Привет. Сегодняшний мой пост посвящен проблеме всех занимающихся и увлечённых дизайном, проблеме: как заставить свой мозг генерировать яркие, способные волновать идеи. Идеи, за которые клиент будет готов платить вам премиальную наценку и всячески вами восхищаться.
Креативность — это навык мыслить нестандартно. Опираясь на него, мы проектируем товарный знак и логотип, создаем слоганы для рекламных кампаний, придумываем имена для продуктов, короче — участвуем в создание дополнительной ценности товара для того, чтобы бизнес мог его дороже продать. Под креативностью я понимаю в первую очередь навык дизайнера работать в условиях неопределенности, выполняя сложные задачи, требующие творческой импровизации и драйва.
Существует множество креативных технологий. Я знаю восемь, в проектировании пользуюсь — тремя. Это brainstorming, или мозговой штурм, это интеллект-карта, она же технология Тони Бьюзена, и моя собственная методика — “принудительного связывания”. Всех, кому интересно погрузиться в эту тему поглубже, залетайте на мой образовательный канал на Youtube и подписывайтесь.
Дизайнер с минусовой креативностью, постепенно превращается во что-то на подобии «водителя мыши», в безынициативное существо, механически исполняющее команды заказчика. «От меня ничего не зависит», «инициатива наказуема», «где привязали — там и лай». Психологи для описания такой жизненной установки, используют термин «выученная беспомощность». Постепенно, процесс проектирования, который должен приносить радость, начинает дизайнера напрягать … «Как выйти из состояния полусна и начать креативить» — это вопрос часто задают мне ученики.
И опытные проектировщики и новички знают, что креативность в графическом дизайне — это синоним успеха, и финансового в том числе. Либо ты креативен и светишься всеми огоньками, как ночной Лас-Вегас. В этом случае бизнес тебя ценит, и готов платить премиальную наценку. Либо ты — тусклая лампочка в подъезде, еле-еле освещающая площадку перед мусоропроводом. Тебе ничего не остаётся, как медленно выгорать, делая унылую, однотипную работу, растягивая деньги от аванса до подсчёта.
Поверьте мне, что креативность в графическом дизайне, это не столько состояние души, или врождённый талант, сколько технология. Навык управления креативностью принадлежит к высокопрофессиональным навыкам и, как высокопрофессиональный навык, он тренируем.
Профессионально отлаженный креативный процесс выглядит следующим образом: на этапе постановки проблемы активно сознание, на этапе генерации творческой идеи — бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения вновь занимается рациональное сознание. В процессе работы нам необходимо научиться задействовать по очереди то правое, то левое полушарие мозга, активизируя попеременно то логический, то творческий наш потенциал. Думаете сложно?
Ещё как сложно! И сложность состоит в том, что правое полушарие мозга, отвечающее за абстрактное мышление, за образы и впечатления, у нас спит, а просыпается, как это не забавно звучит, только во сне. Большую часть своей жизни мы проводим с работающим левым полушарием, которое отвечает за конкретное и рациональное. Креативность же требует попеременного использования то правой, то левой половинки мозга и это принципиально важно.
Дизайнеры постоянно ищут технологии, создают какие-то собственные ритуалы, которые помогают обеспечить этот самый бинарный режим работы мозга. Кто-то прикалывается на ходьбу, кому-то нравится горячий душ, кому-то даже удаётся задействовать творческий ресурсы мозга в моменты тонкого сна, во время пробуждения, кто-то экспериментирует с алкоголем, кто-то с фармакологией…
Сегодня я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет нащупать ту грань в вашем воображении, где заканчивается обыденное и банальное и где начинается по-настоящему креативное.
Ну что, готовы?
Разминочка: Выберите предмет, визуализируйте его в воображении, к примеру «кроссовки». Найдите 10 описательных прилагательных, органичных этому предмету: модные, дышащие, для бега, детские и т. д. Готово? Теперь придумайте еще 10 прилагательных, которые абсолютно не подходят для описания «кроссовок». Например: «обезжиренные», или «застенчивые» … Попробуйте. Обнаружите, что выполнить это задание не так уж и легко. Покопайтесь в своём восприятии и найдите нужные слова. Слова оформите в виде списка.
Теперь порисуем. Всем нам известен символ несчастной любви. Это очень узнаваемое изображения сердечка, пронзённого стрелой. Иногда, для усиления месседжа, ещё дорисовывают капли крови, стекающие с наконечника стрелы. Вспомнили?
А теперь задание: придумайте и изобразите символы любви: крепкой, корыстной, духовной, «до гроба» и какой-то своей, личной (к котикам, к дизайну, к алкоголю и т.д.) В результате должно получиться 6 значков. Рисуйте как можно проще, не пользуйтесь цветом, изображение должно быть чёрно-белым без объёма. В работе лучше использовать маркер или линер.
Покажите работы друзьям. Смогут они расшифровать ваши визуальные высказывания? Все 6, или только 4, или 2? Если друзья расшифровали все 6 — вы молодец, и я снимаю перед вами шляпу. Всех благ и делайте дизайн!
Алексей Ромашин. Эксперт блог-платформы Medium, руководитель онлайн школы Айдентика