Евгений Макаров
Евгений Макаров
3 мин. читать
4220 показов
1115 открытий

Доминанта в композиции. Для чего нужна и как использовать

Один из ключевых аспектов эффективного и красивого дизайна — умение работать с доминантой. Любой макет, будь это плакат, баннер или карточка товара не обходятся без неё.

Уточню, что я описываю работу с доминантой только в контексте графического- и немного веб-дизайна (баннеры, таргет, соц-сети)

Чтобы доминанта работала как положено и выполняла свои функции, есть несколько вещей, сделав которые можно избежать множества ошибок. Рассмотрим как правильно использовать доминанту и сделать дизайн более выразительным, грамотным и эстетичным.

Доминанта — это главный элемент и акцент в композиции. То, что привлекает внимание в первую очередь. Вершина визуальной иерархии.

1. Выбор и размещение

В начале нужно определиться, что из себя будет представлять доминанта и где она будет размещена. Фактически вариантов не так много. Это может быть одно или несколько изображений, также коллажи, обтравки и прочее с использованием фото, текста, иллюстраций или 2D- и 3D-графики. Практически всё может стать точкой фокуса.

  • Не располагайте бОльшую часть доминанты в краях и на гранях макета. Так вы смещаете фокус с неё на второстепенный контент.
  • Фото, графику и иллюстрации при грамотном подходе можно комбинировать. Не зацикливайтесь на каком-то одном виде визуала.

Стоит также учитывать, что известные человеку образы из реальной жизни считываются гораздо проще и быстрее, что дает дополнительной заметности доминанте. Например, на изображение человека глаз упадёт сразу же, даже если некоторые правила работы с доминантой нарушены. Всё дело в человеческом восприятии.

2. Соотношение размеров

Хочется акцента? Увеличь размер. Чтобы доминанта была заметна и точно привлекла внимание, она должна занимать, по крайней мере, 30 процентов от общей площади макета. Это усредненное значение и не панацея, все подбирается исключительно на глаз, который прокачивается вместе с насмотренностью.

3. Контраст

Крайне желательно, чтобы контраст был максимально высоким по отношению к фону. Лучше всего работает комбинация нескольких видов контраста сразу. Контраст по детализации, цвету, тону, форме.

4. Баланс элементов

Хотя доминанта и привлекает внимание, она должна быть визуально сбалансирована с другими элементами композиции. Не будет смысла в фото, которое занимает 90% холста и не даёт места для другой информации. Хотя и тут могут быть исключения.

Разместите дополнительные элементы так, чтобы они не конфликтовали с доминантой, но при этом дополняли её. Это поможет создать гармоничную визуальную иерархию.

5. Привлекаем внимание через образы

Доминанта может не просто привлекать внимание, но и нести в себе смысл или сообщение. Если она связана с контентом макета, то это поможет передать идею и заинтриговать зрителя. Интересный образ может заинтересовать и заставить человека полностью прочесть и проанализировать макет. Такие доминанты самые сильные и их используют чаще всего.

Пример: Реклама яблочного сока. В ней рассказывается о том, какой наш сок замечательный, вкусный и полезный. Решение будет банальным и простым до безобразия. Помещаем яблоко, упаковку сока, семейство, которое пьёт сок и улыбается. Или всё можно совместить, сделав фотомонтаж. Уловили суть? Общее связующее звено — яблоко. Всё очень просто. В добавок можно провести аналогию и понять, что форма яблока тяготеет к кругу, соответственно, сопровождающая такой макет графика может иметь в себе круги, либо контрастные по отношению к ним треугольники. Так будет более эстетично и сбалансировано.

6. Поддержка доминанты графикой

Круги, квадраты, треугольники, звёзды и прочие атрибуты векторной графики хорошо смотрятся на фоне доминанты. Они ее поддерживают и фиксируют в макете. Она теперь не летает в воздухе, а четка скреплена и посажена в макет.

7. Эксперименты

Не попробуешь — не узнаешь. Пробуйте новые варианты и комбинации всего вышеописанного. Прокачивайте насмотренность, экспериментируйте и делайте красивый и продающий дизайн.


Если эта статья была интересна или полезна, то можете перейти в мой телеграмм-канал. Там я веду блог, в котором регулярно пишу свои мысли, размышления и делюсь профессиональным опытом.

Нравится 1
4220

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие