Юлия Салах
Юлия Салах
6 мин. читать
1053 показа
301 открытие

Основы креативного мышления. Чему обучают на архитектурном факультете?

Работа на первом курсе университета. Задача объединить в одной композиции три условия: фактура, отверстия, мелкие легкие элементы.

Многие свои навыки, которыми я пользуюсь изо дня в день, я принимаю как данность, потому что никогда не задумывалась о их развитии. На многие из них я уже потратила свои 10 000 часов благодаря долгой и трудоемкой учебе, поэтому развиваю их уже интуитивно. Все эти мысли мне пришли после того, как я приехала домой и нашла свои университетские работы.

Сейчас я говорю о творческом мышлении, его гибкости и креативности в какой бы то ни было форме.

Эти навыки позволяют смотреть на многие ситуации и задачи более широко, это касается не только творчества напрямую, но и в целом подхода и взгляда на жизненные обстоятельства, стратегическое развитие и планирование. Это давно доказано нейробиологией и обусловлено тем, что (цитата) — “ творческий мозг способен одновременно взаимодействовать с сетями нейронов, находящихся в различных местах, и которые обычно не работают вместе”. Тут нет речи о разных полушариях мозга, ведь (опять цитата) — “мозг слишком сложное устройство, которое до сих пор до конца не изучено. Действительно, в разные моменты нашей жизни активируются разные части мозга. Но это отнюдь не левая и правая сторона. Ученые выяснили, что теория о том, что одно полушарие отвечает за логику и рационализм, а другое за креативность и творчество — это заблуждение.”

Однако, это не научно-популярная статья. В общем, я рада, что у меня эти навыки натренированы и помогают мне в профессии. Однако без регулярного апгрейда и планомерного развития не обойтись. Поэтому я стараюсь изучать новые источники, методы и закреплять то, что имею.

Я тщательно проанализировала методы обучения, чтобы понимать, как именно образование заложило мне эти азы. Я училась в архитектурном университете и обучение там отличается от обучение во многих других вузах ввиду своей специфики.

Итак, что мы имеем.

Пункт первый 1. Творчество напрямую связано с моторикой.

Считается, что изрядное большинство творческих людей это люди с левой ведущей рукой, потому что они больше взаимодействуют с обеими руками, нежели правши, потому что они в свою очередь зачастую делают упор только на правую руку. Так устроен человек. Узнайте у любой девушки, которая хоть раз делала сама себе маникюр: левая рука — страдание. Первые два курса у нас были плотно связаны с прикладным творчеством. Мы много клеили макеты, рисовали (более корректно — писали) различными техниками, чертили и вырезали. Практически все предметы нужно было выполнять вручную. Цифровизация случилась только на третьем курсе. До этого мы все ходили с изрезанными руками и с краской на одежде.

Пункт 2. Нестандартное поведение в рамках привычного.

Наши экзамены отличались от экзаменов на соседних факультетах. Экзамен проходил так: мы приходили с канцелярскими ножами, клеем, красками и бумагой, иногда что-то из материалов уже было в экзаменационном кабинете. Тянули билет и нам давалось 4 часа на то, что бы сделать… подделку. Это рушило все стереотипы о том, как проходят экзамены. Мы не зубрили билеты, которые забывали на следующий день (однако и такие экзамены были), все решали лишь навыки, которые нельзя было купить, списать или подделать, как бы ты не пытался. Ты либо научился, либо нет, либо прикладывал усилия и получил результат, продеманстрировав свои умения, либо нет. Иногда не хватало 4 часов и мы забирали экзамен домой, просидев над ним всю ночь, но даже так невозможно было подделать свои работы, ведь результат — это то, что ты делал и чему учился на протяжении всего семестра, а не за одну ночь. В первую очередь, это важный жизненный опыт, а потом уже рассуждения о креативности.

Пункт 3. Знания.

Архитектура это не только про чертежи. Это про сооружения, которые отражают ход истории — архитектура несет в себе политику, экономику, отражает социальное положение и философию времени, в котором строились объекты. А так же уровень развития человека, его ценности, культура и религия, к которой он принадлежал. Знания в этой сфере нужны просто титанические. У нас было много разнообразных предметов, которые казалось бы не связаны с архитектурой напрямую (вроде предмета “православие”, это не шутка). Такое разнообразие знаний формировало кругозор.

Творчество — это интеллект.

Важно быть эрудированным, интересоваться даже теми сферами, которые кажутся вам бесполезными и якобы не касаются вашей профессии, зачастую в них кроется множество идей и понимания идей других дизайнеров, что тоже очень важно. Особенно сфера технологий, поверьте, вы будете приятно удивлены насколько это творческая среда.

Пункт 4. Брейншторм.

Генерировать идеи сложно. Очень. Особенно сложно, когда у тебя есть дедлайн. И последствия от не сгенерированного.

У нас был невероятно, казалось бы, скучный предмет. Честно, я даже не вспомню, как он назывался, но воспоминания о нем остались крайне яркие. В последствии этот предмет стал моим любимым. Задания были типа следующего: “Придумать идею для будущего и в зависимости от нее, продумать инфроструктуру, эргономику и в целом новые условия жизни”, то есть если за основу брать самое банальное — летающие машины, то нужно было предусмотреть условия того, как они будут парковаться на крышах, в какой одежде будут люди (скорее всего, девушки не будут ходить в юбках) и тому подобное. Или стены, через которые можно ходить — как защищать личное пространство и так далее. Фантазия короче, невероятная. Самое интересное это развитие мысли и то, как все заинтересованные принимают участие в процессе. Мы доходили просто до невообразимо масштабов как оно могло бы быть.

Есть похожие упражнения: взять предмет и расписать максимально возможные и не возможные варианты, что можно сделать с этим предметом. Такое же есть в риторике — полчаса говорить только об этом предмете, расписывая возможности и все такое.

Пункт 5. Люди.

Как же долго и сложно принимается тот факт, что зачастую именно окружение формирует наши взгляды и в какой-то мере мышление. Я сама долго отрицала это и верила в силу обособленности. Однако сейчас я четко осознаю, что комьюнити и ваше окружение действительно определяет многое в нашем видении мира и направлении нашего пути.

Преподаватели, учащиеся и все, кто был задействован в моем обучении — это многосторонние, творческие, по своему уникальные и интереснейшие люди, с неповторимым жизненным опытом. Ну почему я поняла это не сразу? Вспоминая личные рассказы преподавателей, о их жизни, путешествиях, работе, слушая их мнения и материал, которые они подготавливали для нас — все это было отражением их взглядов на мир. Многие истории я до сих пор вспоминаю и даже пересказываю друзьям, это же был уникальный опыт из первых уст, где я еще такое услышу?

Важный момент в том, что нашему мозгу для нестандартного мышления просто необходим жизненным опыт и не только свой. Мозг должен знать, как оно может быть, он должен перенимать опыт и не только позитивный, но и негативный тоже. Именно поэтому важно двигаться, общаться, узнавать новое и делиться своей жизнью. А мы живем в удивительное для этого время.

Обучение в университете дало мне очень многое — навыки, знания, коммуникации, подарило профессию, мышление и бесценный опыт. Подводя итог, хочу отметить, что в формировании творческого мышления принимает участие не только перечисленные пункты — здесь и в любых других источниках, но и банально каждодневный досуг, походы куда либо, чтение, путешествие, общение и даже просмотр фильма.

Спасибо, что уделили время ❤

Подписывайся на мой телеграмм-канал, где я рассказываю о продуктовом дизайне, работе в ИТ и своем опыте 

1053

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие