Учебник DSGNERS!
Учебник DSGNERS!
12 мин. читать
1147 показов
596 открытий

Как научиться рисовать человека с нуля

Прежде, чем начать создавать персонажей и «заселять» дизайн-проекты нарисованными в авторском стиле людьми, надо освоить основы рисования человека с нуля — пропорции человеческого тела, анатомию скелета, перспективу, техники и методы рисования фигур и стили. Без знаний канонов невозможно перенести фигуру на свое полотно (бумагу или рабочий стол приложения) и адаптировать так, чтобы она смотрелась гармонично. 

Основные принципы рисования человека

Знания пропорции человеческого тела и анатомия скелета и мышц — фундамент рисования человека с нуля.

Пропорции человеческого тела

Единицей измерения пропорций человека принято считать голову — от макушки до подбородка. Разумеется, не существует идеально пропорциональных людей, но с точки зрения анатомии гармоничный рост взрослого человек равен восьми его головам, подростка — 7, ребенка — 5, младенца — 4.

Головами можно отмерить основные соотношения и главные точки в рисунке человека: 

  • высота туловища с шеей = 3 головы;
  • длина рук = 3 головы;
  • ширина плеч = 2 головы;
  • ширина таза мужчины = 1,5 головы;
  • ширина таза женщины = около 1,25 головы;
  • длина ног = 3,5-4 головы;
  • размер ступни = 1 голове. 

Еще несколько правил пропорций для рисования:

  • руки доходят до середины бедра,
  • локти находятся на уровне талии,
  • колени — середина ноги,
  • туловище с головой равны половине фигуры,
  • высота тела равна длине распростёртых в стороны рук.
Построение человека с помощью меры головы.

У метода есть недостаток — он не учитывает вариативность строения тела человека. Из-за индивидуальных особенностей конституции тела, людей можно разделить на три основные группы: 

  • эктоморфы — худой от природы человек с узкими плечами, длинными руками,
  • мезоморфы — человек среднего телосложения, стройный и мускулистый,
  • эндоморфы — человек с «коренастым» телосложением, невысокого или среднего роста с широкими бедрами и округлыми формами.
Три группы фигур человека.

Скелет и мышцы как основа для понимания формы

Форму тела определяют скелет, обтягивающие его мышцы и верхний жировой покров. Без знания относительных размеров костей, их пропорций относительно друг друга и скелета целиком трудно рисовать человека. 

Анатомия скелета

Самые крупные группы костей — грудная клетка и таз. С них начинается рисунок скелета. Далее — черепная коробка с лицевым костями и очертаниями, после — верхние и нижние конечности. 

Анатомия скелета человека.

Середина всей высоты скелета человека (от стоп до макушки) — место лонного сращения таза или лобок. На этом же уровне расположена самая крайняя точка скелета по ширине.

Скелет человека также следует разделить на 8 равных высоте головы частей. На третьем делении заканчивается таз — здесь находится край подвздошных гребней таза. Грудная клетка находится между головой и тазом — на ⅓ головы с каждой стороны. 

Нижний край коленного сустава расположен на уровне двух голов снизу. Между тазобедренным и коленным суставом — бедренная кость. 

Нижняя часть ноги состоит из двух костей: большеберцовой и малоберцовой. Они соединяются со стопой в голеностопном суставе. Высота стопы — ⅓ головы. 

По верхнему краю грудной клетки — дуга плечевого пояса, которая заканчивается плечевыми суставами. От них идет плечевая кость, в локте — сустав, далее — локтевая и лучевая кости, формирующие предплечье — заканчиваются лучезапястным суставом и кистью — посередине высоты всего скелета.

Анатомия скелета человека: расположение костей.

Существует несколько вариантов рисования скелетов — от подробных до схематичных, которые помогают понять и отработать пластику движений. В обобщенных набросках кости заменяются линиями, суставы — сферами, самые объемные части тела — фигурами шара, сферы, трапеции.

Пример схематичного изображения человека.

Как мышцы влияют на внешний вид фигуры

Расположение мышц в теле человека

Объем каждой части тела помимо костей обеспечивают и мышцы. Рисуя человека, художнику или дизайнеру важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форму, размер, объем), расположение относительно скелетной структуры и соседних мышц, и механизм работы.

В теле человека более 640 скелетных мышц. Чтобы правильно нарисовать человека, надо знать несколько самых крупных, формирующих внешний контур фигуры: 

  • трапециевидная мышца расположена на спине, создает контур между шеей и ключицами — помогает двигать лопаткой;
  • широчайшая мышца спины расположена в нижней части туловища, соединяет плечевую кость — помогает опускать руки вниз;
  • большие грудные мышцы находятся между ключицами и серединой грудной клетки — сводят руки вперед;
  • прямая мышца живота расположена в центре ниже ребер — сгибает туловище;
  • косые мышцы живота находятся по бокам над тазом — отвечают за наклон, вращение;
  • дельтовидные мышцы обволакивают плечевые суставы — сгибают и отводят руку;
  • бицепс с внешней стороны покрывает плечевую кость — сгибает руку;
  • трицепс — с внутренней стороны плечевой кости — разгибает руку;
  • мышцы предплечья обволакивают кость между локтем и кистью — обеспечивают подвижность кисти и пальцев;
  • портняжная мышца начинается от крестца, заканчивается внутренней стороной голени —  сгибает ногу в тазобедренном и коленном суставах, вращает голень внутрь, а бедро — наружу;
  • мышцы внутренней поверхности бедра;
  • четырехглавая мышца соединяет таз и колено — разгибает его;
  • икроножные мышцы соединяют колено и пятку — поднимают стопу и разгибают пальцы.

Техники рисования человека

Наброски, зарисовки, эскизы

Пример набросков человека

В своей практике художники и дизайнеры часто прибегают к быстрым техникам рисования:

  • наброски — лаконичные рисунки предметов, человека, пейзажей, архитектуры, выполненные от руки; или же схематичная концепция будущего произведения. Допускается грубость линий, неточность изображения, схематичность, отсутствие деталей, монотонность. 
  • зарисовки — более точная работа с фактурой и детализацией.
  • эскиз — предварительный рисунок с детальной проработкой замысла произведения или отдельных его элементов, 

Набросок и зарисовка иными словами называются скетчами. Их любят и художники, и дизайнеры — с помощью набросков демонстрируют концепт или идею.

Быстрые наброски для захвата позы и движения человека

Быстрые наброски помогают создавать «живую» линию, научиться вычленять главное в натуре, быстро передавая на бумаге формы, объемы человеческого тела, его динамику. Есть несколько техник: 

  • контурный рисунок  — несколько быстрых линий позы или движения без деталей; метод помогает быстро зафиксировать основные формы и пропорции объекта;
  • быстрые штрихи — фиксация объекта с помощью легких штрихов, которые также передают характер объекта и акценты;
Примеры техник: 1 — контурный рисунок; 2 — набросок штрихами.
  • моментальный рисунок — максимально быстрая фиксация позы и движения объекта; в этом методе скорость важнее правильности и красоты линий и форм;
  • карикатура — экспрессивное изображение основных форм лица, фигуры движения, с утрированием наиболее выразительных черт. 
Примеры техник: 1 — моментальный набросок, 2 — карикатурные наброски.

Практика создания эскизов с различными уровнями детализации

В зависимости от целей и задач художественного произведения или дизайн-проекта, при создании эскизов используются различные уровни детализации. 

  1. Начальный подходит для первичного поиска и знакомства с идеями, включает в себя быстрые наброски и зарисовки.
  2. Средний уровень детализации предполагает подробные эскизы с некоторыми деталями, проработкой композиции и цветового тона работы.
  3. Высокий уровень детализации предполагает создание подробных эскизов с необходимыми деталями, текстурами, эффектами — такой эскиз может стать основной для проекта. 

Тени и свет для придания объема

Создание правильного объема фигуры человека зависит также от светотени. Именно они создают глубину и реалистичность. 

Перед тем, как приступить к тонированию рисунка, надо определить источник света. От него зависит, какая часть объекта будет более контрастной и темной, а какая — более светлой. 

Схема светотени на неживом объекте.

Блик — самый яркий участок поверхности, на который падает свет. Его нахождение зависит от расположения источника света и ракурса, с которого смотрит автор. 

Основной свет  — освещенная область объекта.

Полутон или полутень — область основного света, куда меньше всего падают лучи света, его интенсивность зависит от расстояния между объектом и источником света. 

Собственная тень — неосвещенная сторона объекта. Ее интенсивность зависит, как и у основного света, от формы объекта, расстояния до источника света, угла освещения. 

Рефлекс — отраженный свет от соседних предметов, который проявляется в собственной тени объекта. 

Падающая тень — тень, которую отбрасывает объект. 

Определив источник или источники света, для удобства легким нажатием проведите прямые линии, показывающие угол падения лучей. Это поможет определить границы между тенью и светом. 

Белое полотно остается только на самом близком к свету участке. Избегая его, необходимо заполнить тоном весь объект, после — добавлять насыщенность теням. Чем ближе к объекту, к стыку двух плоскостей, тем тени темнее и выразительнее, чем дальше от объекта — тусклее и размытее. 

Пример отражения светотени на портрете человека.

Практика и упражнения

Рисование человека с натуры

Самый быстрый и эффективный способ освоить скетчинг людей — рисовать с натуры. 

Практика позволяет работать с пропорциями и формами реальных людей, изображать «моделей» в естественном освещении, выработать наблюдательность и внимание к деталям, тонкости движений и эмоциям.

Пример скетча с пленера.

Для регулярного оттачивания мастерства: 

  • берите всегда с собой маленький скетчбук и карандаш, чтобы при удобном и интересном случае сделать быструю зарисовку; 
  • повышайте наблюдательность и избирательность, учитесь вычленять главное и совмещать зрительное восприятие натуры и рисовку;
  • не стремитесь отразить весь образ, позу натурщика — в реально мире «модель» может быстро изменить свое положение или вовсе исчезнуть. 

Упражнения на скетчинг с натуры.

  1. Скетч на время. Выделите на набросок одной фигуры ограниченное время — от 10 минут до 15 секунд.
  2. Набросок пятнами. Попробуйте передать форму фигуры с помощью разных тонов, штрихов, цветовых блоков, не прорисововывая контур и детали.
  3. Контур. Упростите фигуру человека, не передавая рельеф, подчеркните пропорции силуэта и особенности позы.
  4. Акцент на тело. Изучение анатомии, формы, пластики и рельефа и подробная прорисовка тела натурщика или отдельных его частей. 

2. Использование фотографий и визуальных материалов.

Тренироваться можно и на визуальных материалах: делать наброски персонажей фильмов или зарисовки с фотографии. 

Выбирая фотографии для практики, учитывайте: 

  1. Качество снимка. Изображения должны быть четкими, не размытыми.
  2. Освещение в кадре. Хорошее освещение поможет лучше разглядеть тени и свет.
  3. Сложность и перегруженность сюжета. Начинайте с простого и постепенно переходите к более сложному.
  4. Разнообразие. Выбираете фотографии с разными сюжетами, позами, людьми — это поможет разнообразить обучение и развить навык адаптации к разным видам и стилям рисунка.

После того, как вы будете чувствовать себя уверенными в отрисовке более примитивных сюжетов — начните экспериментировать. Выбирайте необычные ракурсы, цветовые решения или композиции. 

3. Упражнения на запоминание и воспроизведение человеческих поз.

Один из признаков мастерства — умение воспроизводить образы без опоры на натуру. Для этого необходимо развивать свою наблюдательность и зрительную память. 

  1. Используйте технику «заморозки»: пристально рассмотрите позу, постарайтесь запомнить каждую деталь, затем закройте глаза и поэтапно визуализируйте ее в своем уме.
  2. Попробуйте нарисовать человека спонтанно, быстро, не задумываясь о деталях — упражнение поможет лучше запомнить общую форму и композицию.
  3. Изобразите натурщика в одной и той же позе, но с различных ракурсов — упражнение тренирует восприятие движения и пространства.
  4. В течение 3-5 минут смотрите по сторонам, запомните, что вас окружает. Отвернитесь и попробуйте нарисовать, что запомнили. Сравните результаты и сделайте вторую попытку. На этот раз постарайтесь обратить внимание на объемы, масштабы, детали.
  5. Нарисуйте по памяти любого знакомого человека из окружения. Сравните полученный результат с фотографией или самим человеком. Правильно ли вы передали пропорции, детали, нюансы внешности или движения? 

Продвинутые техники и стили рисования

1. Создание иллюзии движения на рисунке

Чтобы вызвать у зрителя ощущение движения человека на рисунке, надо поработать в нескольких направлениях.  

Пример зарисовки человека в движении.

Перспектива: 

  • меняйте длину, углы линий и штрихов, в разных частях рисунка и фигуры — прием поможет передать трехмерность.

Окружающее пространство: 

  • обозначьте на рисунке элементы фона или окружающей среды. Например, если фигура накренилась назад и за ней пустота — она падает, если же нарисовать стену, то человек опирается спиной и находится в статике. 

Художественно-выразительные средства: 

  • используйте динамичные, изогнутые линии для движущихся объектов, направляете их в ту же сторону, куда или откуда движется объект; плавные, аккуратные линии — для статических объектов; 
  • добавляйте экспрессивные штрихи — например, короткие и разорванные для обозначения быстрых действий, а длинные и аккуратные — для плавных движений; 
  • добавьте размытие или смазывание дальним и второстепенным объектам — прием добавит рисунку глубину, и сфокусирует внимание на фигуре человека. 

2. Как передать эмоции и характер через рисунок

Пример проработки эмоций одного героя.

В художественном изображении человека многое значат эмоции — они наделяют работу настроением и смыслом. Для каждой эмоции и в жизни, и на рисунке характерны свои мимические особенности: 

  • счастье — морщинки у глаз, приподнятые или изогнутые брови, улыбка и ямочки на щеках, расширенные зрачки;
  • злость — нахмуренные брови, суженные глаза и сжатые губы;
  • грусть — поникшая голова, полуприкрытые глаза, сдвинутые «домиком» брови, опущенный взгляд и уголки губ;
  • насмешка или издевка – приподнятые одна или обе брови, морщинки у глаз, приподнятый уголок глуб; 
  • удивление — широко раскрытые глаза, расширенные ноздри, приоткрытый или открытый рот, широкие зрачки;
  • страх — сжатые губы и ярко выраженные скулы или раскрытый в крике рот, поднятые брови, расширенные зрачки, морщинистый лоб;
  • задумчивость – межбровная морщинка, сжатые губы, взгляд в пространство, легкий наклон головы.

Характер и отношение автора к человеку на рисунке передают линии, цветовая гамма, поза и выражение лица: 

  • рисуем строгие, угловатые линии, если хотим изобразить человека сурового, жестокого, властного;
  • используем мягкие и плавные линии для изображения доброго, нежного, одухотворенного человека;
  • добавляем в фигуру и образ человека яркие, насыщенные цвета и контрастные сочетания, чтобы передать его энергичность, жизнерадостность;
  • темные, приглушенные цвета — если человек меланхоличен, загадочен, грустен;
  • пастельные тона — для нежного, невинного образа;
  • рисуем уверенного, волевого человека с высоко поднятым подбородком и взглядом «сверху вниз»;
  • неуверенного, тихого человека изображаем маленьким, со скругленной спиной.

Также характер и настроение человека кроется в деталях — аксессуарах, элементах интерьера, фоне. 

3. Стили рисования человеческой фигуры: реализм, импрессионизм, экспрессионизм и другие

Изображение человека в разных стилях: 1 — реализм, 2 — импрессионизм, 3 — экспрессионизм, 4 — кубизм, 5 — сюрреализм.

Для каждого стиля в искусстве есть особенности изображения человека: 

  • в реализме автор стремится передать образ максимально близко к натуре;
  • в импрессионизме — добавить световые и цветовые эффекты для создания атмосферы и настроения;
  • в экспрессионизме важны яркие краски и динамичность композиции, нетривиальность перспективы;
  • в кубизме художник упрощает фигуру человека до геометрических форм;
  • сюрреализм построен на неожиданном смешении форм и цветов для создания фантастического образа;
  • в абстракционизме художник упрощает изображение фигуры или отказывается от нее. 

Преуспеть в рисовании человека с нуля поможет только практика и разнообразие упражнений и техник рисования. Не бойтесь экспериментировать, и помните, ошибки — это часть прогресса. 

Нравится 1
1147

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие