Учебник DSGNERS!
Учебник DSGNERS!
12 мин. читать
1224 показа
2983 открытия

Как научиться рисовать человека с нуля

Прежде, чем начать создавать персонажей и «заселять» дизайн-проекты нарисованными в авторском стиле людьми, надо освоить основы рисования человека с нуля — пропорции человеческого тела, анатомию скелета, перспективу, техники и методы рисования фигур и стили. Без знаний канонов невозможно перенести фигуру на свое полотно (бумагу или рабочий стол приложения) и адаптировать так, чтобы она смотрелась гармонично. 

Основные принципы рисования человека

Знания пропорции человеческого тела и анатомия скелета и мышц — фундамент рисования человека с нуля.

Пропорции человеческого тела

Единицей измерения пропорций человека принято считать голову — от макушки до подбородка. Разумеется, не существует идеально пропорциональных людей, но с точки зрения анатомии гармоничный рост взрослого человек равен восьми его головам, подростка — 7, ребенка — 5, младенца — 4.

Головами можно отмерить основные соотношения и главные точки в рисунке человека: 

  • высота туловища с шеей = 3 головы;
  • длина рук = 3 головы;
  • ширина плеч = 2 головы;
  • ширина таза мужчины = 1,5 головы;
  • ширина таза женщины = около 1,25 головы;
  • длина ног = 3,5-4 головы;
  • размер ступни = 1 голове. 

Еще несколько правил пропорций для рисования:

  • руки доходят до середины бедра,
  • локти находятся на уровне талии,
  • колени — середина ноги,
  • туловище с головой равны половине фигуры,
  • высота тела равна длине распростёртых в стороны рук.
Построение человека с помощью меры головы.

У метода есть недостаток — он не учитывает вариативность строения тела человека. Из-за индивидуальных особенностей конституции тела, людей можно разделить на три основные группы: 

  • эктоморфы — худой от природы человек с узкими плечами, длинными руками,
  • мезоморфы — человек среднего телосложения, стройный и мускулистый,
  • эндоморфы — человек с «коренастым» телосложением, невысокого или среднего роста с широкими бедрами и округлыми формами.
Три группы фигур человека.

Скелет и мышцы как основа для понимания формы

Форму тела определяют скелет, обтягивающие его мышцы и верхний жировой покров. Без знания относительных размеров костей, их пропорций относительно друг друга и скелета целиком трудно рисовать человека. 

Анатомия скелета

Самые крупные группы костей — грудная клетка и таз. С них начинается рисунок скелета. Далее — черепная коробка с лицевым костями и очертаниями, после — верхние и нижние конечности. 

Анатомия скелета человека.

Середина всей высоты скелета человека (от стоп до макушки) — место лонного сращения таза или лобок. На этом же уровне расположена самая крайняя точка скелета по ширине.

Скелет человека также следует разделить на 8 равных высоте головы частей. На третьем делении заканчивается таз — здесь находится край подвздошных гребней таза. Грудная клетка находится между головой и тазом — на ⅓ головы с каждой стороны. 

Нижний край коленного сустава расположен на уровне двух голов снизу. Между тазобедренным и коленным суставом — бедренная кость. 

Нижняя часть ноги состоит из двух костей: большеберцовой и малоберцовой. Они соединяются со стопой в голеностопном суставе. Высота стопы — ⅓ головы. 

По верхнему краю грудной клетки — дуга плечевого пояса, которая заканчивается плечевыми суставами. От них идет плечевая кость, в локте — сустав, далее — локтевая и лучевая кости, формирующие предплечье — заканчиваются лучезапястным суставом и кистью — посередине высоты всего скелета.

Анатомия скелета человека: расположение костей.

Существует несколько вариантов рисования скелетов — от подробных до схематичных, которые помогают понять и отработать пластику движений. В обобщенных набросках кости заменяются линиями, суставы — сферами, самые объемные части тела — фигурами шара, сферы, трапеции.

Пример схематичного изображения человека.

Как мышцы влияют на внешний вид фигуры

Расположение мышц в теле человека

Объем каждой части тела помимо костей обеспечивают и мышцы. Рисуя человека, художнику или дизайнеру важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форму, размер, объем), расположение относительно скелетной структуры и соседних мышц, и механизм работы.

В теле человека более 640 скелетных мышц. Чтобы правильно нарисовать человека, надо знать несколько самых крупных, формирующих внешний контур фигуры: 

  • трапециевидная мышца расположена на спине, создает контур между шеей и ключицами — помогает двигать лопаткой;
  • широчайшая мышца спины расположена в нижней части туловища, соединяет плечевую кость — помогает опускать руки вниз;
  • большие грудные мышцы находятся между ключицами и серединой грудной клетки — сводят руки вперед;
  • прямая мышца живота расположена в центре ниже ребер — сгибает туловище;
  • косые мышцы живота находятся по бокам над тазом — отвечают за наклон, вращение;
  • дельтовидные мышцы обволакивают плечевые суставы — сгибают и отводят руку;
  • бицепс с внешней стороны покрывает плечевую кость — сгибает руку;
  • трицепс — с внутренней стороны плечевой кости — разгибает руку;
  • мышцы предплечья обволакивают кость между локтем и кистью — обеспечивают подвижность кисти и пальцев;
  • портняжная мышца начинается от крестца, заканчивается внутренней стороной голени —  сгибает ногу в тазобедренном и коленном суставах, вращает голень внутрь, а бедро — наружу;
  • мышцы внутренней поверхности бедра;
  • четырехглавая мышца соединяет таз и колено — разгибает его;
  • икроножные мышцы соединяют колено и пятку — поднимают стопу и разгибают пальцы.

Техники рисования человека

Наброски, зарисовки, эскизы

Пример набросков человека

В своей практике художники и дизайнеры часто прибегают к быстрым техникам рисования:

  • наброски — лаконичные рисунки предметов, человека, пейзажей, архитектуры, выполненные от руки; или же схематичная концепция будущего произведения. Допускается грубость линий, неточность изображения, схематичность, отсутствие деталей, монотонность. 
  • зарисовки — более точная работа с фактурой и детализацией.
  • эскиз — предварительный рисунок с детальной проработкой замысла произведения или отдельных его элементов, 

Набросок и зарисовка иными словами называются скетчами. Их любят и художники, и дизайнеры — с помощью набросков демонстрируют концепт или идею.

Быстрые наброски для захвата позы и движения человека

Быстрые наброски помогают создавать «живую» линию, научиться вычленять главное в натуре, быстро передавая на бумаге формы, объемы человеческого тела, его динамику. Есть несколько техник: 

  • контурный рисунок  — несколько быстрых линий позы или движения без деталей; метод помогает быстро зафиксировать основные формы и пропорции объекта;
  • быстрые штрихи — фиксация объекта с помощью легких штрихов, которые также передают характер объекта и акценты;
Примеры техник: 1 — контурный рисунок; 2 — набросок штрихами.
  • моментальный рисунок — максимально быстрая фиксация позы и движения объекта; в этом методе скорость важнее правильности и красоты линий и форм;
  • карикатура — экспрессивное изображение основных форм лица, фигуры движения, с утрированием наиболее выразительных черт. 
Примеры техник: 1 — моментальный набросок, 2 — карикатурные наброски.

Практика создания эскизов с различными уровнями детализации

В зависимости от целей и задач художественного произведения или дизайн-проекта, при создании эскизов используются различные уровни детализации. 

  1. Начальный подходит для первичного поиска и знакомства с идеями, включает в себя быстрые наброски и зарисовки.
  2. Средний уровень детализации предполагает подробные эскизы с некоторыми деталями, проработкой композиции и цветового тона работы.
  3. Высокий уровень детализации предполагает создание подробных эскизов с необходимыми деталями, текстурами, эффектами — такой эскиз может стать основной для проекта. 

Тени и свет для придания объема

Создание правильного объема фигуры человека зависит также от светотени. Именно они создают глубину и реалистичность. 

Перед тем, как приступить к тонированию рисунка, надо определить источник света. От него зависит, какая часть объекта будет более контрастной и темной, а какая — более светлой. 

Схема светотени на неживом объекте.

Блик — самый яркий участок поверхности, на который падает свет. Его нахождение зависит от расположения источника света и ракурса, с которого смотрит автор. 

Основной свет  — освещенная область объекта.

Полутон или полутень — область основного света, куда меньше всего падают лучи света, его интенсивность зависит от расстояния между объектом и источником света. 

Собственная тень — неосвещенная сторона объекта. Ее интенсивность зависит, как и у основного света, от формы объекта, расстояния до источника света, угла освещения. 

Рефлекс — отраженный свет от соседних предметов, который проявляется в собственной тени объекта. 

Падающая тень — тень, которую отбрасывает объект. 

Определив источник или источники света, для удобства легким нажатием проведите прямые линии, показывающие угол падения лучей. Это поможет определить границы между тенью и светом. 

Белое полотно остается только на самом близком к свету участке. Избегая его, необходимо заполнить тоном весь объект, после — добавлять насыщенность теням. Чем ближе к объекту, к стыку двух плоскостей, тем тени темнее и выразительнее, чем дальше от объекта — тусклее и размытее. 

Пример отражения светотени на портрете человека.

Практика и упражнения

Рисование человека с натуры

Самый быстрый и эффективный способ освоить скетчинг людей — рисовать с натуры. 

Практика позволяет работать с пропорциями и формами реальных людей, изображать «моделей» в естественном освещении, выработать наблюдательность и внимание к деталям, тонкости движений и эмоциям.

Пример скетча с пленера.

Для регулярного оттачивания мастерства: 

  • берите всегда с собой маленький скетчбук и карандаш, чтобы при удобном и интересном случае сделать быструю зарисовку; 
  • повышайте наблюдательность и избирательность, учитесь вычленять главное и совмещать зрительное восприятие натуры и рисовку;
  • не стремитесь отразить весь образ, позу натурщика — в реально мире «модель» может быстро изменить свое положение или вовсе исчезнуть. 

Упражнения на скетчинг с натуры.

  1. Скетч на время. Выделите на набросок одной фигуры ограниченное время — от 10 минут до 15 секунд.
  2. Набросок пятнами. Попробуйте передать форму фигуры с помощью разных тонов, штрихов, цветовых блоков, не прорисововывая контур и детали.
  3. Контур. Упростите фигуру человека, не передавая рельеф, подчеркните пропорции силуэта и особенности позы.
  4. Акцент на тело. Изучение анатомии, формы, пластики и рельефа и подробная прорисовка тела натурщика или отдельных его частей. 

2. Использование фотографий и визуальных материалов.

Тренироваться можно и на визуальных материалах: делать наброски персонажей фильмов или зарисовки с фотографии. 

Выбирая фотографии для практики, учитывайте: 

  1. Качество снимка. Изображения должны быть четкими, не размытыми.
  2. Освещение в кадре. Хорошее освещение поможет лучше разглядеть тени и свет.
  3. Сложность и перегруженность сюжета. Начинайте с простого и постепенно переходите к более сложному.
  4. Разнообразие. Выбираете фотографии с разными сюжетами, позами, людьми — это поможет разнообразить обучение и развить навык адаптации к разным видам и стилям рисунка.

После того, как вы будете чувствовать себя уверенными в отрисовке более примитивных сюжетов — начните экспериментировать. Выбирайте необычные ракурсы, цветовые решения или композиции. 

3. Упражнения на запоминание и воспроизведение человеческих поз.

Один из признаков мастерства — умение воспроизводить образы без опоры на натуру. Для этого необходимо развивать свою наблюдательность и зрительную память. 

  1. Используйте технику «заморозки»: пристально рассмотрите позу, постарайтесь запомнить каждую деталь, затем закройте глаза и поэтапно визуализируйте ее в своем уме.
  2. Попробуйте нарисовать человека спонтанно, быстро, не задумываясь о деталях — упражнение поможет лучше запомнить общую форму и композицию.
  3. Изобразите натурщика в одной и той же позе, но с различных ракурсов — упражнение тренирует восприятие движения и пространства.
  4. В течение 3-5 минут смотрите по сторонам, запомните, что вас окружает. Отвернитесь и попробуйте нарисовать, что запомнили. Сравните результаты и сделайте вторую попытку. На этот раз постарайтесь обратить внимание на объемы, масштабы, детали.
  5. Нарисуйте по памяти любого знакомого человека из окружения. Сравните полученный результат с фотографией или самим человеком. Правильно ли вы передали пропорции, детали, нюансы внешности или движения? 

Продвинутые техники и стили рисования

1. Создание иллюзии движения на рисунке

Чтобы вызвать у зрителя ощущение движения человека на рисунке, надо поработать в нескольких направлениях.  

Пример зарисовки человека в движении.

Перспектива: 

  • меняйте длину, углы линий и штрихов, в разных частях рисунка и фигуры — прием поможет передать трехмерность.

Окружающее пространство: 

  • обозначьте на рисунке элементы фона или окружающей среды. Например, если фигура накренилась назад и за ней пустота — она падает, если же нарисовать стену, то человек опирается спиной и находится в статике. 

Художественно-выразительные средства: 

  • используйте динамичные, изогнутые линии для движущихся объектов, направляете их в ту же сторону, куда или откуда движется объект; плавные, аккуратные линии — для статических объектов; 
  • добавляйте экспрессивные штрихи — например, короткие и разорванные для обозначения быстрых действий, а длинные и аккуратные — для плавных движений; 
  • добавьте размытие или смазывание дальним и второстепенным объектам — прием добавит рисунку глубину, и сфокусирует внимание на фигуре человека. 

2. Как передать эмоции и характер через рисунок

Пример проработки эмоций одного героя.

В художественном изображении человека многое значат эмоции — они наделяют работу настроением и смыслом. Для каждой эмоции и в жизни, и на рисунке характерны свои мимические особенности: 

  • счастье — морщинки у глаз, приподнятые или изогнутые брови, улыбка и ямочки на щеках, расширенные зрачки;
  • злость — нахмуренные брови, суженные глаза и сжатые губы;
  • грусть — поникшая голова, полуприкрытые глаза, сдвинутые «домиком» брови, опущенный взгляд и уголки губ;
  • насмешка или издевка – приподнятые одна или обе брови, морщинки у глаз, приподнятый уголок глуб; 
  • удивление — широко раскрытые глаза, расширенные ноздри, приоткрытый или открытый рот, широкие зрачки;
  • страх — сжатые губы и ярко выраженные скулы или раскрытый в крике рот, поднятые брови, расширенные зрачки, морщинистый лоб;
  • задумчивость – межбровная морщинка, сжатые губы, взгляд в пространство, легкий наклон головы.

Характер и отношение автора к человеку на рисунке передают линии, цветовая гамма, поза и выражение лица: 

  • рисуем строгие, угловатые линии, если хотим изобразить человека сурового, жестокого, властного;
  • используем мягкие и плавные линии для изображения доброго, нежного, одухотворенного человека;
  • добавляем в фигуру и образ человека яркие, насыщенные цвета и контрастные сочетания, чтобы передать его энергичность, жизнерадостность;
  • темные, приглушенные цвета — если человек меланхоличен, загадочен, грустен;
  • пастельные тона — для нежного, невинного образа;
  • рисуем уверенного, волевого человека с высоко поднятым подбородком и взглядом «сверху вниз»;
  • неуверенного, тихого человека изображаем маленьким, со скругленной спиной.

Также характер и настроение человека кроется в деталях — аксессуарах, элементах интерьера, фоне. 

3. Стили рисования человеческой фигуры: реализм, импрессионизм, экспрессионизм и другие

Изображение человека в разных стилях: 1 — реализм, 2 — импрессионизм, 3 — экспрессионизм, 4 — кубизм, 5 — сюрреализм.

Для каждого стиля в искусстве есть особенности изображения человека: 

  • в реализме автор стремится передать образ максимально близко к натуре;
  • в импрессионизме — добавить световые и цветовые эффекты для создания атмосферы и настроения;
  • в экспрессионизме важны яркие краски и динамичность композиции, нетривиальность перспективы;
  • в кубизме художник упрощает фигуру человека до геометрических форм;
  • сюрреализм построен на неожиданном смешении форм и цветов для создания фантастического образа;
  • в абстракционизме художник упрощает изображение фигуры или отказывается от нее. 

Преуспеть в рисовании человека с нуля поможет только практика и разнообразие упражнений и техник рисования. Не бойтесь экспериментировать, и помните, ошибки — это часть прогресса. 

Нравится 1
1224
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие