Взгляд Юзера
Взгляд Юзера
5 мин. читать
2166 показов
1737 открытий

Взгляд изнутри: Как я использую usability-тестирование в своей работе

Usability-тестирование (от англ. usability — «удобство использования») позволяет выявить недостатки в интерфейсе и получить ценные комментарии от пользователей в процессе тестирования.

Что позволяет выявить Usability-тестирование:

  • Найти оптимальные решения для интерфейса.
  • Выявить проблемы и недочеты.
  • Определить уровень понимания интерфейса пользователями.
  • Снизить риски в последующих доработках интерфейса.
  • Получить инсайты, которые могут повлиять на дальнейшую разработку.

Существует множество способов проведения тестов, но я выделяю два основных метода, которые активно использую в своей практике:

1. Модерируемые тесты — вы находитесь рядом с респондентом (либо на звонке), что позволяет задавать вопросы и получать развернутую обратную связь. Этот метод подходит для сложных сценариев и проверки концепций.

2. Не модерируемые тесты — вы не участвуете в процессе, а передаете респондентам задания в интерфейсе или запускаете тестирование в демо-среде. Это оптимально для A/B-тестов и небольших сценариев, когда вы можете охватить большую аудиторию.

Я работаю с внутренним продуктом, поэтому поиск респондентов не составляет сложности. Про поиск внешних респондентов могу сказать одно, там гораздо сложнее.

Подготовка к Usability-тестированию

Каждое пользовательское исследование — это новая история, и я, как сценарист, планирую путь нашего главного героя (респондента). Размышляю, как он будет взаимодействовать с интерфейсом и с какими трудностями может столкнуться. Этот путь не является идеальным, но позволяет наметить ключевые точки, на которые стоит обратить внимание. Поскольку я продуктовый дизайнер, о потенциальных проблемах в интерфейсе я знаю заранее.

С чего начать, поймите следующее:

  • Суть — зачем проводим Usability-тестирование?
  • Требования — что именно нужно протестировать?
  • Цели — какой результат мы хотим получить?
  • Задачи — более детализированные цели, разбитые на конкретные функции.
  • Целевая аудитория — на ком проводим тестирование?
  • Исследовательские вопросы — что кажется важным на первый взгляд?
  • Интерфейсные гипотезы — как конкретные решения могут повлиять на метрики?
  • Продуктовые гипотезы — как изменения повлияют на весь продукт? 

Детализация вопросов 

Без четкого понимания контекста взаимодействия Usability-тест не состоится. Каждый интерфейс решает определенную задачу, и важно учитывать эти контексты. Здесь нам поможет JTBD (Jobs To Be Done) и job stories. 

Пример:

В одном тесте может быть много джобов. Я стараюсь разбивать их по блокам, но важно не перегружать интервью — время на участника должно составлять от 30 до 45 минут, иногда можно выйти за эту границу, но не более 60 минут.

К одной job story может быть несколько интерфейсных вопросов, которые формулируются так: 

Важно размечать это цветовой схемой на матрице, чтобы можно было быстро найти проблемы в сценариях.

На проблемные места я обращаю больше внимания и фиксирую комментарии пользователей стикерами на доске.

Если в процессе исследования что-то упускается — это нормально. Подготовьте шпаргалки. Раньше я использовал блокнот, но он пугает респондентов. Теперь я предпочитаю FigJam и запись экрана. После тестирования пересматриваю записи, анализируя поведение пользователей. 

Все выводы я фиксирую по блокам после ЮТ, на основе верхних табличек я примерно понимаю проблемы в блоках интерфейса или сценариях и фиксирую их в отдельной табличке.

Технические вопросы 

Решите, как будете проводить исследование: оффлайн или онлайн. 

Оффлайн: 

  • В каком месте будем находится с респондентом?
  • Какая мышка будет использоватся?
  • Как будет запускатся прототип?
  • Каков объём исследования и сколько времени это займёт? Не выгонят ли нас из переговорки?
  • Что делать, если не будет интернета?

Онлайн:

  • Есть ли у респондента фигма?
  • Как передать пользователю ссылку на прототип? 
  • Устойчиво ли соединение интернета?
  • Сможет ли респондент подключить веб-камеру и шэринг экрана?

Всё предусмотреть не получается, но постарайтесь пойти по основным моментам. Хорошим тоном будет рассказать о контексте встречи заранее и что нужно соблюсти для успешной встречи.

Приветственная речь

Начало общения задает тон всему тестированию. Я стараюсь установить доверительный диалог, перейти на «ты» и объяснить цель исследования. Особенно это важно, когда респонденты могут воспринимать меня как аудитора. 

Обсуждение общих тем, таких как погода, помогает установить комфортную атмосферу. 

После задайте вопрос по поводу записи экрана и получите разрешение, в случае отказа не делайте запись экрана.

К сожалению, не все респонденты дают согласие на запись, без записи придётся фиксировать результаты сразу и тут в дело пойдёт блокнот.

И вот оно Usability-тестирование

После всех формальностей можно передавать пользователю кликабельный прототип и задавать вопросы. 

Основные правила: 

  • Задавайте контекст смотрите за реакцией.
  • Не торопите респондента с ответами.
  • Внимательно слушайте.
  • Задавайте открытые вопросы и иногда закрытые.
  • Избегайте невербальных сигналов, чтобы не подсказывать пользователю.
  • Не оценивайте действия респондента.

Дополнительные моменты:

  • Поблагодарите респондента за выделенное время и участие.
  • Спросите об впечатлениях.
  • Легко намекните о будущем продукте и возможности дальнейшего сотрудничества.

После марафона с пользователями, можно ехать домой пить кофе и пересматривать записи, потихоньку заполняя матрицу исследования. Надеюсь эта статья была полезной для вас! 

2166
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие