивость, умение сохранить холодный ум и не давать волю эмоциям там, где это мешает.
Если вы зашли в тупик - вернитесь в начало. Поговорите с коллегами, подберите еще референсов, прогуляйтесь и проветрите мысли. Не надо бояться неудач. В нашей профессии, зачастую, неудачная концепция — это повод в результате сделать не просто хорошо, а гениально!
Верьте в себя и помните, что дизайнер - это не тот, кто умеет работать в фотошопе. Мы те, кто делает этот мир понятнее, красивее и удобнее. Удачных вам проектов!