Mila Morova
Mila Morova
8 мин. читать
2927 показов
1147 открытий

Как дизайнер может влиять на стоимость печати своего дизайна?

Печать полиграфии и упаковки — это та ложка дёгтя, которая может свести всю предыдущую работу над дизайном к нулю и вынудить проделать её ещё раз.

Представьте, вы несколько недель (или даже месяцев) работали над дизайном упаковки, придумали классный концепт, передали клиенту все исходники, получили гонорар, а клиент возвращается со словами, что ваш дизайн невозможно напечатать.

Может ли дизайнер избежать таких камбэков? Конечно! — И в этом хорошая новость.

Дальше я расскажу, как, но сначала небольшой дисклеймер:

основная причина проблем клиентов с печатью связана с тем, что они часто получают красивый визуал, но не продуманный с точки зрения технологий печати и материалов. Моё профессиональное убеждение: то, как дизайн будет в дальнейшем реализован – это неотъемлемая часть дизайна. И о ней важно думать наравне с красивой картинкой.

Вернёмся к вопросу: как дизайнер может влиять на стоимость печати?

Цена на печать зависит от тех.задания (ТЗ), которое мы отправляем в типографию вместе с макетом. Каждый пункт ТЗ (даже, на наш взгляд, незначительный) влияет на стоимость в ту или иную сторону. Получается, что ТЗ — это своего рода тетрис. Мы можем по-разному докручивать детальки, чтобы привести стоимость к нужному нам значению. (Но иногда нужно будет подкрутить и дизайн).

Из чего состоит Тех.задание и какие у нас есть варианты его оптимизировать?

.01 ФОРМАТ ИЗДЕЛИЯ

На стоимость печати будет влиять не столько формат нашего конкретного изделия, сколько количество печатных листов, которое уйдёт на тираж.

Как это работает: если вам нужно напечатать открытки, например, форматом А6 (105*148 мм) — типография не будет печатать каждую открыточку отдельно. Вы отправляете в типографию макет в А6 (+ вылеты), далее сотрудник предпечатной подготовки в типографии делает спуск полос: размещает ваш макет на печатный лист, который, как правило, бывает формата SRA3 (320*450 мм). После печати открытки режут уже в нужный вам формат.

Обычно на печатный лист помещается 8 открыток А6.

А теперь давайте представим, что вы решили сделать макет не в А6, а, например, нестандартного формата: 130*150 мм. Можно ли такой напечатать? Конечно! Но если мы прикинем его на печатный лист (не забывайте, что на лист мы размещаем формат с вылетами, в моём примере я делала вылеты 2 мм, то есть, формат для печати у меня 134*154 мм), то увидим, что на лист у нас поместилось только 4 экз., а значит расход бумаги будет вдвое больше.

Если для бюджета это не критично — вам даже не нужно на эту тему заморачиваться. Но если вы не вписались в бюджет клиента на печать, один из вариантов оптимизации — это поработать с форматом изделия и спланировать его так, чтобы на печатный лист поместилось больше экземпляров.

ВАЖНО: типографиям удобно самостоятельно делать спуск полос, так как они учитывают не только саму печать, но, например, удобство резки — их сотрудниками на их оборудовании. Вы не можете знать, как всё устроено в их внутренних процессах, если сами не работаете в конкретно этой типографии. Поэтому примеряться к листу — ок, но в печать макеты отправляйте в том формате, который вам нужен (не забывая добавлять вылеты).

Ещё один момент: примеряясь к формату листа, не забывайте, что по краям со всех сторон должно оставаться место для типографских меток. То есть, ваши макеты не должны располагаться в край.

И последний важный момент: формат SRA3 — самый распространённый, но не единственный. Офсетная печать может быть, например, до А1 формата. А у SRA3 есть увеличенный формат 350*640 мм.

.02 ТИРАЖ

В полиграфии работает правило: чем больше тираж, тем дешевле стоимость единицы. Почему так? Потому что вы потратите одинаковое количество времени на подготовку к печати тиража на 50 штук и на 500. И если мы условные 5000 рублей, затраченные на подготовку тиража к запуску, разделим на 50 и на 500 — получим очень разную себестоимость одного оттиска.

Поэтому для того, чтобы влиять на стоимость тиража, мы можем попробовать увеличить тираж, тем самым снизив себестоимость одной копии. Но здесь вам нужно сначала уточнить у клиента, что для него важнее в данный момент — снизить общую смету (тогда увеличивать тираж — не вариант) или снизить себестоимость единицы, но при этом он готов, что общая смета увеличится?

.03 ТЕХНОЛОГИИ ПЕЧАТИ И МАТЕРИАЛЫ

Это самый сложный блок, но и самый важный. Печать полиграфии и упаковки — это мир возможностей и ограничений. Нам важно знать как можно больше вариантов, чтобы перебирать сочетания технологий и материалов, которые снизят стоимость тиража, а не увеличат его.

Дать шпаргалку со всеми вариантами — невозможно. Поэтому я покажу ход мысли на нескольких примерах:

КЕЙС 1. К вам приходит клиент и говорит, что хочет, чтобы в полиграфии было тиснение золотом

Вы делаете макет, готовите его под тиснение, отправляете клиенту файлы, подготовленные к печати. А он возвращается в ужасе, потому что тираж 100 открыток ему посчитали в 15 тысяч рублей (например). В зависимости от бумаги/размера клише он может стоить и дороже.

Какие у нас есть варианты? На самом деле, когда клиент говорит, что хочет тиснение, в большинстве случаев, он имеет в виду, что хочет, чтобы в макете были золотые (или другого цвета фольги) элементы. Просто тиснение — это самая распространённая технология, её все знают, и далеко не все клиенты знают, что бывают альтернативы напечатать то же золото.

А мы знаем, поэтому можем предложить ему заменить тиснение на, например, 3D фольгу. У неё есть свои плюсы и минусы, но вы одной заменой технологии можете снизить стоимость печати с 15 тысяч до 2-3.

Работая таким образом с альтернативными технологиями, помните только, что, поменяв технологию, возможно, вам придётся поменять и выбранную бумагу. А это значит, что весь внешний вид изделия по сравнению с первоначальной задумкой — изменится. В примере выше у нас точно поменяется картон: для тиснения чаще всего выбирают дизайнерские картоны без покрытия (например, любимый многими дизайнерами Keaykolour). А вот 3D фольга на него уже не ляжет, ей нужна ровная и гладкая поверхность для «припекания», поэтому для неё вам нужно будет выбрать мелованную бумагу или печатать поверх ламинации (хотя ламинацию тоже делают по мелованным бумагам в основном).

КЕЙС 2. Ваш заказчик хочет, чтобы у полиграфии, которую вы ему разрабатываете, был тактильный бархатистый эффект. Имеется в виду такой любимый многими эффект «софт-тач»

Вы разрабатываете дизайн сертификата, указываете в ТЗ картон TOUCHE COVER, клиент уходит искать типографию и считать тираж.

В этом кейсе, во-первых, хочу обратить ваше внимание на один нюанс: когда вы выбираете картон с софт-тач эффектом (TOUCHE COVER или любой аналог), а затем делаете на нём полноцветную печать — краска полностью перекроет тактильный эффект бумаги. Использование дорогого картона для такого тиража совершенно бессмысленно.

Какие у нас есть варианты оптимизации стоимости и достижения результата?

  1. Выбрать для тиража самый простой мелованный картон нужной плотности (стандарт – это 300 гр/м²), напечатать на нём наш макет цифровой или офсетной печатью (в зависимости от тиража) и поверх добавить софт тач ламинацию.
  2. А если ламинация не впишется в бюджет, мы можем немного сбавить стоимость тиража, если заменим ламинацию на сплошной софт-тач лак. Он немного дешевле, но и тактильные свойства у него чуть менее выражены.
КЕЙС 3. Вы подобрали для тиража картон с сайта поставщика (например, выбрали текстурный картон из коллекции GMUND, который поставляет компания «Берег»). Но бюджет клиента не позволяет закупать такую дорогую бумагу

В этом случае я рекомендую посмотреть, какая бумага есть в постоянном ассортименте типографии (и поискать ещё другие типографии, ведь все формируют ассортимент под себя). Подобрав альтернативу из имеющихся в типографии бумаг, вы также можете немного (а иногда и существенно) снизить стоимость тиража.

КЕЙС 4. Ещё один пример из личной практики. Ко мне с вопросом пришла знакомая дизайнер. Задача была такая: клиент выбрал картон из числа тех, что уже были в типографии, хотел полноцветный макет, но чтобы картон был вдвое плотнее. То есть, вместо стандартных 300 гр/м², он был минимум 600. Тираж нужен был 100 штук

НО: такой бумаги не бывает в такой плотности, а даже если бы была, 600 гр/м² — это не подходящая плотность для цифровой печатной машины. Максимум, который я видела — это машина, которая брала плотность 450, и то не у всех бумаг.

Дизайнер переживала, что придётся искать плотный картон (пересогласовывать с клиентом + он наверняка сильно дороже) и делать шелкографию (что тоже дороже цифровой печати), и спросила у меня совета, как быть.

Вариант, который предложила я: взять тот картон, который выбрала заказчица, в плотности 300 гр/м², напечатать на нём наш полноцветный макет цифровой печатью, но не с двух сторон, а с одной. А затем слимовать (склеить) 2 листа: с печатью лицевой стороны и с печатью оборота.

Так мы получаем недорогой картон + недорогая печать + добавление всего одной постпечатной операции, которая даёт нужный клиенту эффект жёсткой и плотной визитки, при этом не критично увеличивая стоимость тиража (по сравнению с теми же шелкографией и очень плотным картоном).

.04 СМЕНА ПОДРЯДЧИКА

И ещё один вариант оптимизации стоимости, который я хочу показать — это смена подрядчика) Я против того, чтобы выбирать типографию только по цене (в полиграфии, к сожалению, правило «скупой платит дважды» работает чаще, чем в любой другой сфере). Но если вы нашли исполнителя, который предлагает цену ниже без изменений ТЗ, при этом вы видите, что с качеством работ у них всё ок и (в идеале) у вас есть хорошие отзывы о работе с ними от коллег и знакомых — это точно отличный вариант.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершение с моей стороны будет честно ответить на несколько вопросов, которые я сама задавала себе в начале работы агентства (в 2018 году):

— Чья это ответственность — оптимизация тиража? Дизайнера? Клиента? Типографии?

Точного ответа ни у кого нет. Всё зависит от того, как выстроена в каждой конкретной цепочке коммуникация «дизайнер – клиент – типография». Но могу рассказать свои наблюдения за 5 лет сопровождения тиражей в типографиях: очень малое количество типографий предлагают варианты :(  Чаще всего, типографии ждут, что клиент пришлёт полностью готовое ТЗ и полностью готовый к печати макет, чтобы потратить минимум времени на предпечатную подготовку. Плюс, далеко не все менеджеры типографий знают рынок целиком, а не только возможности одной конкретной типографии, где они работают. А решением конкретно вашей задачи может стать или замена подрядчика или, например, разделение тиража между несколькими типографиями. 

Поэтому ответ, который я вывела для себя — это ответственность команды дизайнера. Как я уже написала выше, я убеждена, что реализация дизайна — это его неотъемлемая часть. Картинка, не адаптированная к жизни — это пустая трата времени и денег клиента.

— Должен ли дизайнер сам разбираться в печатных и производственных процессах?

Если вам это интересно, конечно, да. Но что, если вы вообще не хотите в это вникать? Если ваша сильная сторона — визуальные концепции, а не монотонная работа по разработке и оптимизации тех.задания на печать и поиску подрядчиков? В этом случае я рекомендую делегировать часть предпечатной подготовки (в которую в том числе входит и подбор технологий, материалов, подрядчиков, тестовые образцы и вёрстка макетов в печать). Найдите в команду полиграфиста — постоянно или проектно, и работайте в связке с ним. Этот шаг точно облегчит жизнь и вам, и вашим клиентам.

2927
1

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

  • Новые
  • Старые
  • Популярные

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие