Usability-тестирование (от англ. usability — «удобство использования») позволяет выявить недостатки в интерфейсе и получить ценные комментарии от пользователей в процессе тестирования.
Что позволяет выявить Usability-тестирование:
- Найти оптимальные решения для интерфейса.
- Выявить проблемы и недочеты.
- Определить уровень понимания интерфейса пользователями.
- Снизить риски в последующих доработках интерфейса.
- Получить инсайты, которые могут повлиять на дальнейшую разработку.
Существует множество способов проведения тестов, но я выделяю два основных метода, которые активно использую в своей практике:
1. Модерируемые тесты — вы находитесь рядом с респондентом (либо на звонке), что позволяет задавать вопросы и получать развернутую обратную связь. Этот метод подходит для сложных сценариев и проверки концепций.
2. Не модерируемые тесты — вы не участвуете в процессе, а передаете респондентам задания в интерфейсе или запускаете тестирование в демо-среде. Это оптимально для A/B-тестов и небольших сценариев, когда вы можете охватить большую аудиторию.
Я работаю с внутренним продуктом, поэтому поиск респондентов не составляет сложности. Про поиск внешних респондентов могу сказать одно, там гораздо сложнее.
Подготовка к Usability-тестированию
Каждое пользовательское исследование — это новая история, и я, как сценарист, планирую путь нашего главного героя (респондента). Размышляю, как он будет взаимодействовать с интерфейсом и с какими трудностями может столкнуться. Этот путь не является идеальным, но позволяет наметить ключевые точки, на которые стоит обратить внимание. Поскольку я продуктовый дизайнер, о потенциальных проблемах в интерфейсе я знаю заранее.
С чего начать, поймите следующее:
- Суть — зачем проводим Usability-тестирование?
- Требования — что именно нужно протестировать?
- Цели — какой результат мы хотим получить?
- Задачи — более детализированные цели, разбитые на конкретные функции.
- Целевая аудитория — на ком проводим тестирование?
- Исследовательские вопросы — что кажется важным на первый взгляд?
- Интерфейсные гипотезы — как конкретные решения могут повлиять на метрики?
- Продуктовые гипотезы — как изменения повлияют на весь продукт?
Детализация вопросов
Без четкого понимания контекста взаимодействия Usability-тест не состоится. Каждый интерфейс решает определенную задачу, и важно учитывать эти контексты. Здесь нам поможет JTBD (Jobs To Be Done) и job stories.
Пример:
В одном тесте может быть много джобов. Я стараюсь разбивать их по блокам, но важно не перегружать интервью — время на участника должно составлять от 30 до 45 минут, иногда можно выйти за эту границу, но не более 60 минут.
К одной job story может быть несколько интерфейсных вопросов, которые формулируются так:
Важно размечать это цветовой схемой на матрице, чтобы можно было быстро найти проблемы в сценариях.
На проблемные места я обращаю больше внимания и фиксирую комментарии пользователей стикерами на доске.
Если в процессе исследования что-то упускается — это нормально. Подготовьте шпаргалки. Раньше я использовал блокнот, но он пугает респондентов. Теперь я предпочитаю FigJam и запись экрана. После тестирования пересматриваю записи, анализируя поведение пользователей.
Все выводы я фиксирую по блокам после ЮТ, на основе верхних табличек я примерно понимаю проблемы в блоках интерфейса или сценариях и фиксирую их в отдельной табличке.
Технические вопросы
Решите, как будете проводить исследование: оффлайн или онлайн.
Оффлайн:
- В каком месте будем находится с респондентом?
- Какая мышка будет использоватся?
- Как будет запускатся прототип?
- Каков объём исследования и сколько времени это займёт? Не выгонят ли нас из переговорки?
- Что делать, если не будет интернета?
Онлайн:
- Есть ли у респондента фигма?
- Как передать пользователю ссылку на прототип?
- Устойчиво ли соединение интернета?
- Сможет ли респондент подключить веб-камеру и шэринг экрана?
Всё предусмотреть не получается, но постарайтесь пойти по основным моментам. Хорошим тоном будет рассказать о контексте встречи заранее и что нужно соблюсти для успешной встречи.
Приветственная речь
Начало общения задает тон всему тестированию. Я стараюсь установить доверительный диалог, перейти на «ты» и объяснить цель исследования. Особенно это важно, когда респонденты могут воспринимать меня как аудитора.
Обсуждение общих тем, таких как погода, помогает установить комфортную атмосферу.
После задайте вопрос по поводу записи экрана и получите разрешение, в случае отказа не делайте запись экрана.
К сожалению, не все респонденты дают согласие на запись, без записи придётся фиксировать результаты сразу и тут в дело пойдёт блокнот.
И вот оно Usability-тестирование
После всех формальностей можно передавать пользователю кликабельный прототип и задавать вопросы.
Основные правила:
- Задавайте контекст смотрите за реакцией.
- Не торопите респондента с ответами.
- Внимательно слушайте.
- Задавайте открытые вопросы и иногда закрытые.
- Избегайте невербальных сигналов, чтобы не подсказывать пользователю.
- Не оценивайте действия респондента.
Дополнительные моменты:
- Поблагодарите респондента за выделенное время и участие.
- Спросите об впечатлениях.
- Легко намекните о будущем продукте и возможности дальнейшего сотрудничества.
После марафона с пользователями, можно ехать домой пить кофе и пересматривать записи, потихоньку заполняя матрицу исследования. Надеюсь эта статья была полезной для вас!