Проблема
Общаясь с дизайнерами, часто сталкиваешься с жалобами на бизнес в лице продактов или заказчиков. Дескать, зарубают хорошие идеи, включают микроменеджмент и вообще не дают нормально работать.
Причина этих проблем — в недоверии.
Отчасти оно имеет исторические корни: раньше дизайнеры воспринимались как рисовальщики красивых картинок, а не как полноценная часть коллективного бизнеса или команды разработки.
Сейчас другие времена: профессия продуктового дизайнера предполагает UX-экспертизу и осознанное проектирование на основании данных аналитики. Вот только доверия больше не становится. Так в чем же дело?
Ну, во-первых, многие так и живут в парадигме, в которой дизайн это про «делать красиво».
А во-вторых (и это самое грустное) — многие дизайнеры в реальности не соответствуют провозглашаемой в комьюнити высокой планке.
Меня зовут Андрей Богданов, и я работаю дизайн-лидом в МТС Финтех. Другие мои посты вы можете найти в телеграм-канале @na_produkte.
Несоответствие стандартам
Проблема: многие дизайнеры не умеют разговаривать на языке бизнеса.
Новичкам это простительно. Я постоянно твержу, что для джунов главное научиться делать красиво и аккуратно, сосредоточившись на UI. Но если дизайнер считает себя зрелым, с проблемой надо что-то делать.
Чтобы быть достойным собеседником, а иногда и оппонентом бизнесу, нужно понимать его инструменты. Если дизайнер в жизни не слышал слова конверсия, а буквы DAU/MAU напоминают ему детскую считалочку, о равноправном диалоге говорить сложно.
Конечно, дизайнер должен руководствоваться не только интересами бизнеса, но и удобством продукта для пользователей. Но, чтобы считаться экспертом в вопросах UX, нужно уметь формулировать гипотезы и подбирать подходящие способы их проверки. А в отсутствие UX-исследователей — проводить тестирование самостоятельно.
Если не уметь ничего из перечисленного, рассчитывать на доверие бизнеса сложно. В таком случае дизайнер превращается в UI-дизайнера безо всяких «UX-» и «продуктового».
Кстати, про UI
На тему визуальных решений существует множество мемов вроде «продающего красного», а о самодурстве менеджеров в области «вкусовщины» слагают легенды.
А между тем даже визуальные решения можно и нужно обосновывать грамотно.
Сравнение с конкурентами, соответствие гайдлайнам, консистентность, привычность пользовательских паттернов, соответствие трендам — вот те аргументы, которые могут работать. Если, конечно, преподносить их через призму успешности достижения бизнес-целей.
Если же дизайнер не способен аргументировать свои решения, а лишь молча про себя проклинает продакта, шансов отстоять свое решение у него немного.
Сидим спокойно
Работа в продукте на многих проектах устроена таким образом, что дизайнеру можно ограничиться рисованием картинок, не залезая на соседние участки, и при этом чувствовать себя отлично.
Если у вас нет далеко идущих амбиций и желания отстаивать свои решения потом и кровью, это вполне ок. Но в таком случае не надо жаловаться, что кредит доверия к вам недостаточен.
Если же хочется большего, то нужно не только повышать свою экспертность, но и заниматься маркетингом своих успехов, то есть транслировать эту экспертность окружающим. Шансов, что ваши достижения будут заметны и вознаграждены по заслугам без дополнительной артикуляции крайне малы.
Несправедливо обвиненные
Впрочем, списывать все беды дизайнеров на их собственные некомпетентность и неуверенность было бы неверно.
Иногда даже самые классные специалисты сталкиваются и с микроменеджментом, и с несправедливыми претензиями, и с искусственным ограничением их полномочий.
В таком случае я вижу три варианта решения проблемы:
- Покинуть проект.
Зачем мучаться там, где вас не ценят и не уважают? - Прививать правильное продуктовое мышление.
Если проблема ваших коллег - в невежестве, попробуйте заняться просветительством. Иногда получается. - Повышать собственное влияние.
Если команде плевать на продуктовый подход и UX/UI, пусть им не будет плевать на ваше мнение. Наладьте личные связи с лидерами, заработайте репутацию и получите карт-бланш от руководства — с уважаемым специалистом не будут спорить из-за цвета кнопки.
Другие посты тут: https://t.me/na_produkte
Си ю.