Учебник DSGNERS!
Учебник DSGNERS!
12 мин. читать
1958 показов
633 открытия

Предметная съемка в домашних условиях

Основы предметной фотосъемки помогают дизайнеру  визуализировать, сфотографировать и презентовать идеи, результаты работы — от айдентики на визитках и мерче до разработанного стула и интерьера.

Основы предметной съемки: что нужно знать

Виды предметной фотосъемки

  1. Lifestyle (иногда — интерьерная) — съемка, где предметы представлены в интерьере. Формат помогает визуализировать товар у себя дома и сравнить габариты, цветовое сочетание. Lifestyle-фото чаще всего используют в социальных сетях и на сайтах, в качестве рекламного баннера и в карточках товара. 
  2. Каталожная съемка — предметы снимаются на однотонном (чаще — белом или черном) фоне с минимальным дополнительным реквизитом. Кадры используют для интернет-каталогов и карточек товаров.
  3. Имиджевая съемка — полученные фотографии доносят до покупателя философию бренды и идею продукта. Предметы снимаются с дополнительным реквизитом, цветным фоном. Кадры публикуют в социальных сетях, сайтах, иных площадках присутствия бренда.
  4. Still life — натюрморт, предметный стайлинг без участия людей.
  5. Food-фотография — съемка привлекательных натюрмортных фотографий еды. Показывает блюдо, его особенности, иногда — процесс приготовления или ингредиенты.
  6. Flatlay-фотография — фото-композиция из предметов, которые выложены на горизонтальную поверхность. Камера установлена сверху, параллельно предметам.

Подготовка к предметной съемке дома

Чтобы фотосъемка удалась, а кадры действительно получились ценными и применимыми, заранее подготовьтесь.

Во-первых, разработать мудборд — визуализировать настроение, характер, цветовую гамму будущих кадров.

Во-вторых, подобрать референсы — опорные визуальные идеи или решения, которые помогут решить задачу. Можно подобрать референсы по свету, цвету, композиции, деталям. Но не копируйте полностью чужой кадр — используйте его для вдохновения и как основу для доработки.

В-третьих, подготовить чек-лист — список задач, реквизита для съемки, оборудования.

Выбор оборудования для домашней фотостудии

Покупать специальную камеру для предметной фотосъемки в домашних условиях не стоит. Для тренировок или разовых задач подойдет то, что уже есть — камера смартфона или старого фотоаппарата.

Тем более, особых, жестких требований к камере нет — результат зависит от настроек камеры, выстроенного освещения и выбранного фона.


Помните, если вам нужны кадры для портфолио или интернет-каталога — подойдет смартфон, если задача — снимки для крупноформатной печати, журнала, необходима камера с высоким разрешением.


Если же у вас есть или вы намерены приобрести камеру, то к ней необходимо подобрать правильный объектив. Лучший вариант — длиннофокусный макрообъектив. Дополнительно — более широкоугольный объектив.

Минимальный набор для профессиональной студийной съемки состоит из комплекта импульсного освещения, светорассеивающих насадок и белого предметного стола. Но для домашней фотосъемки арсенал оборудования меньше. Помимо камеры для удобства предметной съемки понадобится:

  • Штатив — обеспечивает стабильность положения камеры. Кадры будут четкими, не размытыми. Самым устойчивым считается штатив-тренога.
  • Лайткуб или фотобокс — заменяет одновременно предметный стол и рассеивающую насадку.
  • Прозрачная полка для лайткуба — на ней стоит фотобокс. Подставка должна быть прозрачной, чтобы пропускать свет от нижнего источника.
  • LED-свет — источник света, который использует светодиоды, может заменить импульсный источник. Идеально — три источника света, допустимо два.

Лайткуб или предметный стол можно заменить подручными средствами.

Например, альтернатива стола — лист белого картона большого размера или ватман. Его надо разметить на широкой поверхности (например, подоконнике или столе, придвинутом к стене) и с помощью опоры создать переход поверхностей.

Фитобокс можно сделать и собственными руками — из картонной коробки, оклеенной белой бумагой. Обложка книги, ткань платья, чистый подоконник или коробка для хранения вещей также можно сделать фоном.

Освещение для предметной фотографии в домашних условиях

Цветовая температура источников света должна быть одинаковой. Если не соблюсти это правило, то гармония снимка нарушится — одна сторона предмета будет холодных оттенков, другая — теплых. Отретушировать дефект будет сложно.

Стандартные цветовые температуры для светодиодных светильников:

  • 1500K–3500K — теплый белый желтого оттенка.
  • 3500K–5200K — нейтральный или дневной белый.
  • 5200K–6500K — холодный белый синеватых оттенков.

Идеально для съемки использовать три источника света: главный — дает основной, рисующий свет, заполняющий — подсвечивает тени, чтобы они не были слишком темными, резкими, дополнительный — подсвечивает фон, создавая эффект глубины кадра.

Схемы с одним источником освещения

Единственный источник света — норма, если резкие тени допустимы и, например, передают характер.

Если использовать естественный свет от окна, то предмет следует поставить на стол и посмотреть на него с разных ракурсов для определения самого красивого светового рисунка. Используйте штатив и длинную выдержку.

Если у вас искусственный источник света, разместите его сбоку и сверху от объекта. Чтобы смягчить тени — расположить отражатель с противоположной стороны от источника света.

Чтобы создать контровое освещение, разместите источник света за предметом — передаст объем предмета, но затемнит его переднюю часть. Высветлить ее поможет отражатель.

Схемы с двумя источниками освещения

Разместите источники света по диагонали: главный направлен на предмет, дополнительный — на фон. Первый создаст мягкий рисующий свет, второй — заполняющий, который добавит объема. Основной источник света можно расположить выше предмета, дополнительный —  на уровне объекта.

Оба источника света, выставленные по диагонали, можно направить на предмет. Тогда главный источник света, установленный впереди слева создаст рисующий свет, дополнительный источник, расположенный сзади справа, — «контровой» свет и добавит объем.

Оба источника света направьте на предмет с разных сторон под ракурсом три четверти на уровне или выше объекта.

[схема+результат]

Источники света поставьте слева и справа под углом ~90° относительно предмета. Оба источника создают заполняющий мягкий свето-теневой рисунок.

Схемы с тремя источниками освещения

Установите два источника света спереди от предмета под ракурсом три четверти, третий — по диагонали от одного из передних, направив его на предмет.

Если направить третий источник на фон, то получится фоновый свет, создающий больший контраст между объектом и задним планом.

Третий источник света может подсветить предмет или фон снизу.

Экспериментируя со схемам, используйте цветовые фильтры для источников света — Например, синий и розовый или красный, зеленый и красный, желтый и синий или фиолетовый, синий и фиолетовый и другие.

Фон для предметной съемки: варианты и рекомендации

Грамотно подобранный фон для предметной съемки не будет отвлекать от самого объекта, а дополнит сюжет.

Лучше сохранять фон простым, приятным, без кричащих акцентов. Он должен быть контрастным с главным объектом съемки или дополняющим — тех же цветовых оттенков, что и объект.

Существует две стандартные цветовые схемы, которые можно применить при выборе фона предметной фотографии:

  • Система валёров — градация цвета от светлого к темному. Понятия пришло из живописи и обозначает технику, когда один цвет размывается от темного к светлому.

  • Комплиментарные цвета — противоположные на цветовом круге, создают контраст между предметом и фоном.

Есть еще несколько правил: 

  • Фотофон должен быть матовым. Он не вызовет появление ненужных бликов.
  • Текстурный фон лучше использовать при съемке более крупных предметов и, когда в кадре планируется показать больше пространства.
  • Используйте влагостойкий материал фотофона — он дольше остается презентабельным и легко чистится.

Композиция и расстановка объектов

Выстраивать композицию можно по правилу третей.

Правило третей — принцип построения композиции, основанный на разделении кадра на три равные части по горизонтали и вертикали; основные элементы изображения располагаются в точках пересечения или вдоль линий.

Разделите кадр на три равные части по вертикали и горизонтали. Предметы, которые расположены в точках пересечения — акценты кадра, на них в первую очередь обращает внимание зритель. В настройках камеры есть возможность отображать сетку — она поможет применять правило на практике.

В симметричной композиции главный объект расположен строго в середине кадра, разделяя его пополам. Такая композиция создает ощущение неподвижности и покоя.

Ассиметричная композиция (в том числе и диагональная) показывает движение, динамику — здесь главный предмет в большей степени находится в одной из третей кадра.

Имеют значение и ракурсы.

Фронтальный — угол съемки, когда камера расположена прямо напротив объекта под прямым углом — отображает объект естественно и нейтрально.

Верхний или высокий ракурс — камера находится выше объекта съемки — делает полный обзор объекта, создает ощущение простора и свободы. Если высота подъема камеры малая, то передает ощущение контроля или превосходства над предметом.

Нижний или низкий ракурс — камера находится ниже предмета съемки — визуально делает объект большим и впечатляющим, подчеркивает значимость, передает восхищение.

Диагональный ракурс — объект снимается под углом и в вертикальной, и в горизонтальной плоскости — придает снимку динамику и энергию, в центре внимания — детали.  

Для предметной съемки чаще всего используют диагональный и верхний ракурс: кадр вмещает несколько объектов и передает объем, детали.

Техники макросъемки для мелких предметов

Для большей детализации предметов используют макросъемку. Для нее наиболее характерны диагональный и верхний с небольшим углом и высотой ракурсы.

Макросъемка не терпит тряски, поэтому установите камеру на штатив. Это поможет получить четкие и резкие снимки.

Чем ближе камера и фотограф к объекту — тем меньше на него падает света. Потому используйте больше источников и применяйте такие схемы освещения, чтобы камера не создавала тень. Шума на кадре будет меньше.

Используйте режим макросъемки на камере или приобретите макрообъектив — получатся качественные изображения с высокой детализацией.

Уделите внимание композиции — поэкспериментируйте. То, что сработает в обычной предметной съемке не будет выигрышно смотреться на макрокадре.

Работа с отражениями и блестящими поверхностями

При съемке блестящих предметов — металлических, драгоценных, стеклянных, объектов с глянцевым покрытием — важно правильно подбирать и фон, и схему освещения и угол съемки. Возникающее отражение от предмета или блики на нем можно использовать в своих интересах, создавая необычные сочетания.

Если все-таки стоит задача сделать блики более мягкими, то используйте отражатели или диффузоры — рассеивают жесткий, направленный свет, делают его мягче, создавая эффект естественного освещения.

Чтобы полностью избавиться от нежелательных бликов и отражений, применяйте поляризационный светофильтр. Он способен «убрать» отражения даже на лобовом стекле автомобиля. Если необходимо добиться глубокого фона без бликов, используйте бархат. Он поглощает свет и не дает световых рефлексов.

Постобработка снимков: базовые шаги

Необходимый минимум в обработке снимков:

  1. Выровнять тональность, сбалансировать тени, средние тона и светлые участки. Здесь поможет работа с кривыми и локальное применение инструментов «Осветление», «Затемнение» и «Впитывание».
  2. Убрать мелкие отвлекающие элементы или несовершенства с помощью точечной коррекции — пылинки, царапины, пятна. Используйте инструменты «Штамп», «Клонирование» или «Пипетку» и «Кисть».
  3. Баланс белого и цветокоррекция устраняют нежелательные оттенки, создает естественный цветовой баланс. Также борются с недостаточной насыщенностью цветов, освещением, избыточной яркостью или неправильной цветопередачей.

Все эти инструменты есть в в основных программах, используемых в индустрии: Adobe Photoshop, Adobe Lightroom, Luminar AI, GIMP.

Ошибки начинающих в предметной съемке и как их избежать

Начинающие фотографы допускают ошибки в предметной съемке и на этапе продумывания кадров и композиций, и на этапе настройки оборудования, иногда промахи случаются и во время ретуши. В чем чаще всего ошибаются, создавая предметную съемку?

  1. Пересвеченные снимки и недостаточная контрастность. При высокой экспозиции кадр выглядит блеклым и невыразительным, детали теряются.

    Экспериментируйте с настройками экспозиции, но если съемку проводите в автоматическом режиме, то при прибегните к экспозиционной компенсации — это скорректирует яркость снимка. 

  2. Неправильная композиция и отсутствие фокуса на главном.

    Если предмет получился размытым, то смените автоматический фокус камеры на ручной. Не забывайте про правило третей, искусственно делая акцент на важном.

  3. Проблема с декорациями.

    Избегайте захламления кадра — вокруг главного объекта не должен царить хаос. При этом отсутствие декораций и «пустой» кадр будет скучным и примитивным. Найдите баланс.

Полезные аксессуары и хитрости для улучшения результатов

Для улучшения результатов съемки можно приобрести дополнительное оборудование: 

  • Софтбокс — насадка на источник света. Создает мягкий рассеянный свет без резких бликов.
  • Отражатель или рефлектор — создает равномерное освещение и уменьшает тени на объекте съемки.
  • Дистанционный спуск — помогает снимать на расстоянии.
  • Фильтры — насадки на объектив камеры. Придают кадру нужный оттенок, смягчают свет, отсекают лишнее.
  • Вспышка или импульсный фотоосветитель — добавляет дополнительное освещение в условиях недостаточного света.
  • Системы крепления и монтажа — надежно фиксируют объекты и камеру в пространстве, на разной высоте и ракурсах. Например, при создании эффекта парения предмета.
  • Фоны — разноцветные и текстурные фоны создадут нужный визуальный эффект и настроение кадра.

Советы и лайфхаки для съемки предметов

  1. Используйте реквизит. Он помогает показать область применения предмета, его характер. Иногда реквизит можно использовать как ассоциацию для передачи философии бренда.

  2. Используйте заполняющий свет в освещении для предметной съемки — он выделяет все детали и текстуры предмета, помогает контролировать контрастность изображения и предотвращает переосвещение или затемнение объекта.

  3. Используйте красочные фоны. Они придадут настроение и характер снимкам. К тому же стандартный белый фон сделает снимок похожим на мокап.

  4. Снимайте в формате RAW. Он облегчит последующую обработку снимка и даст кадр в более высоком качестве.

  5. Ищите детали и реквизит вне дома. Для разнообразия можно использовать лесной мох, уличный асфальт, траву с газона и многое другое, на что хватит фантазии.


Базовые знания композиции, законов светотени и фотоискусства и практика в этом направлении даст больше возможностей для творчества и разнообразия подходов к созданию собственных проектов. 


1958

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие