Конкретность и измеримость
OKR — это методика постановки и отслеживания целей.
Аббревиатура OKR расшифровывается как Objectives and Key Results, то есть «цели и ключевые результаты», что отражает суть методики: отбирается несколько (не более трех-пяти) целей, к каждой из которых привязывается несколько показателей.
При этом достижение цели ограничивается определенным промежутком времени (квартал, год), а показатели должны быть конкретными и измеримыми. Размытые и неоднозначно трактуемые формулировки неприемлемы.
Приведу пример корректных и не очень OKR для дизайнера.
Хорошо:
Цель (Objective):
Прокачаться в UX-исследованиях
Ключевые результаты (Key Results):
— Закончить интенсив по UX исследованиям,
— Провести три usability-тестирования в виде интервью с записью видео и зафиксировать результат в базе знаний,
— Провести один First Click-тест и зафиксировать результат в базе знаний.
Плохо:
Цель (Objective):
Прокачаться в UX-исследованиях
Ключевые результаты (Key Results):
— Поупражняться в UX-исследованиях,
— Изучить материалы по теме.
Что такое «поупражнятся» или «изучить»? В эти слова можно вложить любой смысл — такой подход не прокатит для OKR.
Я привел очень простой пример OKR, понятный всем дизайнерам. «Бизнесовые» же OKR выглядят иначе: «Увеличить продажи в N раз», «Привлечь N новых клиентов» и т.д., и они обязательно выражаются в конкретных метриках.
А вообще, современная методология OKR сильно усложнилась со времен изобретателя термина Джона Дорра, но мне вполне хватило базовых принципов, изложенных в его книге «Измеряйте самое важное».
Кстати, меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в МТС Финтех. Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале @na_produkte.
Расстановка приоритетов
Важная черта OKR — это ограничение по количеству целей. Формулирование OKR заставляет серьезно задуматься о приоритетах и выбрать то, что действительно важно, ведь целей не должно быть слишком много.
OKR — не то, что спускается исключительно сверху от начальства. Обычно минимум 50% OKR, а в отдельных случаях и все 100%, формулируется самостоятельно исполнителем или его командой.
Это позволяет сотрудникам на всех уровнях самим подумать о том, как они могут принести пользу компании, и расставить верные приоритеты.
Амбициозность
Отличительная черта OKR — их амбициозность. Заявленные показатели должны быть крайне трудно достижимыми, что становится настоящим вызовом для команды или руководителя.
При этом невыполнение OKR на 100% не будет провалом. Если удалось достичь отметки в 70% — это уже большой успех.
Такой подход может показаться непривычным для тех, кто раньше жил в парадигме KPI (ключевых показателей эффективности), невыполнение которых грозит лишением премии.
OKR же, как правило, не привязаны к материальному вознаграждению, а направлены на повышение внутренней мотивации за счет амбиционных вызывов.
Зачастую выполнение OKR невозможно без изменения подхода к работе и внедрения новых инструментов.
Плюсы OKR
Изучив методику OKR, я тут же стал ее большим поклонником и поспешил внедрить ее в работу своей команды. Теперь мы используем OKR для простановки ИПР (индивидуальных планов развития) дизайнеров.
OKR привлекает меня следующим:
- Амбициозностью: можно дотянуться туда, куда раньше не хватало духа.
- Демократичностью: планы соответствуют желаниям самих дизайнеров и могут быть пересмотрены при изменении обстоятельств.
- Синхронизацией: OKR надо отслеживать постоянно, а не только измерять в конце квартала.
- Прозрачностью: OKR публичны, и члены команды помогают друг другу их достигать.
- Отсутствием давления: сотрудники ощущают азарт и заинтересованность, а не страх наказания.
В заключение
Напоследок хочу показать придуманный мной вариант визуализации OKR с помощью чекбоксов, фиксирующих достижение различных результатов.
Такой вариант не подойдет для фиксации метрик, выраженных, например в процентном соотношении, но для простых шагов работает на ура.
Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.