Вспомним греков, римлян и похожих чечиков в тряпках. Они использовали для письма что на земле валяется: камни, веточки... И греческий алфавит выстроен так, чтобы все глифы — буквы — писались слева направо.
Зачем?
- На каменную плиту не завезли ctrl+Z. Каждый штрих нужно сделать с первого раза, а вместо эпл-пенсила — зубило и молоточек.
- Физические ограничения письменности. Мы пишем слева направо — так можно каждую букву начинать с места, где заканчивается предыдущая (учитывая апроши). Как отмерить расстояние для буквы, которая пишется справа налево, если ты не знаешь, сколько места она займёт? Отмеришь больше — лишний пробел, отмеришь меньше — не поместится.
Греческий алфавит идеален для тех, кто пишет слева направо: он изначально создавался так, чтобы с минимальными ошибками и издержками набирать большие полотна текста во времена, когда цена орфографической, пунктуационной или эстетической ошибки была велика.
Буква «Я» не вписывается в эту систему. Проведите эксперимент: можно мысленный, а лучше на листе бумаги. Начните писать буквы «М»,« В», «К». Каждая буква начинается слева, а следующая написанная приятно присоединяется к предыдущей. Если нам потребуется математическая точность, мы построим сетку и сможем быстро выверить ширину апроша и унифицировать набор.
А если в этой идеальной системе написать букву «Я»? Допустим — отмерили апрош. А дальше что? Сколько отступать? На глаз? А достаточно ли я доверяю своему глазу, чтобы отмерить идеальное расстояние для буквы?
Буквы — не просто набор палочек. Они — источник информации и способ её передавать, сугубо прикладная вещь. Так что нужна система:
- с минимальной вероятностью ошибки: для простоты использования;
- построенная на простых технологиях современности: для простоты тиражирования.
И когда такая система сложилась, человечество начало активно масштабироваться. Камни и веточки сменились перьями, бумагой… Мы перестали зависеть от инструмента, которым писали. И тут в рассказ вступает знакомое нам импортозамещение.
В XVIII веке Пётр Первый утвердил привычный нам вид буквы «Я», которая пишется справа налево. Тогда о каменных плитах, бересте и глиняных табличках уже забыли, новой нормой стали перья. Для них любые движения в разные стороны — не проблема.
Можно накалякать хоть весь алфавит без ограничений движения руки. Например, так поступили китайцы: вспомните иероглифы — их система письменности изначально предполагала свободное движение руки по пространству, из чего даже родилось искусство каллиграфии.
Если бы человечество не выбрало путь глобализации и осталось греками в тряпках, мы никогда бы не придумали перевернуть «R» и создать «Я».
Тот факт, что мы можем писать букву «Я», стал для меня символом прогресса, который мотивирует меня любопытнее относиться ко всему новому и по-новаторски смотреть на старое. Вдруг это уже стало рудиментом?
Эту статью отредактировала Маша Асанкина. Вы тоже можете обратиться к ней за редактурой и корректурой ваших текстов! Пишите в тг @ruedeskin.