Три формата
В каждой компании — своя организационная структура. На ее формирование влияет много факторов: от особенностей внутренних процессов до размера организации. Разнообразны и форматы интеграции дизайнеров в эту оргструктуру.
Глобально таких форматов три:
- Распределенный. Дизайнеры работают внутри продуктовых команд.
- Выделенный. Есть выделенная дизайн-команда, которая существует в формате дизайн-студии внутри компании.
- Комбинированный. Есть выделенная дизайн-команда, но ее участники закрепляются за конкретными продуктовыми командами и работают с ними на протяжении долгого времени.
Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в МТС Финтех. Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале @na_produkte.
Естественно, внутри трех этих форматов есть множество мелких вариаций. Бывают переходные форматы, которые непонятно, куда отнести. А еще есть платформенные или core-команды, не поддающиеся такой классификации.
Тем не менее, для того, чтобы раскрутить сегодняшний главный тезис, схема вполне ок. А тезис такой:
Идеальный формат работы дизайнеров — комбинированный, т.к. он обеспечивает погружение дизайнера в продукт без потери связи с профессиональным центром компетенций.
Объясняю свою точку зрения.
Интеграция в продукт
Хорошо, когда дизайнер долго работает с одним продуктом и проживает вместе с ним разные стадии его развития.
«Вгруженный» дизайнер может видеть, как инициируемые им изменения влияют на продукт. Это порождает рефлексию и, собственно, делает из веб-дизайнера дизайнера продуктового.
Работа в режиме «получил задачу — сделал — забыл» не прокатит, если последствия придется расхлебывать самому.
Если же дизайнер не закреплен за конкретной продуктовой командой (или командами), а работает над ее задачами от случая к случаю, о погружении в продукт речи быть не может. Решения будут поверхностными, а ответственность за результат — минимальной.
К тому же не стоит забывать о «химии», которая возникает между участниками команды. «Одноразовый» дизайнер воспринимается в команде как чужак. Это не способствует установлению доверительных отношений, без которых никуда.
Центр компетенций
Вместе с тем, ограничение круга общения дизайнера исключительно продуктовой командой несет в себе определенные риски.
Не будучи интегрированным в профессиональную дизайнерскую среду, дизайнер может остановиться в развитии хард-скиллов, а то и вовсе деградировать. Чтобы развивать дизайнеров, нужно предоставить им возможность постоянного обмена опытом.
Комбинированный формат дает такую возможность. При нем дизайнер живет сразу в двух мирах: в мире своего продукта и в мире центра профессиональных компетенций, которым является дизайн-команда.
Также здорово, когда есть дизайн-лид. Он задает определенную планку качества, ниже которой работы участников дизайн-команды не опускаются.
А еще у дизайнеров могут возникать вопросы профессионального характера, с решением которых никакой продакт не поможет. Оценить качество макетов, подсказать верное дизайн-решение, повлиять на постановку задач, решить проблемы с заказчиком — все это по силам только дизайн-лиду.
Выходим из изоляции
Несмотря на все плюсы комбинированного формата, бывает, что по тем или иным причинам внедрить его невозможно.
Но даже в отсутствие дизайн-команды у дизайнера остаются возможности избежать профессиональной деградации.
Примкните к комьюнити. В любой большой компании есть дизайн-комьюнити, пусть даже в виде неформального чата в мессенджере. Вступите в него, делитесь опытом с коллегами и задавайте вопросы. А еще лучше — развивайте сообщество и внедряйте новые форматы взаимодействия.
Найдите ментора. Если у вас нет лида, который будет помогать с развитием, поищите ментора на стороне. Сейчас для этого множество возможностей, есть специальные сервисы и сообщества.
Учитесь и развивайтесь. К счастью, сейчас нет проблем с доступом к полезной информации. Уроки, лекции, статьи — все в вашем распоряжении. Развивайте свои компетенции, наращивайте скилы, расширяйте круг знакомств — это точно окупится.
Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.