Задачи, с которыми сталкиваются продуктовые дизайнеры, можно условно разделить на два типа: новая функциональность и дизайн-долг.
Проработка новой функциональности связана с вводом новых фичей и сценариев или существенным изменением клиентских путей. А работа над дизайн-долгом предполагает исправление проблем в текущем дизайне.
Такая классификация, конечно, является довольно условной и не покрывает всего многообразия задач. Однако она полезна тем, что позволяет выделить дизайн-долг в отдельный тип задач и обозначить важность работы с ним.
Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в ВТБ. Сегодня мы поговорим о дизайн-долге, а другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале: https://t.me/na_produkte
Что такое дизайн-долг
Даже при самом тщательном подходе к проектированию интерфейсов невозможно избежать проблем с дизайном и неудачных дизайн-решений. Такие проблемы, будучи обнаруженными, и пополняют дизайн-долг.
Приведу несколько примеров:
- Использованы неудачные формулировки, которые сбивают юзера с толку.
- Нет подсказок при вводе информации в анкете.
- Кнопка CTA на лендинге находится слишком низко, и пользователи до нее не доходят.
- Не спроектировано пустое состояние для результатов поиска, из-за чего отображается пустой экран.
Уверен, вы сами накидаете мне десятки проблем, которые сами обнаруживали после состоявшегося релиза. Все это — дизайн-долг, который нужно фиксировать и со временем разбирать.
Существует и более широкое трактование дизайн-долга. Алисия Суска в статье «Дизайн-долг 101» помимо визуального выделяет и операционный дизайн-долг. В последний она включает, например, неудобную структуру дизайн-файлов или плохо организованный процесс передачи дизайна разработчикам.
Откуда берется долг
Юрий Ветров в книге «Паттерны дизайн-менеджмента» выделяет три источника долга:
- Экспертная оценка
Проблемы в дизайне находят сами дизайнеры или участники команды разработки. - Юзабилити-тестирование
Проблемы выявляются в результате тестирования конкретной функциональности. - Обратная связь от пользователей
Сюда относятся обращения в службу поддержки, результаты опросов, значение метрики NPS, отзывы юзеров и т.д.
От себя я хотел бы добавить четвертый источник:
4. Системные изменения
Текущий дизайн может стать неактуальным в результате изменений в дизайн-системе, обновления гайдлайнов или ввода технических ограничений.
Фиксация долга
Мало обнаружить проблемы с дизайном, важно зафиксировать их так, чтобы эта информация не потерялась.
Если в вашей компании уже сложилась система работы с дизайн-долгом, то вам повезло и вы можете действовать в соответствии с принятыми правилами. Если нет — придется внедрять новые практики.
В идеале, дизайн-долг нужно фикcировать в виде задач по аналогии с описанием обычных продуктовых задач и наполнять ими бэклог (список задач) команды.
Если на вашем уровне это пока не получается — фиксируйте доступным вам способом: в базе знаний типа Confluence или Notion, на доске Miro и т.п.Главное, чтобы со временем была возможность вернуться к проблемам дизайн-долга и сформировать из них новые задачи дизайнера.
Как работать над дизайн-долгом
Если кратко — так же, как и над остальными задачами. Задачи долга включаются в бэклог команды и берутся в работу в рамках планирования.
Разгрести весь дизайн-долг проблематично, поэтому придется расставить приоритеты. Приоритизация задач дизайн-долга осуществляется исходя из их критичности для пользователей и бизнеса, выраженной в показателях тех или иных метрик.
Если есть опасение увязнуть в работе над долгом, можно ввести квоту для такого типа задач — не более определенного процента от общего объема задач.
Когда наличие дизайн-долга затрагивают и новую функциональность, разумно совместить эти две задачи.
И пару мыслей напоследок.
Идея проработки дизайн-долга может быть неочевидна при проектной работе или для фрилансеров, но для продуктового дизайнера она крайне важна.
Не забывайте, что вы отвечаете не только за внедрение новых фичей, но и за весь продукт в целом на всех стадиях его жизненного цикла.
Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.